Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
Оценка 4.9

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Оценка 4.9
Лекции
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.03.2018
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты возникают помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знает о них, либо не придает им значения. Конфликты возникают в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе или там и тогда, где нечто, какую-то вещь нельзя поделить.
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.docx
«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников        В   настоящее   время   конфликты   рассматриваются   как   сложное   социальное явление. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты   возникают   помимо   желания   их   участников.   Происходит   это   из­за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знает о них, либо не придает им значения.        Конфликты   возникают   в   силу   сложившейся   дисгармонии   межличностных отношений между людьми в обществе или группе или там и тогда, где нечто, какую­ то вещь нельзя поделить.  Это может быть власть, правота, территория, игрушка, любовь и т.д.  Обычно, к конфликтам   приводят   противоречия   между   интересами,   ценностями,   целями, мотивами, ролями. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной   неприязни.   Часто   возникший   конфликтный   процесс   трудно   остановить. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, которые противоречат их внутреннему естеству.        В современных условиях проблема эффективного  разрешения конфликтов приобретает   актуальность   в   плане   улучшения   эмоционального   климата межличностного   взаимодействия,   что   является   необходимой   составляющей успешности этого процесса.                                           Причина.         Существует   огромное   многообразие   причин   возникновения   конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает А.А Бодалев, конфликт вызывается следующими тремя группами причин обусловленных: ∙      Трудовым процессом; ∙      Психологическими   особенностями   и   антипатиями,   культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.; ∙      Личностным   своеобразием   членов   группы,   например,   неумением контролировать свое эмоциональное состояние. Агрессивностью, бестактностью.        В   своей   книге   «Дошкольник   в   современном   мире»   Е.О.   Смирнова   и   Т.В. Лаврентьева   утверждают,   что   в   середине   дошкольного   возраста   происходит решительный   перелом   в   отношении   к   сверстнику.   Картина   взаимодействия   детей существенно   меняется.   После   четырех   лет   общение   (в   особенности   у   детей, посещающих детский сад) со сверстником становятся привлекательнее общения с взрослым   и   занимает   все   большее   место   в   жизни   ребенка.   Дошкольники   уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку). И другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.         Наряду   с   потребностью   в   совместной   игре   у   ребенка   4­5   лет   обычно появляется   потребность   в   признании   и   уважении   сверстника.   Эта   естественная потребность   создает   массу   проблем   в   отношениях   детей   и   становится   причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремиться привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из­за неспособности услышать партнера.         Дело в том, что маленькому ребенку необходима уверенность в том, что он самый   хороший,   самый   любимый.   И   ему   приходится   доказывать   свое   право   на уникальность и превосходство. И сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать.        В   детском   общении   в   этом   возрасте   появляется   конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение.   Через   сравнение   со   сверстниками   он   оценивает   и   утверждает   себя   как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе,  а «в глазах другого».       Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную Ф.Б. Элькониным   динамику:   у   младших   детей   конфликты   чаще   всего   возникают   из­за игрушек. У детей среднего возраста – из­за ролей, а в более старшем возрасте из­за правил игры.        Детские   конфликты  могут   возникать   по   поводу   ресурсов   (связанных   с предметами,   интересами),   дисциплины   (поведения),   трудности   в   общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).          Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.         Факторами,   обостряющие   проявление   конфликта   в   детском   коллективе, являются: ∙      повышение   и   внешнее   проявление   накала   страстей   (гнев,   страх,   тревога, разочарование); ∙      проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт; ∙      отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;                         Факторы, ведущие к ослаблению конфликта: ∙      уход на нейтральную сторону; ∙      беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация; ∙      уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в регулировании конфликтных ситуаций; ∙      сохранение и укрепление межличностных отношений.        В   анализе   детских   конфликтов   вполне   можно   рассматривать   способы   и формы их разрешения, динамику протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участников, их мотивацию и субъективную интерпретацию.                   Разрешение конфликтов в детском коллективе.         К.Фопель замечает, что «помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое   произведение   искусства,   в   создании   которого   все   принимают   участие подобно музыкантам одного оркестра».         В   словаре   «Социальные   работы»   дано   такое   определение   понятию «разрешение конфликта». Оно понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны: обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия.       Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методам проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Нравоучения   о   справедливости,   угрозы,   внушение   чувства   вины   ни   к   чему хорошему   не   приводят.   Задача   взрослых   состоит   в   том,   чтобы   научить   детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание выслушать другого, договориться. Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему. ∙      Вмешаться   в   конфликт.   Прервать   акт   насилия   (здесь   можно прокомментировать   происходящее,   попытаться   отвлечь   ссорящихся,   разнять противников); ∙      оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; ∙      оказать помощь пострадавшему; ∙      сообщить   виновнику,   если   его   вина   не   подлежит   сомнению,   о   своем неудовольствии; ∙      позаботиться о поддержке; ∙      избавиться от «зрителей»; ∙      успокоить участников конфликта; ∙      разрешить конфликт; когда  дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия; ∙      сделать   выводы,  какие   последствия   влечет  за   собой  поведение,  играет   ли наказание какую­нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет. Сюжетно­ролевая   игра,   и   интерактивные   игры   и   упражнения   как   метод обученияконструктивному разрешению конфликтов. В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются: o  сюжетно­ролевые игры (с наличием проблемных ситуаций); o  имитационные   игры   (имитирующие   в   чистом   виде   какой­либо   «человеческий процесс»); o  интерактивные игры (игры на взаимодействие), o  социально­поведенческие   тренинги   (направленные   на   обучение   модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации); o  обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; o  психогимнастика; o  чтение и обсуждение художественных произведений; o  просмотр   и   анализ   фрагментов   мультипликационных   фильмов   с   последующим моделированием новых версий­дискуссий. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Игра на сплоченность и сотрудничество. «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход   игры:   Ведущий   тихим   и   таинственным   голосом   говорит:   «Встаньте, пожалуйста,   в   круг   и   возьмитесь   за   руки.   Мы   одно   большое   доброе   животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Обучение эффективным способам общения. «Хороший друг». Цель: развивать навык налаживания дружеских  взаимоотношений. Ход игры: Для проведения игры понадобятся: бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы. Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе в нем больше всего нравиться? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.           Игра, отражающая притязание на социальное признание. «Капитан». Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль  до порта. Выразительное движение. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль. «Смелый заяц». Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные   движения.  Поза.   Положение,   стоя   одно   нога   чуть   впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.   Игры, направленные на снятие конфликтности. Основные задачи: o  переориентация поведения с помощью ролевых игр; o  формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей;   o  нравственное воспитание; o  регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка o  обучение приемлемым способам выражения гнева; o  обучение приемам релаксации. Игра «Ссора». Цель:   учить   детей   анализировать   поступки,   находить   причину   конфликта; дифференцировать   противоположные   эмоциональные   переживания:   дружелюбие   и враждебность.   Знакомить   детей   с   конструктивными   способами   решения конфликтных   ситуаций,   а   также   способствовать   их   усвоению   и   использованию   в поведение. Ход   игры:   для   игры   необходимо   «волшебная   тарелочка»   и   картинка   с изображением двух девочек. Воспитатель: дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Поссорились. Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала ­ только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» (А.  Кузнецова.) Вопросы для обсуждения. ­Подумайте и скажите, из­за чего поссорились девочки? ­А вы когда­нибудь ссорились со своими друзьями? Из­за чего? ­ Что чувствуют те, кто ссориться? ­  Можно обойтись без ссор? Подумайте, как могут девочки помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор так закончил историю: Дам ей мишку, извинюсь,  Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!». Воспитатель делает акцент на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину. Игра «Примирение». Цель: учить детей ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций. Ход игры. Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто­то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой.  Если кто­нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности   за   возникновение   ссоры   или   драки   и   подать   друг   другу   руки примирения. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из­за   книжки,   которую   принес   в   группу   Филя.   (Дети   разыгрывают   ссору   между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают  друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книгу хозяину и т.д. Затем дети разыгрывают сцену по­другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за   то,   что   обидели   друг   друга,   и   пусть   они   протянут   друг   другу   руки   в   знак примирения. Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли: ­ Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом? ­Что происходит, когда вы сердитесь на кого­нибудь? ­Как вы думаете, прощение­ это признак силы или признак слабости? ­Почему так важно прощать других людей? Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, то  вышеуказанные  методы  могут  использоваться  в  работе  с целью  профилактики детских конфликтов.   Список литературы. 1.    Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 2.    Зедгенидзе В.Я. предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2006 – 112с. 3.    Чистякова   М.И.   Психогимнастика/   под   ред.   М.И   Буянова.   –   М.: Просвещение, 1990. – 128с. 4.    Смирнова   Е.О.   Дошкольник   в   современном   мире:   книга   для   родителей   / Е.О.Смирнова, Т.В. Лаврентьева – М.: Дрофа, 2006. – 270с. 5.    Фопель   К.   Как   научить   детей   сотрудничать.   Психологические   игры   и упражнения: практическое пособие/Пер. с нем. В 4 томах. Генезис, 2003.

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018