Предмет: Математика Тема: «Решение задач. Закрепление»
Оценка 5

Предмет: Математика Тема: «Решение задач. Закрепление»

Оценка 5
docx
математика
02.04.2020
Предмет: Математика Тема: «Решение задач. Закрепление»
4. урок математики.docx

Открытый урок

Предмет: Математика

Тема: «Решение задач. Закрепление»

 

Цель урока: формирование фундаментальных знаний учащихся

 

Задачи урока:

Образовательная: содействовать приобретению  навыков, необходимых для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат); закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания, геометрический материал;  формировать процесс творческого подхода к решению задач;

Развивающая: содействовать развитию внимания, логического мышления, памяти, грамотной речи;

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике через занимательность и наглядность; содействовать воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи и добрососедства;

Тип урока: творческий урок-практикум

Вид урока: урок изучения и закрепления знаний

Педагогические технологии: использованы элементы технологии деятельностного метода, развивающего обучения, коллективно-творческое дело, элементы информационно-коммуникативной  технологии;  личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения;
Средства обучения: компьютерная презентация, наглядность, раздаточный материал.

 

План урока:

 

 

 


1. Организационный этап.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Устный счёт.

4. Минута чистого письма.

5. Работа по теме урока.

1) Решение примеров.

2) Решение задач разного типа.

3) Физминутка.

6. Применение и закрепление изученного материала.

7. Итог урока.

 

 

 

 

Ход урока:

1.    Орг. этап.  Слайд № 1

- Ребята, покажите свои умные глазки, ровные спинки,
- Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
- Повернитесь ко мне. Здравствуйте, ребята! Садитесь!

 

С добрым словом! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать.

Тут затеи и задачи, игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!

- А сейчас  посмотрите на экран. И давайте прочитаем вместе цитату сегодняшнего урока:   Слайд № 2

«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает»

- Я думаю, вы согласны с этим утверждением?

 

2.     Сообщение темы и целей урока   Слайд № 3

- И у нас сегодня урок математики. А начнем мы его  с интересного сообщения. Вчера ко мне на электронную почту пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим:

«Видеописьмо: На экране отрывок из мультфильма «Ох и Ах» (2 мин.). А сегодня к нам на урок пришли сами Ох и Ах:

 

Жили были Ох и Ах!

Друг от друга в двух шагах:

Ох был грустным, недовольным

Ах весёлым и проворным.

Ох учиться не хотел

Ах, читать, считать умел

У Аха в дневнике  порядок.

В тетрадках чисто, нет помарок

 

У Оха в доме много пыли,

В углах по две, три паутины,

А что в тетрадях, вот беда!

Ошибки, кляксы, ерунда,

За что не взялся бы наш Ах-

Работа спориться в руках

За что не взялся бы наш Ох,

Услышишь только Ох и вздох!

АХ: - Здравствуйте, ребята!  Однажды  я  пришёл  к  Оху и застал его в грустном настроении: Ох учился решать задачи:

Ох: Ох-ох- хо!

Хоть дерись ты, хоть ты плачь-
Не могу решать задач.
Я не знаю, как считать,
И с чего их начинать?
Я не знаю, вы решите,
Помогите! Объясните!
На урок к себе пустите.

Ах! А ты верь в себя - у тебя всё получится! Ребята, а вы любите решать задачи? Научите Оха не бояться решать задачи!

Ох: Да научите, пожалуйста!

 

Учитель: Ребята, я считаю,  мы должны помочь Оху. Сегодня мы будем решать задачи, тем более что тема нашего урока Слайд № 4 «Решение задач. Закрепление» и покажем, какое это интересное, а для многих вас и любимое дело. Правда? А Ох и Ах будут принимать участие в работе на уроке.

 

3. Устный счёт:

- А у нас устный счёт. Ведь, чтобы хорошо решать задачи, нужно научиться  отлично, считать:

- Назовите самое маленькое двузначное число (10);

- Назовите соседей числа 99 (98 и 100);

- Увеличьте число 28 на 2 единицы (30);

- Увеличьте число 28 на 2 десятка (48);

Назовите двузначные числа, в которых 7 единиц (17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97)

- Первое слагаемое 8, сумма  равна 16. Чему равно второе слагаемое? (8)

- Уменьшаемое 58, вычитаемое 20, Чему равна разность? (38)

- Первый отрезок – 8 см , второй на 2 см длиннее. Чему равна их сумма? (18 см)

- У двух братьев 29 орехов. У старшего брата 9 орехов. Сколько у младшего? (20 )

- Ласточки улетели в тёплые края 13 октября, а скворцы на неделю позже. Какого числа улетели скворцы? (20 октября)

 

- Молодцы, хорошо посчитали, а теперь открываем тетради, У нас уже записано число и классная работа. И сейчас минутка чистого письма:  Слайд № 5

Минутка чистого письма:

45 108  2

47  16

3  4  502

20  20  20

- Ребята, оказывается стихи можно писать не только при помощи слов, но и при помощи чисел. Запишите это весёлое стихотворение у себя в тетрадях.

4. Применение и закрепление изученного материала.

1) Решение примеров:

37 + 14= 61 (51)            56 + 24 = 80

19 + 57=76                    42 – 23= 19

26 + 56=81 (82)             11 + 49 = 50 (60)

- На доске прикреплены карточки с примерами, у которых уже есть ответы. Ребята, Ох и Ах решали примеры. Я не знаю, правильно ли они решили. Вы сейчас решите все примеры в тетради, а потом проверим.

Затем картинки с правильным решением  крепятся под картинкой Аха, а с неверным под Охом.

 

- А теперь запишите слово «Задачи» Слайд № 6

 

- Чтобы отлично выполнять какое-либо дело нужно  его хорошо изучить и делать всегда с удовольствием. Это относится и к решению задач:

 Сейчас  я предлагаю вам узнать, когда появилась первая математическая задача:

(презентация) Слайды 8- 10

Оказывается, самой первой задаче на Земле уже около 3000 лет. Очень давно в Древнем Египте – в стране пирамид, люди уже занимались математикой. Археологи нашли древний свиток – папирус Ахмеса,  на котором  были записаны первые тексты задач. Они были в виде рисунков и символов. Тогда тексты задач  были связаны со строительством домов и подсчетом домашних животных, посадкой пшеницы и фруктов.

Вот текст одной задачи из этого древнего папируса: Слайд № 11У пяти людей  по одной кошке, каждая кошка съедает по мышке. Сколько всего мышек съели кошки? (5 мышек) Проверка СЛАЙД № 12

- Молодцы!  Вы решили одну из самых древних задач. Теперь любые задачи вы будете решать легко.

А вот задачу, которой 400 лет – это старинная русская задача, мы будем решать письменно СЛАЙД № 13

 К доске Кругова Алина

*   На зиму крестьянин запас 38 вязанок сена. Корова съедает за зиму 21 вязанку, а остальное съедает лошадь. На сколько меньше вязанок сена съедает лошадь?  (крестьянин – это сельский житель, который занимается выращиванием зерна, овощей или разведением домашних животных)  

- Как называется такая задача? (на нахождение третьего слагаемого)

- Молодцы!  Мы решили ещё одну старинную задачу.

- А сейчас Юлдашева Ясмина расскажет нам, ЧТО ТАКОЕ ЗАДАЧА?  СЛАЙД № 15

Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть - условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.

Вторая часть - вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов: сколько всего, сколько стало, сколько осталось, на сколько больше и других. 

 - Спасибо! Итак – задача - это: условие,  вопрос

СЛАЙД № 16 – 20  Маша решила составить задачи для Медведя. Давайте, посмотрим, являются ли эти высказывания задачами:

        

Сколько бочонков мёда у Медведя?- Является ли это высказывание задачей? Почему (нет условия)

 

У Нины 12 яблок , а у Вали на 8 больше. (Нет вопроса)

 

На ветке сидело 16 слонов. 5 улетело, сколько осталось?(Задача с несуществующими данными)

 

*    На первом кусте было 43 ягоды малины, а на втором 24. Сорвали 30 ягод. Сколько ягод осталось? (составная на нахождение остатка)(набрать опорные слова)

А теперь мы попробуем составить задачу по картинке:

Решение в тетрадях. Ответ 9 кг груш в 3 корзине

 

Математическая разминка:

Если высказывание верное вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете:

  • Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. (да)
  • Треугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.(нет)
  • Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.(да)
  • Разность – результат сложения.(нет)
  • Прямоугольник, у которого все стороны равны называется квадрат (да);
  • Компоненты при сложении называются: слагаемое, слагаемое, сумма.(да)
  • Уменьшить число на несколько единиц, значит прибавить. (нет)
  • Если к числу прибавить или отнять нуль, то получится тоже самое число (да)
  • Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.(да)
  • Задача, для решения которой надо выполнить несколько арифметических действий называется составной (да)

А завершим разминку интересной загадкой

На слайде: О Д Т Ч П Ш С В Д Д СЛАЙДЫ 22 - 23

- На просторах  интернета, говорят, что  эту загадку ученик 2-го класса решает за 1 минуту, старшеклассник – за 15 минут,  а профессор - не решит никогда»

- Давайте, проверим:    Что скрывается за этими буквами ?

 

- Правильно, ну вы настоящие второклассники! Ну а если кто-то  не догадался, наверно, он  профессор.

 

*    Геометрические задачи люди стали решать тоже очень давно. Сегодня я предлагаю решить старинную геометрическую задачу, которая называется шкатулка леди Изабеллы.

У прекрасной леди Изабеллы была шкатулка, крышка, которой была прямоугольной формы и по краю отделана золотой полоской. Леди Изабелла пообещала выйти замуж за того юношу, который узнает какой длины золотая полоска на шкатулке. При этом известно, Длина крышки шкатулки 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найти длину золотой полоски (решение у доски) Мустапаев Алёша.

 

У вас на столах листки с задачами: В левой части листка условия задач, а в правой части решения этих задач. Соедините линией условие задачи и её решение.  

 

Карточка № 1

 

 

1. В двух корзинах  49 яблок. В первой корзине 23 яблока, а остальные во второй корзине. На сколько больше яблок во второй корзине?

 

2. У Пети 18 значков, а у Васи на 13 значков больше. Сколько всего значков у мальчиков?

 

3. У Аллы 16 ирисок, а у Анны 8 ирисок.  На сколько больше ирисок у Аллы?

 

 

4.  На полянке выросло 11 лисичек и 7 сыроежек. Когда ёжик унёс несколько грибов , на полянке осталось 3 грибочка. Сколько грибов унёс ёжик?

 

 

 

1

1) 18 + 13 = 31

2) 18 + 31 = 49

 

 

2

1) 11 + 7 = 18

2) 18 – 3 = 15

 

3

1) 49 – 23 = 26

2) 26 – 23 = 3

 

4

16 – 8 = 8

Проверка.  1- 3; 2-1; 3-4; 4-2

 

- Я знаю, что Ох и Ах хотят провести с вами физминутку, пожалуйста:

ФИЗМИНУТКА

Смешные человечки

Скучали на крылечке.

И вот они решили

Зарядку провести:

 

- Покажите все ладошки:

Покрутите их немножко (3 раза)

На меня все посмотрите

Точно всё вы повторите (вращение плечам)

Раз-два-три, раз-два-три,

Не ленись и не хитри.

А теперь покажем ушки.

Ими крутим на макушке.

А теперь покажем ножки,

Ими ходим по дорожке.

Тело вправо, тело влево

Ах, какое это дело.

Что понравилось, дружок?

А теперь опять урок.

 

Решение  задачи одним выражением: По записи на слайде

Груш – 17 кг, яблок на  4 кг меньше, чем груш, а слив на 8 кг больше, чем груш. Сколько всего кг фруктов? Решаем одним выражением: 17 + (17 - 4) + (13 + 8) =

Сегодня мы с вами решали задачи арифметическим способом, то есть с помощью арифметических действий. Но есть ещё способ решения задач. Он называется алгебраический. Это решение задач с помощью уравнения. Говорят, что уравнение - это язык математики. Давайте сейчас решим задачу математическим языком - с помощью уравнения:

В коробке было несколько карандашей. После того, как взяли 22 карандаша, в ней осталось 7 цветных и 9 простых карандашей. Сколько карандашей было? Х – 22  = 7 + 9 Ответ: 38

Резервное задание: Работа с величинами

- На доске расставлены в свободном порядке величины времени, нужно расставить их в порядке возрастания:

57 мин , 68 мин, 1 ч 47 мин, 1 ч 9 мин, 117 мин, 1 ч 47 мин, 120 мин, 2 ч 2 мин

Итог урока:

- Сегодня на уроке мы показали, как научились решать задачи,  и даже то, как мы работаем с задачами творчески.

- Молодцы! Здорово мы поработали!

- Ребята, я знаю, что вам очень нравиться составлять свои задачи. Вы с удовольствием мне их приносите, мы решаем на уроках, придуманные  вами задачи. А я составила сборник, ваших задач и сегодня на уроке у нас Презентация наших двух сборников. (презентация - это первый показ, ещё никто не видел эти книжки). Вот эти сборники- здесь задачи, картинки.  Мы подарим такие сборники учителям начальных классов,

у которых в следующем году будут первоклассники, чтобы они в своём классе тоже решали задачи с ребятами.

Рефлексия.

- Наш урок подходит  к завершению. За работу на уроке я выставлю оценки, после того как проверю ваши работы в тетрадях и на карточках!

Домашняя работа у вас тоже будет увлекательная- задания на специальных карточках.

Я предлагаю, чтобы вы напоследок, что-то посоветовали, пожелали Оху  и Аху! Ответы детей:

А я в свою очередь закончу урок словами известного математика  Джорджа Пойя: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

 

Урок окончен. Спасибо!

 

 


 

Открытый урок Предмет: Математика

Открытый урок Предмет: Математика

Ход урока: 1. Орг. этап

Ход урока: 1. Орг. этап

Ох: Ох-ох- хо! Хоть дерись ты, хоть ты плачь-

Ох: Ох-ох- хо! Хоть дерись ты, хоть ты плачь-

На доске прикреплены карточки с примерами, у которых уже есть ответы

На доске прикреплены карточки с примерами, у которых уже есть ответы

Сколько бочонков мёда у Медведя?-

Сколько бочонков мёда у Медведя?-

У вас на столах листки с задачами:

У вас на столах листки с задачами:

Решение задачи одним выражением:

Решение задачи одним выражением:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020