Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
4 кл
25.11.2018
C каждым годом в специальную (коррекционную) школу приходит все больше детей, которые помимо интеллектуальной недостаточности имеют тяжелые и множественные нарушения развития (УУО, аутизм, эпилепсия, ДЦП), осложняющие процессы социализации и интеграции обучающихся в социум, снижает качество их жизни.
Такие обучающиеся нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, создании специальных образовательных условий. Приоритетным направлением при организации образовательного процесса с такими обучающимися является формирование личностных и жизненных компетенций, способствующих социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда.
Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС.docx
Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью в условиях ФГОС
C каждым годом в специальную (коррекционную) школу приходит все
больше детей, которые помимо интеллектуальной недостаточности имеют
тяжелые и множественные нарушения развития (УУО, аутизм, эпилепсия,
ДЦП), осложняющие процессы социализации и интеграции обучающихся в
социум, снижает качество их жизни.
Такие обучающиеся нуждаются в специализированной помощи,
индивидуальной программе, создании специальных образовательных условий.
Приоритетным направлением при организации образовательного процесса с
такими обучающимися является формирование личностных и жизненных
компетенций, способствующих социализации через привитие норм социально
адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к
элементарным формам труда.
С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога
становится психологическое сопровождение реализации адаптированной
основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в
деятельности школьного психолога становятся:
обеспечение формирования и развития личностных, жизненных и
предметных компетенций;
создание системы диагностики метапредметных и личностных
результатов освоения АООП;
обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса начальной и основной ступени обучения;
формирование
и развитие
психологопедагогической
компетентности педагогических и административных работников,
родительской общественности.
В нашей образовательной организации значительно увеличился штат
психологической службы, на сегодняшний момент он включает девять педагоговпсихологов. Это позволяет оказывать индивидуализированную и
своевременную психологическую помощь всем субъектам образовательного
процесса.
Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС в
нашей образовательной организации осуществляется по следующим
направлениям:
1.
Психологопедагогическая диагностика:
углубленное
психологопедагогическое изучение
обучающихся для выявления нуждающихся в психолого
педагогическом, включая логопедическую и дефектологическую
помощь, а так же социальном сопровождении, для возникших у них
трудностей, причин и механизмов этого, зоны актуального и
ближайшего развития, индивидуальных особенностей;
определение индивидуальных особенностей и склонностей
личности обучающегося, его потенциальных возможностей с целью
помощи в профессиональном самоопределении;
мониторинг процесса сопровождения для выявления его
эффективности. Психолог оказывает помощь педагогам при оценке
достижений планируемых личностных результатов и жизненных, ведь
зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении
диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных
результатов.
2.
Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся:
разработка и реализация коррекционноразвивающих
программ, курсов;
реализация краткосрочных программ для обучающихся,
испытывающих ситуативные трудности в освоении АООП; организация и проведение социальнопсихологических,
психологических тренингов, практикумов и др. по развитию и
повышению потенциала возможностей участников образовательных
отношений.
совместная деятельность специалистов школы по
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся
с ОВЗ, включая разработку и реализацию индивидуально
ориентированных маршрутов обучающихся, исходя из данных
углубленной диагностики их психофизического развития, с учетом
рекомендаций, прописанных в заключении ЦПМПК г. Хабаровска.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(ИОМ) (приложение 1)
По результатам диагностического обследования специалистами ПМПк
у обучающихся выявляются особые образовательные потребности,
составляется ИОМ. Деятельность ПМПк также направлена на на организацию
воспитательного и образовательного пространства в соответствии с
формирование
особенностями психофизического развития детей;
разновариантного образовательного процесса, адекватного возможностям
организма детей. Это происходит за счет мониторинга результатов освоения
АООП и смены варианта программы (по рекомендации ПМПК), за счет
определения оптимальной учебной нагрузки, за счет организации
интегрированного обучения детей, обучающихся на дому.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется на
обучающегося с ОВЗ на учебный год. С детьми с особыми потребностями
проводятся коррекционноразвивающие занятия по повышению мотивации,
развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных
особенностей. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции,
умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. 3.
Психологическая профилактика нарушений поведения и
отклонений в развитии лиц с ОВЗ:
социальнопедагогическая и психологическая профилактика
возможных негативных проявлений в условиях образовательного
процесса: предупреждение явлений дезадаптации обучающихся с ОВЗ,
фактов асоциального поведения;
разработка рекомендаций педагогам, родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития;
пропаганда здорового образа жизни.
Психологическое консультирование и просвещение субъектов
4.
образовательного процесса:
оказание
консультативной помощи участникам
образовательных отношений;
просвещение участников образовательных отношений в целях
получения ими необходимых психологопедагогических знаний и
навыков в области помощи детям и подросткам, нуждающимся в
психологопедагогическом и социальном сопровождении.
Коллектив нашей школы в своей работе использует единый «Принцип
педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что
родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе
его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от
преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом
оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности,
прав и свобод.
Одной из основных форм работы в системе психологопедагогического
сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой
работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями,
которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам
родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в
воспитании. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать
благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в
целом, способствует повышению психологопедагогической компетентности
родителей.
Особое место в системе психологического сопровождения занимает
работа с обучающимися на дому и их семьями. Примером тому служат
систематические коррекционноразвивающие занятия, индивидуальные и
групповые консультации, конференции и семинары для родителей,
проведение Дня семьи.
Подводя итог, следует отметить, что психологическое сопровождение
направлено на сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса
его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений, т.е. на
организацию воспитательного и образовательного пространства в
соответствии с особенностями психофизического развития детей;
формирование разновариантного образовательного процесса, адекватного
возможностям организма детей, способствующего социализации обучающихся
и дальнейшей интеграции в обществе. Индивидуальный образовательный маршрут
А. Иван
5 В класс (ТМНР)
Приложение 1
Специалисты Дефициты
Учитель
логопед
ребенка
(по
заключению
школьного
ПМПк)
Фонематическ
ий слух
развит
недостаточно.
Навыки
звукового
анализа и
синтеза
находятся на
начальной
стадии
формировани
я.
Слоговая
структура
слов
нарушена.
Словарь
Задачи развития
ребенка на
учебный год
Специальные
условия
обучения и
воспитания
Формирование
Групповые занятия
фонематического
восприятия (различение
по коррекционному
курсу
звуков по акустико
артикуляционному
сходству).
Развитие звукового
анализа и синтеза,
отработка слоговой
«Альтернативная
коммуникация», 2
раза в неделю (в
объеме 68 часов).
Индивидуальные
занятия по коррекции
структуры слова.
Коррекция и развитие
выявленных речевых
нарушений.
лексико бедный,
некачественн
ый.
Понимание
текста
ограничено.
Системное
недоразвитие
средней
степени
выраженности
.
Аграфия.
Алексия.
грамматической
стороны речи
(словообразование,
словоизменение).
Развитие связной речи
(построение фраз и
текстов с
использованием схем и
плана) Работать с
несложной по
содержанию и
структуре информацией
(понимать изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение, таблицу).
Формирование
правильного навыка
письма и чтения в
соответствии с
программой (усвоение
начертания рукописных
заглавных и строчных
букв, дословное
списывание слов).
Коррекция
специфических ошибок письма и чтения.
Развитие общеучебных
умений и навыков.
Развитие мелкой
моторики пальцев рук и
графомоторных
навыков.
Развитие произвольного
внимания.
Педагог
психолог
Низкий
уровень
развития
познавательн
Развитие слуховой и
зрительной памяти.
ых процессов.
Ограничен
Развитие сенсорных
процессов.
запас знаний
об
Формирование
познавательной
окружающем.
Познавательн
деятельности.
Развитие навыков
ая
деятельность
самоконтроля и
саморегуляции.
Групповые занятия
по коррекционному
курсу «Сенсорное
развитие», 3 раза в
неделю (в объеме 102
часа).
Групповые занятия
по коррекционному
курсу
«Формирование
коммуникативных
умений и навыков у
носит
неустойчивый
Формирование учебной
мотивации.
обучающихся с
тяжелыми и
характер.
Работоспособ
Формирование навыков
конструктивного
взаимодействия с
окружающими,
множественными
нарушениями
развития (ТМНР) » 2
раза в неделю (в
ность
снижена.
Утомляем.
Слабая
правильной самооценки
собственной
объеме 68 часов).
Индивидуальные
произвольная
регуляция
деятельности и
поведения в разных
занятия по развитию
познавательных деятельности.
Внеучебная
социальных ситуациях.
Стабилизация
процессов и
коррекции нарушений
эмоциональноволевой
и личностной сферы.
эмоционально
волевой сферы.
мотивация.
Дурашлив,
суетлив,
инфантилен.
Подвержен
негативному
влиянию
окружающих.
Провоцирует
конфликты с
одноклассник
ами.
Незрелость
эмоционально
волевой
сферы.
Учитель
дефектолог
Стойкое
нарушение
Развитие общей и
тонкой моторики.
Групповые занятия
по коррекционным
всех
психических
Развитие зрительной и
слуховой памяти.
курсам
«Формирование
процессов.
Низкий
Формирование речевой
активности по
элементарных
математических
уровень
знаний о себе,
лексическим темам
программы.
представлений» 1 раз
в неделю (в объеме 34
окружающем
мире.
Формирование
мышления, развитие
часа),
«Графомоторное Математичес
кие
способности
анализировать простые
развитие» 1 раз в
неделю (34 часа),
представлени
я
закономерности, умение
устанавливать
сформирован
ы крайне
простейшие причинно
следственные связи,
«Ознакомление с
окружающим через
развитие речи» 1 раз
в неделю (34 часа).
слабо.
Системное
вычленять в предмете
разные свойства и
Индивидуальные
занятия по
недоразвитие
языковых и
качества.
Развитие
индивидуальной
программе
речевых
средств.
пространственной
ориентировки.
дефектологического
сопровождения.
Недостаточно
е развитие
Формирование
элементов
слухового
восприятия.
Значительно
снижена
слуховая
память.
конструктивных
навыков.
Развитие элементарных
математических
представлений.
Дата составления:
Педагогпсихолог ______________
Учительлогопед ______________
Учительдефектолог ______________
Классный руководитель ______________
Директор ______________
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.