Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
5 кл
21.05.2019
У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:
- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);
- неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;
- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. Коррекционно-развивающие занятия способствуют обогащению эмоционального опыта детей, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности.
Лишь в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Тема: «Обида»
Цель: познакомить обучающихся с чувством обиды и действиями, связанными с ним.
Задачи: 1. формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;
2. познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме;
3. учить детей осознавать свои переживания и чувства; осознавать свой внутренний мир;
4. обучать навыкам совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
5. создавать условия для развития творческих возможностей и воображения.
Контингент: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 10-14 лет
КОНСПЕКТ ДЛЯ КОНКУРСА.docx
Конспект коррекционноразвивающего занятия для обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью
Подготовила педагогпсихолог Березовская Н.Е.
У детей с умственной отсталостью эмоциональноволевая сфера имеет
свои специфические особенности:
недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств,
распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут
распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в
определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);
неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные
реакции на внешние впечатления;
недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует
не могут противостоять воле другого человека,
самоконтроль,
безынициативны).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и
нуждаются в коррекции. Коррекционноразвивающие занятия способствуют
обогащению эмоционального опыта детей, гармонизирует эмоциональную и
нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности.
Лишь в процессе коррекционноразвивающих занятий возможно
постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои
переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать
произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и
глубокими.
Тема: «Обида»
Цель: познакомить обучающихся с чувством обиды и действиями,
связанными с ним.
Задачи: 1. формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных
с проявлением чувства обиды; 2. познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать
негативные чувства в безопасной форме;
3. учить детей осознавать свои переживания и чувства; осознавать свой
внутренний мир;
4. обучать навыкам совместной деятельности, закрепление конструктивных
способов разрешения конфликтных ситуаций;
5. создавать условия для развития творческих возможностей и воображения.
Контингент: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 1014 лет
Форма проведения: коррекционноразвивающее занятие.
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование: сосновые шишки (по количеству, д/игра «Азбука эмоций»,
текст книги «Расскажи стихи руками» (По мотивам английского фольклора.
Пер. В.Егоров. Издво А/О «Совер», М. – 1992, с. 5), цветные краски, кисти,
альбом для рисования, музыкальное сопровождение (музыка для релаксаций)
Ход занятия:
1. Организационный момент
1.1 Приветствие. Упражнение «Улыбка».
Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой детей на
совместную работу.
Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом улыбнется и
«подарит» свою улыбку другим. 1.2 Активизация внутриличностных ресурсов обучающихся:
кинезиологические упражнения: «Колечко», «Оладушки», массаж кистей рук
(с использованием сосновой шишки).
1.3 Рефлексия эмоционального состояния обучающихся. Выбери смайлик,
который соответствует твоему настроению сейчас и расскажи, почему
(приложение 1).
2. Основная часть
2.1 Психолог создает проблемную ситуацию: «У Незнайки испорчено
настроение его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить
причину на примере стихотворения В.Орлова (двое обучающихся читают
стихотворение по ролям):
Кто кого обидел первый?
Он меня.
Нет, он меня.
Кто кого ударил первый?
Он меня.
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили…
Я дружил.
И я дружил.
Что же вы не поделили? Я забыл.
И я забыл.
Психолог предлагает детям ответить на вопросы:
Изза чего поссорились Незнайка и Знайка?
Почему обиделись друг на друга?
Почему друзья забыли причину своей ссоры?
2.2 Доверительная беседа на тему « Что такое обида »
Психолог вместе с обучающимися формулирует ответ на вопрос: «Что такое
обида?» (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали
осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе
тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее
обида)
Изза чего люди обижаются друг на друга?
Приходилось ли вам обижаться?
Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?
Ребята вспоминают свои жизненные ситуации, рассказывают о своих чувствах,
своих желаниях в такие моменты и анализируют свое поведение.
2.3 Знакомство с эмоцией обиды
Показ карточек с изображением эмоций «Азбука эмоций», рассматривание
(брови опущены, рот опущен).
2.4. Тренинговое упражнение
Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они
должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети
меняются местами. Потом психолог задает обучающимся вопросы: Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?
Что вам хотелось сделать?
Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?
Что вам хотелось сделать?
Какая роль понравилась больше?
Психолог помогает детям сформулировать вывод:
Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль,
унижение.
Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.
Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и
разрушить доброжелательные отношения.
Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить
боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться
(попросить прощения).
2.5 Динамическая пауза. Упражнение «Моя книга». Дети выполняют
упражнения, повторяя за психологом.
2.6 Рисование «обиды» (под музыку)
Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду.
По окончании занятия спросить, помогала ли музыка и рисование
почувствовать себя лучше?
2. 7 Упражнения на снятие психоэмоционального наряжения.
Психолог: «Обида сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться.
На душе становится неприятно, тяжело. Улучшить своё настроение поможет
следующее упражнение»: Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения
спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».
∙Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух
через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом,
почувствуйте, как он выходит из лёгких.
∙Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
∙Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
∙Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3,
представьте, что каждое лёгкое надутый шарик.
∙Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло,
рот.
∙Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое
надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
∙Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение
пропало.
Это упражнение успокаивает нервную систему, эмоции. Когда мы глубоко
дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем
контролировать свои мысли, а не подчиняться им.
3. Рефлексия занятия
Подведение итогов занятия. Психолог: «Что понравилось на занятии? Что
было трудным? Для чего мы с вами сегодня встретились?». Закрепление положительных эмоций от работы. Выбери смайлик, который соответствует
твоему настроению сейчас и расскажи, почему (приложение 1).
4. Ритуал окончания занятия.
«Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, эмпатии, взаимного
доверия.
В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ласковое
имя». Каждого из нас родителя, друзья, бабушки и дедушки называют
ласковыми именами. Я вам предлагаю сейчас, обратиться к соседу, стоящему
в кругу и назвать его ласковым именем (Сашенька, Николаша и т.п.) и
подарить свою улыбку, полную добра.
Психолог обращается к классу:
«С вами мы играли дружно?
Только вместе нам все не трудно!
Встречу новую назначаем,
Всем счастья пожелаем».
Дети легким дыханием сдувают со своих губ улыбку в сложенные лодочкой
ладони и отпускают ее в добрый, искренний и приветливый мир.
Психолог: «На этом наше занятие заканчивается. До свидания!» Карточка со смайликами для проведения рефлексии
Приложение 1
Кинезиологические физминутки.
(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)
Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу
полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания и т.п.
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой
рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу
пальчиковой гимнастики.
« Мы, конечно, любим
лето:
Летом все теплом согрето,
Но за ним приходит
осень,
Хоть ее мы и не просим,
А потом идет зима –
И бела, и холодна.
За зимой идет весна – «Тает снег, уходит лед,
И на речке – ледоход.
Скоро к нам придет апрель
–
С крыш опять польет
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на
другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая —
ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения
ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Упражнение для динамической паузы
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по теме "Обида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.