Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Оценка 4.6

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
5 кл
21.05.2019
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности: - недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны); - неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления; - недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны). Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. Коррекционно-развивающие занятия способствуют обогащению эмоционального опыта детей, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности. Лишь в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Тема: «Обида» Цель: познакомить обучающихся с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Задачи: 1. формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; 2. познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме; 3. учить детей осознавать свои переживания и чувства; осознавать свой внутренний мир; 4. обучать навыкам совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; 5. создавать условия для развития творческих возможностей и воображения. Контингент: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 10-14 лет
КОНСПЕКТ ДЛЯ КОНКУРСА.docx
Конспект коррекционно­развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Подготовила педагог­психолог Березовская Н.Е. У детей с умственной отсталостью эмоционально­волевая сфера имеет  свои специфические особенности: ­   недостаточная   дифференциация   чувств   и   эмоций   (бедность   чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны); ­ неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;  ­   недостаточно   развита   воля   и   произвольность   (отсутствует   не   могут   противостоять   воле   другого   человека, самоконтроль, безынициативны). Все   эти   особенности   приводят   к   незрелости   личностной   сферы   и нуждаются в коррекции. Коррекционно­развивающие занятия способствуют обогащению эмоционального опыта детей, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности. Лишь в процессе коррекционно­развивающих занятий возможно  постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои  переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать  произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и  глубокими. Тема: «Обида» Цель: познакомить   обучающихся   с   чувством   обиды   и   действиями, связанными с ним.  Задачи: 1. формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; 2. познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме; 3.   учить   детей   осознавать   свои   переживания   и   чувства;   осознавать   свой внутренний мир; 4. обучать навыкам совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; 5. создавать условия для развития творческих возможностей и воображения. Контингент: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 10­14 лет Форма проведения: коррекционно­развивающее занятие. Продолжительность: 40 минут. Оборудование:  сосновые  шишки (по количеству,  д/игра «Азбука эмоций», текст книги «Расскажи стихи руками» (По мотивам английского фольклора. Пер. В.Егоров. Изд­во А/О «Совер», М. – 1992, с. 5), цветные краски, кисти, альбом для рисования, музыкальное сопровождение (музыка для релаксаций) Ход занятия: 1. Организационный момент 1.1 Приветствие. Упражнение «Улыбка». Цель:   создание   положительного   эмоционального   фона,   настрой   детей   на совместную работу. Пусть   каждый   из   вас   назовёт   себя   по   имени   и   при   этом   улыбнется   и «подарит» свою улыбку другим. 1.2 Активизация внутриличностных ресурсов обучающихся:  кинезиологические упражнения: «Колечко», «Оладушки», массаж кистей рук  (с использованием сосновой шишки). 1.3 Рефлексия эмоционального состояния обучающихся. Выбери смайлик,  который соответствует твоему настроению сейчас и расскажи, почему  (приложение 1). 2. Основная часть 2.1   Психолог   создает   проблемную   ситуацию:   «У   Незнайки   испорчено настроение   ­   его   обидел   Знайка.   Взрослый   предлагает   детям   выяснить причину   на   примере   стихотворения   В.Орлова   (двое   обучающихся   читают стихотворение по ролям): Кто кого обидел первый? Он меня. Нет, он меня. Кто кого ударил первый? Он меня. Нет, он меня! Вы же раньше так дружили… Я дружил. И я дружил. Что же вы не поделили? Я забыл. И я забыл. Психолог предлагает детям ответить на вопросы:  Из­за чего поссорились Незнайка и Знайка?  Почему обиделись друг на друга?  Почему друзья забыли причину своей ссоры? 2.2  Доверительная беседа на тему « Что такое обида » Психолог вместе с обучающимися формулирует ответ на вопрос: «Что такое обида?»     (чувство,   которое   возникает,   если   тебя   оскорбили   или   не   дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее обида)  Из­за чего люди обижаются друг на друга?  Приходилось ли вам обижаться?  Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком? Ребята вспоминают свои жизненные ситуации, рассказывают о своих чувствах, своих желаниях в такие моменты и анализируют свое поведение. 2.3 Знакомство с эмоцией обиды Показ карточек с изображением эмоций «Азбука эмоций», рассматривание  (брови опущены, рот опущен).  2.4. Тренинговое упражнение Дети   распределяются   парами   и   с   помощью   мимики   и   пантомимики   они должны   изобразить   роль   обидчика   и   обиженного.   Во   время   тренинга   дети меняются местами. Потом психолог задает обучающимся вопросы:  Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?  Что вам хотелось сделать?  Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?  Что вам хотелось сделать?  Какая роль понравилась больше? Психолог помогает детям сформулировать вывод: Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение. Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым. Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения. Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль   другим   случайно.   В   этом   случае   нужно   извиниться   и   помириться (попросить прощения). 2.5   Динамическая   пауза.   Упражнение   «Моя   книга».   Дети   выполняют упражнения, повторяя за психологом. 2.6  Рисование «обиды» (под музыку) Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду. По   окончании   занятия   спросить,   помогала   ли   музыка   и   рисование почувствовать себя лучше? 2. 7 Упражнения на снятие психоэмоционального наряжения. Психолог: «Обида ­ сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Улучшить своё настроение поможет следующее упражнение»: Упражнение «Воздушный шарик» Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения  спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать». ∙Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом,  почувствуйте, как он выходит из лёгких. ∙Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. ∙Сделайте паузу и сосчитайте до 5. ∙Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3,  представьте, что каждое лёгкое ­ надутый шарик. ∙Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло,  рот. ∙Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое ­ надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете. ∙Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение  пропало. Это упражнение успокаивает нервную систему, эмоции. Когда мы глубоко дышим,   то   избавляемся   от   тревожных   мыслей   и   ощущаем,   что   можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. 3. Рефлексия занятия Подведение  итогов  занятия.  Психолог: «Что  понравилось  на занятии? Что было   трудным?  Для   чего   мы   с   вами   сегодня   встретились?».  Закрепление положительных эмоций от работы. Выбери смайлик, который соответствует твоему настроению сейчас и расскажи, почему (приложение 1). 4. Ритуал окончания занятия. «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя, эмпатии, взаимного доверия. В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ласковое имя».   Каждого   из   нас   родителя,   друзья,   бабушки   и   дедушки   называют ласковыми именами. Я вам предлагаю сейчас, обратиться к соседу, стоящему в   кругу   и   назвать   его   ласковым   именем   (Сашенька,   Николаша   и   т.п.)   и подарить свою улыбку, полную добра. Психолог обращается к классу:  «С вами мы играли дружно? Только вместе нам все не трудно! Встречу новую назначаем, Всем счастья пожелаем». Дети легким дыханием сдувают со своих губ улыбку в сложенные лодочкой  ладони и отпускают ее в добрый, искренний и приветливый мир. Психолог: «На этом наше занятие заканчивается. До свидания!» Карточка со смайликами для проведения рефлексии Приложение 1 Кинезиологические физминутки. (упражнения для развития межполушарного взаимодействия) Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу  полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания и т.п. 1.Колечко.   Поочередно   и   как   можно   быстрее   перебирайте   пальцы   рук, соединяя   в   кольцо   с   большим   пальцем   последовательно   указательный, средний   и  т.д.  Проба   выполняется   в   прямом   и   в  обратном  (от   мизинца   к указательному   пальцу)   порядке.   Вначале   упражнение   выполняется   каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Это   упражнение   можно   дополнить   заучиванием   стихотворений,   по   типу пальчиковой гимнастики. « Мы, конечно, любим лето: Летом все теплом согрето, Но за ним приходит осень, Хоть ее мы и не просим, А потом идет зима – И бела, и холодна. За зимой идет весна – «Тает снег, уходит лед, И на речке – ледоход. Скоро к нам придет апрель – С крыш опять польет 2.  «Оладушки».  Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом   колене   ладонью   вверх.   Одновременная   смена:   теперь   правая   — ладонью   вверх,   а   левая   —   ладонью   вниз.   По   мере   усвоения   —   движения ускорять. Мы играли в ладушки— Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. Упражнение для динамической паузы

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019