Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Оценка 4.8

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
4 кл
25.11.2018
Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
C каждым годом в специальную (коррекционную) школу приходит все больше детей, которые помимо интеллектуальной недостаточности имеют тяжелые и множественные нарушения развития (УУО, аутизм, эпилепсия, ДЦП), осложняющие процессы социализации и интеграции обучающихся в социум, снижает качество их жизни. Такие обучающиеся нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, создании специальных образовательных условий. Приоритетным направлением при организации образовательного процесса с такими обучающимися является формирование личностных и жизненных компетенций, способствующих социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда.
Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС.docx
Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной  недостаточностью в условиях ФГОС C каждым годом в специальную (коррекционную)  школу приходит все больше   детей,   которые   помимо   интеллектуальной   недостаточности   имеют тяжелые   и   множественные   нарушения   развития   (УУО,   аутизм,   эпилепсия, ДЦП),  осложняющие   процессы   социализации   и   интеграции   обучающихся   в социум, снижает качество их жизни.  Такие   обучающиеся  нуждаются   в   специализированной   помощи, индивидуальной программе, создании специальных образовательных условий. Приоритетным направлением при организации образовательного процесса с такими   обучающимися   является   формирование   личностных   и   жизненных компетенций, способствующих социализации через привитие норм социально­ адекватного   поведения,   развитие   навыков   самообслуживания,   приучение   к элементарным формам труда. С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится   психологическое   сопровождение   реализации   адаптированной основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:  обеспечение формирования и развития личностных, жизненных и предметных компетенций;  создание   системы   диагностики   метапредметных   и   личностных результатов освоения АООП; обеспечение   преемственности   содержания   и   форм   организации   образовательного процесса начальной и основной ступени обучения; формирование   и   развитие   психолого­педагогической компетентности   педагогических   и   административных   работников, родительской общественности. В   нашей   образовательной   организации   значительно   увеличился   штат психологической   службы,   на   сегодняшний   момент   он   включает   девять педагогов­психологов.   Это   позволяет   оказывать   индивидуализированную   и своевременную  психологическую  помощь всем субъектам образовательного процесса.   Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС в нашей   образовательной   организации   осуществляется   по   следующим направлениям:  1. Психолого­педагогическая диагностика: ­     углубленное     психолого­педагогическое   изучение обучающихся   для   выявления   нуждающихся   в   психолого­ педагогическом,   включая   логопедическую   и   дефектологическую помощь, а так же социальном сопровождении, для возникших у них трудностей,   причин   и   механизмов   этого,   зоны   актуального   и ближайшего развития, индивидуальных особенностей; ­   определение   индивидуальных   особенностей   и   склонностей личности обучающегося, его потенциальных возможностей с целью помощи в профессиональном самоопределении; ­   мониторинг   процесса   сопровождения   для   выявления   его эффективности. Психолог оказывает помощь педагогам при оценке достижений планируемых личностных результатов и жизненных, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической   процедуры,   но   и   в   интерпретации   полученных результатов. 2. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся: ­     разработка   и   реализация   коррекционно­развивающих программ, курсов; ­     реализация   краткосрочных   программ   для   обучающихся, испытывающих ситуативные трудности в освоении АООП; ­   организация   и   проведение   социально­психологических, психологических   тренингов,   практикумов   и   др.   по   развитию   и повышению   потенциала   возможностей   участников   образовательных отношений.   ­   совместная   деятельность   специалистов   школы   по удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с   ОВЗ,   включая   разработку   и   реализацию   индивидуально­ ориентированных   маршрутов   обучающихся,   исходя   из   данных углубленной   диагностики   их   психофизического   развития,   с   учетом рекомендаций, прописанных в заключении ЦПМПК г. Хабаровска. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ  (ИОМ) (приложение 1) По результатам диагностического обследования специалистами ПМПк у   обучающихся   выявляются   особые   образовательные   потребности, составляется ИОМ. Деятельность ПМПк также направлена на на организацию воспитательного   и   образовательного   пространства   в   соответствии   с   формирование особенностями   психофизического   развития   детей; разновариантного   образовательного   процесса,   адекватного   возможностям организма детей. Это происходит за счет мониторинга результатов освоения АООП   и   смены   варианта   программы     (по   рекомендации   ПМПК),   за   счет определения   оптимальной   учебной   нагрузки,   за   счет   организации интегрированного обучения детей, обучающихся на дому. Индивидуальный   образовательный   маршрут   составляется   на обучающегося с ОВЗ на учебный год. С детьми с особыми потребностями проводятся   коррекционно­развивающие   занятия   по   повышению   мотивации, развитию   познавательной   деятельности,   познанию   своих   личностных особенностей. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. 3. Психологическая   профилактика   нарушений   поведения   и отклонений в развитии лиц с ОВЗ: ­   социально­педагогическая   и   психологическая   профилактика возможных   негативных   проявлений   в   условиях   образовательного процесса: предупреждение явлений дезадаптации обучающихся с ОВЗ, фактов асоциального поведения; ­   разработка   рекомендаций   педагогам,   родителям   (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития; ­ пропаганда здорового образа жизни. Психологическое   консультирование   и   просвещение   субъектов 4. образовательного процесса:   оказание ­   консультативной   помощи   участникам образовательных отношений; ­ просвещение участников образовательных отношений в целях получения   ими   необходимых   психолого­педагогических   знаний   и навыков   в   области   помощи   детям   и   подросткам,   нуждающимся   в психолого­педагогическом и социальном сопровождении. Коллектив нашей школы в своей работе использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его   безусловного   принятия,   на   безоценочном   отношении   независимо   от преобладания   в   нем   сильных   или   слабых   сторон,   на   педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.  Одной из основных форм работы в системе психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации,   которые   проводятся   по   индивидуальным   запросам родителей,   помогают   решить   многие   вопросы   и   избежать   ошибок   в воспитании.   Подобное   сотрудничество   с   родителями   помогает   создавать благоприятную   эмоциональную   и   нравственную   семейную   атмосферу   и,   в целом, способствует повышению психолого­педагогической компетентности родителей. Особое   место   в   системе   психологического   сопровождения   занимает работа   с   обучающимися   на   дому   и   их   семьями.   Примером   тому   служат систематические   коррекционно­развивающие   занятия,   индивидуальные   и групповые   консультации,   конференции   и   семинары   для   родителей, проведение Дня семьи. Подводя итог, следует отметить, что психологическое сопровождение направлено на   сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его   обучения,   воспитания,   коррекции   имеющихся   отклонений,   т.е.   на организацию   воспитательного   и   образовательного   пространства   в соответствии   с   особенностями   психофизического   развития   детей; формирование   разновариантного   образовательного   процесса,   адекватного возможностям организма детей, способствующего социализации обучающихся и дальнейшей интеграции в обществе. Индивидуальный образовательный маршрут А. Иван  5 В класс (ТМНР) Приложение 1 Специалисты  Дефициты  Учитель­ логопед ребенка (по  заключению  школьного  ПМПк) Фонематическ ий слух  развит  недостаточно. Навыки  звукового  анализа и  синтеза  находятся на  начальной  стадии  формировани я.  Слоговая  структура  слов  нарушена.  Словарь  Задачи развития  ребенка на  учебный год Специальные  условия  обучения и  воспитания Формирование  Групповые занятия  фонематического  восприятия (различение по коррекционному  курсу  звуков по акустико­ артикуляционному  сходству). Развитие звукового  анализа и синтеза,  отработка слоговой  «Альтернативная  коммуникация», 2  раза в неделю (в  объеме 68 часов). Индивидуальные  занятия по коррекции структуры слова. Коррекция и развитие  выявленных речевых  нарушений. лексико­ бедный,  некачественн ый. Понимание  текста  ограничено.  Системное  недоразвитие  средней  степени  выраженности . Аграфия.  Алексия. грамматической  стороны речи  (словообразование,  словоизменение). Развитие связной речи  (построение фраз и  текстов с  использованием схем и  плана) Работать с  несложной по  содержанию и  структуре информацией (понимать изображение, текст, устное  высказывание,  элементарное  схематическое  изображение, таблицу).  Формирование  правильного навыка  письма и чтения в  соответствии с  программой (усвоение  начертания рукописных заглавных и строчных  букв, дословное  списывание слов). Коррекция  специфических ошибок письма и чтения. Развитие общеучебных  умений и навыков. Развитие мелкой  моторики пальцев рук и графомоторных  навыков. Развитие произвольного внимания. Педагог­ психолог Низкий  уровень  развития  познавательн Развитие слуховой и  зрительной памяти. ых процессов. Ограничен  Развитие сенсорных  процессов. запас знаний  об  Формирование  познавательной  окружающем. Познавательн деятельности. Развитие навыков  ая  деятельность  самоконтроля и  саморегуляции. Групповые занятия  по коррекционному  курсу «Сенсорное  развитие», 3 раза в  неделю (в объеме 102 часа). Групповые занятия  по коррекционному  курсу  «Формирование   коммуникативных  умений  и навыков у  носит  неустойчивый Формирование учебной  мотивации. обучающихся с  тяжелыми и  характер.  Работоспособ Формирование навыков  конструктивного  взаимодействия с  окружающими,  множественными  нарушениями  развития (ТМНР) » 2  раза в неделю (в  ность  снижена.  Утомляем.  Слабая  правильной самооценки  собственной  объеме 68 часов). Индивидуальные  произвольная  регуляция  деятельности и  поведения в разных  занятия по развитию  познавательных деятельности. Внеучебная  социальных ситуациях. Стабилизация  процессов и  коррекции нарушений эмоционально­волевой  и личностной сферы. эмоционально­ волевой сферы. мотивация.  Дурашлив,  суетлив,  инфантилен.  Подвержен  негативному  влиянию  окружающих.  Провоцирует  конфликты с  одноклассник ами.  Незрелость  эмоционально ­волевой  сферы. Учитель­ дефектолог Стойкое  нарушение  Развитие общей и  тонкой моторики. Групповые занятия  по коррекционным  всех  психических  Развитие зрительной и  слуховой памяти. курсам  «Формирование  процессов.  Низкий  Формирование речевой  активности по  элементарных  математических  уровень  знаний о себе, лексическим темам  программы. представлений» 1 раз  в неделю (в объеме 34 окружающем  мире.  Формирование  мышления, развитие  часа),  «Графомоторное Математичес кие  способности  анализировать простые  развитие» 1 раз в  неделю (34 часа), представлени я  закономерности, умение устанавливать  сформирован ы крайне  простейшие причинно­ следственные связи,   «Ознакомление с  окружающим через  развитие речи» 1 раз  в неделю (34 часа). слабо.  Системное  вычленять в предмете  разные свойства и  Индивидуальные  занятия по  недоразвитие  языковых и  качества. Развитие  индивидуальной  программе  речевых  средств.  пространственной  ориентировки. дефектологического  сопровождения. Недостаточно е развитие  Формирование  элементов  слухового  восприятия.  Значительно  снижена  слуховая  память.  конструктивных  навыков. Развитие элементарных  математических  представлений. Дата составления:  Педагог­психолог                 ______________ Учитель­логопед                  ______________ Учитель­дефектолог            ______________ Классный руководитель      ______________ Директор ______________

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"

Доклад "Психологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018