Предметная система обучения в начальной школе- да или нет
Оценка 4.8

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
3 кл—5 кл
02.12.2019
Предметная система обучения в начальной школе- да или нет
Приведены результаты исследования
Предметная система.docx

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Введение

             Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Психологическое здоровье является очень важным показателем здоровья вообще и фактором, влияющим на качество жизни.  Оно зависит от многих факторов, в том числе от внутреннего состояния человека.  Пятый класс –один из важных этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы. С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. [3, с. 120] Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – все это является довольно серьезным испытанием. В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники». В силу некоторых обстоятельств, переход к этой системе происходит раньше. Это вызывает тревогу у родителей и части педагогов. Мы провели данное исследование с целью изучения адаптации обучающихся к пятому классу, и, опираясь на результаты исследования, проводить разъяснительную работу среди родителей и учителей для уменьшения их тревоги по поводу раннего перехода на предметное обучение. То есть мы хотим изучить влияние предметной системы обучения в начальной школе на психологическое состояние обучающихся и провести работу для улучшения этого состояния, и как следствие психологического здоровья как обучающихся, так и родителей с учителями.

             Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Первый год обучения на второй ступени общего образования имеет для школьников огромное значение, так как от его успешности во многом зависит то, как сложится их дальнейшая жизнь и деятельность в основной школе. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

             Несмотря на важность указанных задач, до недавнего времени число научных исследований, посвященных психологическим особенностям пятиклассников и их адаптации к условиям обучения в средней школе, было невелико (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, A.M. Прихожан, Т.Н. Юферева).

             В последнее время интерес исследователей к проблеме адаптации детей в данный период школьной жизни значительно возрос (Г.А. Цукерман, JI.A. Ясюкова и др.). Однако методическое обеспечение деятельности психологов образовательных учреждений по организации психологического сопровождения учащихся на этапе перехода в среднюю школу в основном продолжает базироваться преимущественно на обобщении практического опыта специалистов, накопленного в условиях современной массовой школы (М.Р. Битянова, Е.И. Данилова, Е.Г. Коблик и др.), а не на результатах целенаправленных научных исследований. Многие вопросы, такие как оценка психологического ресурса адаптации младшего подростка к изменениям образовательной среды, влияние уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников, влияние на адаптацию предметной системы обучения, изучены недостаточно глубоко.

            Таким образом, выбор темы исследования обусловлен проблемой: недостаточной научной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в средней школе. Особенно актуальна эта тема в последнее время (особенно для нашей школы), когда из- за нехватки педагогических кадров в некоторых классах начальной школы вводится предметная система обучения, что может сказаться на здоровье.

             Цель исследования: выявить зависимость адаптации обучающихся пятых классов от ведения предметной системы обучения в начальной школе.

             Объект исследования: психологическая адаптация учащихся к обучению в школе.

            Предмет исследования: особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу.

            Гипотеза исследования: психологическая адаптация, соответственно сохранение здоровья, учащихся к условиям обучения в средней школе проходит легче в классах с предметной системой обучения в четвертом классе.

Задачи исследования:

1.      Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме психологической адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе;

2.      Провести тестирование по определению уровня мотивации;

3.      Провести тестирование по определению уровня тревожности;

4.      Выявить зависимость мотивации и тревожности от системы обучения в начальной школе.

     Методологическую основу исследования составили научные принципы: развития, единства личности, системности.

     Методы исследования. В процессе выполнения работы использовались эмпирические методы (наблюдение, опрос, тесты), сравнительный метод исследования.

     Экспериментальная база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе средней школы с углубленным изучением № 39 города Чебоксары. В нем приняли участие 90 учеников пятых классов.

Основная часть

              В 2017- 2018 учебном году в МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары было 4 четвертых класса. В начале учебного года 4А класс в связи с переводом учителя на другую должность перевели на предметную систему обучения. Та как есть споры о целесообразности такой системы в начальной школе, мы решили провести научно- исследовательскую работу и выяснить зависимость адаптации пятиклассников от системы обучения. Наблюдение показывает, что обучающиеся 5А класса ведут себя спокойнее и увереннее, чем обучающиеся параллельных классов. Но что покажут исследования? Кто же легче и лучше адаптировался к условиям обучения в средней школе?

            Успешность психологической адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе определяется их индивидуальным психологическим ресурсом, характеризующимся сочетанием и уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), когнитивного (уровень мышления), мотивационно-личностного (внутренняя мотивация учения) [1, с.8].

            Для проведения работы использовались следующие методики:

1.  Определение уровня школьной тревожности Филлипса;

2.  Определение уровня школьной мотивации Лускановой.

               В сентябре 2018 года проведены во всех пятых классах две диагностики с целью определения уровня адаптации к средней школе: школьной мотивации (как считает Микляева А.В. «важнее всего- способствовать формированию у ребят позитивной мотивации к работе» [2, с. 8]), школьной тревожности учащихся, как «центрального фактора психологической адаптации» [1, с. 15].

             Опросник Филлипса позволяет изучить уровень тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Мы провели диагностику в групповой форме, на слух.  Методика Филлипса содержит 58 вопросов. Из них мы взяли только те вопросы, которые относятся к общей школьной тревожности (их 22, приложение 1).   При обработке подсчитывается количество баллов выше 50% (повышенный уровень) и выше75% (высокий уровень). Повышенный уровень примерно одинаков во всех классах, а высокий имеет различия. Именно на этот уровень мы и обратили внимание.  Результаты диагностики школьной тревожности приведены в диаграмме 1.

 

                                                                                       Диаграмма 1. Школьная тревожность.

              На диаграмме видно, что обучающихся с высоким уровнем тревожности в 5А меньше, чем в других 5-х классах. Высокий уровень тревожности есть у 3 (11%) обучающихся 5А класса и 11 (17%) обучающихся 5Б, В и Г классов.

             По методике Лускановой (приложение 2) школьная мотивация делится на пять уровней. От негативного отношения к школе до высокой учебной мотивации. Со средним уровнем мотивации примерно одинаковый процент обучающихся: 9 человек- 34% в 5А и 27 обучающихся- 38% в 5Б, В, Г. Это ученики с положительным отношением к школе.

               Результаты приведены на диаграмме 2.

Диаграмма 2 Школьная мотивация

 

 

            Из диаграммы видно, что в 5А классе 5 учеников- 19% обладают очень высоким уровнем школьной мотивации, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. В других пятых классах обучающихся с очень высоким уровнем школьной мотивации нет. С негативным отношением к школе в 5А классе нет ни одного обучающегося, в то время, как в других классах количество таких обучающихся 7 человек, что составляет примерно 10%.

            Можно сделать вывод о том, что адекватный уровень школьной тревожности приводит к высокой мотивации обучающихся.

             Таким образом, мы изучили два компонента, характеризующие адаптацию к школе: уровень тревожности и уровень мотивации. По результатам этих методик получается, что обучающиеся 5А класса:

1)      менее тревожны;

2)      более мотивированы.

Отсюда мы делаем вывод, что у учеников 5А класса более высокий уровень адаптации к обучению в средней школе.  Приходим к заключению, что психологическая адаптация к условиям обучения в средней школе проходит легче в классе с предметной системой обучения в начальной школе.

 

Заключение

               Наше исследование было посвящено изучению особенностей психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе с начальной на основную ступень общего образования. Успешная адаптация школьников в данный период является основой их полноценного психического развития, социализации и сохранения психического здоровья. Основным критерием психологической адаптации мы считали эмоциональное благополучие ученика, вывод о котором делался на основании данных о школьной тревожности ребенка в указанный период, что приводит к мотивации обучения и его успешности.

             Наша гипотеза о том, что психологическая адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе проходит легче в классах с предметной системой обучения в четвертом классе, подтвердилась.

               Научная новизна исследования заключается в определении зависимости уровня адаптации от системы обучения в четвертом классе.

             Теоретическая значимость исследования: результаты работы углубляют и расширяют имеющиеся представления о структуре и формировании психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в среднюю школу.

            Практическая значимость исследования определяется возможностями использования полученных результатов для разъяснения родителям обучающихся и учителям начальных классов о целесообразности перехода на предметную систему обучения, т.к. в этом есть свои плюсы: им по данным нашего исследования легче адаптироваться к средней школе. Опираясь на результаты работы, в этом году в нашей школе введено частичное предметное обучение в первых классах.

            На вопрос, заданный в названии нашей работы, мы отвечаем: «Да».

 

Список литературы.

1.      Дмитриева С. В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу Дисс. к. психол. н. М.: 2003

2.      Микляева А.В. Я- подросток /Программа уроков психологии: С.-П., 2006 – 335 с.

3.      Юферева Т.И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю // Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

 

 

 

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет

Предметная система обучения в начальной школе- да или нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019