Представление педагогического опыта
Оценка 4.6

Представление педагогического опыта

Оценка 4.6
docx
русский язык +1
26.11.2022
Представление педагогического опыта
Представление педагогического опыта учителя русского языка
Представление педагогического опыта.docx

Педагогический опыт

Жданкина Ирина Николаевна

Тема опыта: «Развитие познавательной активности на уроках письма и развития речи,  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »

Автор педагогического опыта:  Жданкина Ирина Николаевна, учитель русского языка  ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

 

Уроки должны быть яркими,   материал – запоминающимся,  а учитель – “артистом, художником,  горячо влюбленным в свое дело…”

(А. П. Чехов)

Актуальность педагогического  опыта.

     Актуальность формирования познавательных интересов  учащихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

В настоящее время перед всей нашей системой образования и, в частности, перед  школой, очень остро стоит проблема повышения качества знаний.

В связи с этим повысилось внимание к проблеме формирования познавательных интересов у школьников.

В настоящее время проблема развития познавательной активности у

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в педагогике и психологии, так как она является одним из важнейших мотивов учения. Меняющиеся социально-экономические условия современной жизни требуют от человека теоретических знаний, нестандартного мышления и активизации его интеллектуальных способностей.

В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     

Идея педагогического  опыта.

 

  Мне как учителю, приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучении детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одним из ярких проявлений не успешности в изучении русского языка обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) является: большое количество ошибок на письме, бедность словарного запаса,  неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций, замедленное восприятие учебного материала, трудности в освоении умений, навыков и т.д.

  Главной целью в  моей работе  с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Теоретическая база опыта.

    Познавательная активность детей напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов, так как при их развитии расширяется кругозор, становятся разнообразнее интересы  школьников с интеллектуальными нарушениями. 

 А наилучшим средством развития познавательной активности и познавательных процессов являются  игры, так как они позволяют делать процесс обучения интересным, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала. Возможности использования игры в данных целях непревзойденно велики. Прогрессивные русские ученые – педагоги, психологи, врачи (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, и многие другие) раскрыли значение игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

 

Новизна опыта.

  В Федеральном  Государственном  Образовательном Стандарте  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорится об особых образовательных потребностях, к которым они относятся: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося

 к обучению и социального взаимодействия с окружающей средой, стимулирование познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы  включают сформированность мотивации к обучению и познанию.

 

Технология опыта.

  У детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения.

   Передо мной, как учителя школы-интерната, всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний,  нейтрализовать отрицательные мотивы, воспитывать  положительную мотивацию к  учению.  

 А чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), я придерживаюсь  основных этапов  овладения знаниями:

- восприятие

- осмысление учебного материала

- запоминание и закрепление

- применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.

  Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют обучающиеся  в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.

Для развития познавательной активности  обучающихся  я стараюсь  применять  на уроках,  разные приемы, которые способствуют  привлечению внимания обучающихся  к урокам письма и развития речи, развитию интереса, активности детей.

  Один из таких приёмов, это использование  игры на уроках. Игра  способствует развитию  обучающиеся  психических функций: речи, как письменно, через составление предложений, вырабатывается умение выражать свои мысли логично, устной через высказывание своих мыслей, приведение доказательств и т.д.  

   Игра значительно повышает интерес учащихся к урокам русского языка, благодаря тому, что  дети  оказываются в различных ситуациях, они сами ищут из них выход, у них появляется возможность проявить свои способности, высказать свое мнение.

На своих уроках письма и развития речи  используются такие игры, как «Верни приставку», «Кто на чём играет?», «Три склонения», «Большой-маленький», лото «Кто? Что?», лото «Трудные шипящие», лото «Состав слова» и т.д.

   При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. 

   Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

  Уроки, во время которых используются дидактические игры, особенно нравятся обучающимся. Игра на уроке снимает напряжение, концентрирует внимание учащихся на изученном материале, развивает память, наблюдательность.  

  Использую также на уроках письма и развития речи « Орфографические пятиминутки»:

1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.

2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово».

3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.

4. Картинный диктант (показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).

5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.

6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном»)

7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.

8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).

9. Восстановление деформированного предложения.

  Познавательную деятельность детей, как показывает практика,   активизируют различные самостоятельные работы: коллективные и индивидуальные, в которых используется раздаточный материал, дидактические карточки. Так, при изучении новой темы на уроках письма и развития речи организовываю  самостоятельную работу по заполнению начатой таблицы. Например, (Ниже приведен вариант карточки, используемой на уроке по теме: «Части речи»)

Названия предметов

Названия действий

Названия признаков

Кто? Что?

Что делает? Что делал? Что сделает?

Какая? Какие? Какое?

ветер

собака

поднимет

подпрыгнет

жёлтое

вкусное

  При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные». Предлагаю  обучающимся  в парах заполнить таблицу.

фамилия

имя

кличка

город

деревня

Петров

Даша

Шарик

Ульяновск

Семёновка

Иванов

Саша

Барсик

Москва

Ивановка

   Активно на  уроках письма и развития речи  использую  ИКТ, что  позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Использую компьютерные и  ауди – визуальные  технологии на своих уроках, которые  значительно  повышающего   качество образования, делает   процесс обучения и воспитания  более  современным  разнообразным и  насыщенным. Применение компьютерных технологий на уроках позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач в моей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Считаю, что образовательные технологии позволяют повысить интерес  обучающихся  к учебной деятельности. Они  предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

 

 Результативность опыта.

    При подготовке к урокам я стараюсь привлечь интерес, внимание  обучающихся  к своему предмету. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи в обучении ободряют, воодушевляют ребенка, помогают ему раскрыться как личности.

     Стараюсь создавать на уроке атмосферу доброжелательности,

направлять учебно-познавательный процесс на достижение

конечного результата , осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса,  избегать перегрузки обучающихся,

 учитывать наследственность и особенности психофизического

развития детей.

   Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность. Таким образом , познавательная активность обучающихся  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) ,  в  связи с дефицитом  развития всех психических функций,  имеет низкий уровень  и должна сопровождаться повсеместной активизацией. Очевидна необходимость работы  направленного на формирования у них познавательного интереса.

Мой опыт позволяет сделать вывод о том , что  активизация познавательной деятельности  обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на уроках  письма и развития речи  даёт положительные результаты.

 

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

   Мой  педагогический опыт может быть полезен для  педагогов, которые непосредственно  работают  с обучающимися  с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), родителям, студентам дефектологических факультетов.

Также своим педагогическим опытом я делюсь с коллегами, выступаю с докладами, выступлениями на уровне школы – интерната  (педсоветах, семинарах по дефектологии, ШМО учителей), систематически провожу открытые уроки по предмету, внеклассные мероприятия.

Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на  сайте     

 

 Список литературы

1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

2.Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.Якубовская Э. В. Методические рекомендации для учителя. М.: «Просвещение», 2008.

4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

5.Кулюткин Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: АПКРО, 2005.

6.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. - М.: Инфра, 2003.

7.Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. - М.: Просвещение, 1983.

8.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С. 5-8.

9.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 2002.

10.Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998.

 

Педагогический опыт Жданкина

Педагогический опыт Жданкина

В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Новизна опыта. В Федеральном

Новизна опыта. В Федеральном

Игра значительно повышает интерес учащихся к урокам русского языка, благодаря тому, что дети оказываются в различных ситуациях, они сами ищут из них выход, у них…

Игра значительно повышает интерес учащихся к урокам русского языка, благодаря тому, что дети оказываются в различных ситуациях, они сами ищут из них выход, у них…

Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох)

Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох)

Считаю, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности

Считаю, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022