Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Детсад
16.03.2018
Актуальность проблемы взаимосвязи работы школьного психолога и воспитателя детского сада обусловлена необходимостью непрерывного образования подрастающего поколения. Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования, и их задача - обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Внимание к будущим первоклассникам со стороны работающих с ними педагогов, психолога детского сада и школьного психолога, которому предстоит оценить школьную зрелость выпускников детского сада и наиболее тесно взаимодействовать с проблемными детьми, позволяет предупредить отставание в обучении, отклонения в поведении. Нередко недостаток информированности воспитателя детского сада о специфике работы школьного психолога препятствует взаимодействию этих специалистов, ведет к рассогласованию в их работе.
При этом хочется отметить.doc
В психологопедагогической литературе вопросы преемственности и
готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее
общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим
и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт
предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает
непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза
самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего
и будущего в развитии ребенка.
Одни ученые считают, что под преемственностью следует понимать
внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на
границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу
от одной ступени развития к другой. Преемственность охарактеризована ими со
стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого
педагогического процесса.
Другие ученые основным компонентом преемственности считают
взаимосвязь в содержании учебновоспитательного процесса. Некоторые
характеризуют преемственность в формах и методах обучения.
В центре исследований, выполненных под руководством Н.Н. Поддьякова,
находятся вопросы специальной подготовки детей. Совершенно очевидно, что
этим не исчерпывается вся проблема преемственности.
Существуют исследования, где преемственность рассматривается через
готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни,
через перспективные связи между возрастными линиями развития. Авторы
отмечают, что педагогический процесс целостная система, следовательно,
преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели,
содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех
профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада,
школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
В 1996г. коллегия Министерства образования Российской Федерации
впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного
образования, а идею приоритета личностного развития как ведущий принцип
преемственности на этапах дошкольного начального школьного образования.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и
начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании
Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает
перспективу развития дошкольного начального образования, в нем впервые
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания
непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;
определены психологопедагогические условия, при которых реализация
непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно.
Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного
образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и
дифференциацию образования, создание такой образовательноразвивающей среды,
где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в
соответствии со своими возрастными особенностями. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст
– это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал,
что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином
образовательном пространстве. При этом важно обеспечить сохранение
самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты
будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего
школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Поэтому одним из важных аспектов в реализации преемственности
является определение готовности ребенка к началу систематического школьного
обучения во
согласованности работы психолого
педагогических служб, эффективного взаимодействия школьного психолога и
воспитателя детского сада.
многом зависит
от
Актуальность проблемы взаимосвязи работы школьного психолога и
воспитателя детского сада обусловлена необходимостью непрерывного
образования подрастающего поколения. Школа и детский сад два смежных
звена в системе образования, и их задача обеспечить качественное
психологопедагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть
возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Внимание к
будущим первоклассникам со стороны работающих с ними педагогов,
психолога детского сада и школьного психолога, которому предстоит оценить
школьную
тесно
взаимодействовать с проблемными детьми, позволяет предупредить отставание
в обучении, отклонения в поведении. Нередко недостаток информированности
воспитателя детского сада о специфике работы школьного психолога
препятствует взаимодействию этих специалистов, ведет к рассогласованию в их
работе.
детского сада
наиболее
зрелость
выпускников
и
Специфика работы психолога в детском саду определяется несколькими
аспектами, связанными, прежде всего с особенностями детей дошкольного
возраста. Особый акцент психолог дошкольного учреждения должен делать на
работу с педагогами и родителями, так как именно семья оказывает
решающее влияние на развитие, формирование особенностей поведения
дошкольников. Сбор объективной информации, оказание ребенку и его
близким квалифицированной помощи предполагает не только диагностическое
обследование посредством зарекомендовавших себя методик, но и также
наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни,
необходимость контакта с родителями, педагогами, медицинскими работниками.
У многих современных дошкольников обнаруживаются признаки
гиперактивности и дефицита внимания, мешающей полноценному усвоению
новых знаний. Эти дети примерно с трехчетырехлетнего возраста отличаются
повышенной возбудимостью, непоседливостью, непослушанием, им трудно
сосредоточиться на выполнении дела, которое поначалу увлекало и вызывало
интерес. Сочетание невнимательности с импульсивностью в старшем
дошкольном возрасте мешает не только занятиям, но и приводит к частым
конфликтам со сверстниками и со взрослыми. В результате этого ребенок
становится "неудобным" как для своих ровесников, так и для воспитателей. Гиперактивных детей в школе чаще всего ждет неуспеваемость,
конфликтное поведение с одноклассниками и учителями, агрессивность как
способ защиты от нового социума. Столь негативный прогноз будущего
гиперактивного первоклассника ставит перед дошкольным учреждением,
школой, родителями и общественностью задачу осмысления данной социальной
ситуации, поиска наиболее адекватных и эффективных путей преодоления
психофизиологических, возрастных противоречий в развитии ребенка.
Важна организация своевременной помощи со стороны медицинских
работников и детской поликлиники, коррекционнопсихологическая работа
детского сада и школы, мобилизация усилий, понимание и сотрудничество с
родителями, общественными организациями. Многоаспектность проблемы
преемственности между детским садом и школой требует конструктивного
диалога всех заинтересованных социальноадминистративных групп и структур.
Для создания единого развивающего мира – дошкольного и начального
образования, в рамках нашей образовательной организации существует
преемственность в работе психологической службы детского сада и школы.
методами работы в дошкольных учреждениях,
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность
быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с
формами,
поскольку
психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь
велика. Ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной
жизнью школьников дает
возможность расширить соответствующие
представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе,
желание учиться.
Психологопедагогическое сопровождение детей при переходе из
дошкольного подразделения в школу предполагает, что в образовательном
учреждении разработана и действует система мероприятий по формированию
адаптационноразвивающей среды при переходе из дошкольных групп в начальную
школу:
1.
образовательной
организации по преемственности дошкольного образовательного учреждения и
начальной школы:
Организационносодержательная деятельность
организация единого образовательного пространства ОО и ДОУ, создание
педагогических и социальнопсихологических условий для обучения и развития
личности детей, обеспечение единства требований, условий и подходов в оказании
оптимальной психологопедагогической помощи;
2.
Диагностическая и коррекционноразвивающая работа с позиции
преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО:
исследование особенностей мотивационного и эмоциональноволевого
компонентов личности первоклассников в период адаптации к школе;
психологопедагогическая диагностика уровня готовности воспитанников
ДОУ к обучению в школе
разработка и введение дополнительных опорных программориентиров по
формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД; мониторинг по результатам реализации ФГОС, формированию УУД;
психологомедикопедагогический консилиумы:
"Организация
комплексного сопровождения обучающихся, родителей и педагогов специалистами
школьного ПМПк", "Особенности индивидуального и личностного развития,
эмоциональноволевой сферы обучающихся в переходный период из дошкольного
учреждения в начальную школу" (1е классы), "Особенности интеллектуального и
личностного развития ребенка. Достижение метапредметных результатов.
Трудности в усвоении образовательной программы (1е классы)";
организация коррекционноразвивающих занятий с обучающимися.
Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием
форм и методов воспитательнообразовательной работы в детском саду и в школе
с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего
школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается
адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и
эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.
Теоретикометодологические положения и аспекты преемственности
Осуществление преемственности основывается на следующих теоретико
методологических положениях:
1) фундаментальные исследования отечественной научной психолого
педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного
возраста;
2) научные исследования, практические разработки и методические
рекомендации, содержащиеся в трудах ведущих специалистов в области
современного дошкольного и начального общего образования;
3) действующее законодательство, иные нормативные правовые акты,
регулирующие деятельность системы дошкольного и начального общего
образования.
Нами определены ведущие дидактические принципы и организационно –
правовые условия построения преемственной развивающей образовательной
системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы
преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический,
управленческий и структурно – организационный. Организационно –
педагогические
условия построения
преемственной
развивающей
образовательной
системы
непрерывность
целостность
системность
Преемственность
воспитательно –
образовательного
процесса
целевая
содержательная
технологическая
психологическая
управленческая и
структурно
организационная
1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей
воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы,
т.е. подчиненности всего воспитательнообразовательного процесса общей идее
становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений,
креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Содержательная преемственность обеспечена:
1) созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по
отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности
и возросшей компетентности воспитанников;
2) соотношением между непосредственной образовательной деятельностью
по усвоению образовательных областей «Социальнокоммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое
развитие», «Физическое развитие» и установлением перспектив в содержании
обучения от дошкольного детства к начальной школе;
3) осуществлением приоритетных направлений в программах
дополнительного образования, как в детском саду, так и в начальной школе.
3. Технологическая преемственность обеспечена:
1) отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к
организации воспитательнообразовательного процесса в подготовительных и
старших группах детского сада и начальных классах, при котором обучение
дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов
детской деятельности;
2) выработкой и соблюдением единых для детского сада и начальной школы
принципов организации предметно развивающей среды игровых комнат,
учебных классов и других кабинетов. «Сквозные» линии предметно –
содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в
едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное
воображение и творческое мышление.
Доминирующие формы педагогической работы с воспитанниками в
дошкольном и начальном образовании Дошкольная
ступень
Начальная ступень школьного
образования
Основная форма обучения:
игра, игровое занятие
Ведущая деятельность:
все
виды
игровой,
–продуктивной
художественно
деятельности
образования
урок
учебная деятельность
использованием игровых приемов
с
3) реализацией общей цели и задач образования детей 3 10 лет требующих
соблюдения ряда психологопедагогических условий:
Дошкольная
ступень
Начальная ступень школьного
образования
образования
личностноориентированное
взаимодействие взрослых с детьми;
опора на личный уровень
достижений дошкольного детства;
формирование предпосылок
учебной
как
важнейшего фактора развития
ребенка;
деятельности,
построение образовательного
использованием
процесса с
адекватных возрасту форм работы с
детьми,
игру при
формировании учебной деятельности
опора
на
направленность процесса
обучения на формирование умения
учиться, как важнейшего достижения
этого возрастного периода развития;
сбалансированность
(воспроизводящей
и
творческой
коллективных и
репродуктивной
готовый
исследовательской,
деятельности,
индивидуальных форм активности
образец)
Общие условия
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и взаимодействия участников
образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметноразвивающей образовательной
среды, способствующей эмоциональноценностному, социальноличностному,
познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности;
– учѐт индивидуальных,
психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания, и путей их достижения;
возрастных,
– воспитательнообразовательный процесс должен быть подчинен
ребенка: развитию его компетентности,
ответственности свободы и
становлению личности
инициативности,
безопасности поведения, самосознания и самооценки;
самостоятельности,
создание основы для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или
более низкого темпа развития ребенка;
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими
коллективами образовательных учреждений.
4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием
форм и методов воспитательнообразовательной работы в детском саду и в школе с
учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего
школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается
адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и
эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение
На данном этапе администрацией и педагогом – психологом детского сада и
школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных
этапах обучения.
5. Управленческая и структурно – организационная преемственность
обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организации
работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются
участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: малых
педагогических советов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических
совещаний специалистов, совместных мероприятий.
Этапы преемственности
Вся система работы по осуществлению преемственности между
дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет
собой цикл из 4х взаимосвязанных этапов: Психологическая
преемственность:
первичный этап
мониторинга
состояние процесса
по осуществлению
преемственности
Содержательная
преемственность:
Планирование и
организация
воспитательно
образовательной
работы по
подготовке детей к
школе,
методическая
помощь педагогам
Целевая
преемственность:
завершающий этап
мониторинга
успешность
адаптации
выпускников
детского сада
Управленческая и
структурно –
организационная
преемственность:
Организация
управленческих
действий и
контроль за
осуществлением
преемственных
связей
На первом этапе (сентябрьоктябрь) производится сбор исчерпывающей
о состоянии работы по подготовке к школьному обучению
информации
воспитанников детского сада в ходе
психологомедико
педагогического наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью
педагогомпсихологом в детском саду разработан пакет диагностических
методик для детей старшего дошкольного возраста.
комплексного
На втором этапе
(ноябрь) на основе полученных результатов
планируются коллективные и дифференцированноиндивидуальные формы
работы с педагогами, детьми и родителями.
Качество подготовки детей к обучению в школе контролируется в
течение года (октябрь май) педагогами и специалистами, работающими с детьми
старшего возраста.
Итоги работы (май) по подготовке детей к школе представляются на
совместных минипедсоветах (СОШ – ДП СОШ), совместных заседаниях
методических объединений специалистов.
Завершает цикл (сентябрьоктябрь) диагностический этап мониторинга
по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и
выпускников нашего детского сада. Результаты адаптации выявляются в ходе
посещений уроков, собеседований с классными руководителями. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе
обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и
совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в
разработке содержательной и организационной преемственности
между
образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на
очередной год.
Кроме того, школьные психологи, наблюдая за процессом
адаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных
психодиагностических обследований, так же направляют получаемую информацию
в дошкольные учреждения, на основании которой методисты и воспитатели вносят
соответствующие коррективы в содержание и методику проведения своей работы с
дошкольниками. При подобной форме сотрудничества между инновационной
школой и дошкольными детскими учреждениями осуществляется такое
взаимодействие, которое позволяет обеспечивать психологическое сопровождение
преемственности развития детей в системе «детский сад школа».
Рассматривая суть психологической деятельности в рамках идеи
психологического сопровождения процесса перехода детей из ДГ СОШ в СОШ,
М.Р. Битянова выделяет объект, предмет и методы практики психолога в школе.
По мнению автора, объект практики обучение и психическое развитие ребенка в
ситуациях школьного взаимодействия, предмет социальнопсихологические
условия успешности обучения и развития, метод само сопровождение, которое
состоит в следующем:
1.
следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном,
социокультурном этапах онтогенеза;
2.
создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми
системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым
ребенком личностно значимых жизненных выборов;
3.
психолог не меняет среду ребенка, которую выбрали для него
родители, а помогает ему ориентироваться и действовать в заданных условиях,
создает условия для максимального развития и обучения;
4.
психолог действует опосредованно через педагогов и родителей.
Таким образом, психологическое сопровождение в условиях непрерывного
образования заключается в содействии гармоничному психическому и
физическому развитию ребёнка в сохранении его индивидуальности, в обеспечении
«безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитание
готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
Цель работы по психологическому сопровождению преемственности
заключается в создании оптимальных условий для перехода из детского сада в
начальную школу. Она определяет и основные задачи сопровождения:
1. Создание единого образовательного пространства, объединяющего
детей, педагогов, воспитателей, родителей;
2. Построение здоровьесберегающей, образовательной среды;
3. Координацию и совместную разработку содержания обучения и
воспитания; 4. Создание благоприятных условий для умственного и личностного
развития школьников.
Направления психологического сопровождения:
Организационное направление – в рамках организационного направления
главным является организация и поддержание сотрудничества воспитателей и
педагогов, детей дошкольников и младших школьников, а также родителей. Одним
из приёмов, обеспечивающих такое сотрудничество, является организация
совместной деятельности дошкольников и младших школьников.
Методическое направление в системе психологического сопровождения
преемственности предполагает работу психолога, направленную на повышение
психологической грамотности и компетентности педагогов и воспитателей. Она
осуществляется в форме психологических лекториев, мастеркласс, семинаров,
круглых столов и т.д. Их участниками являются представители администрации ,
воспитатели и педагоги дошкольного учреждения и школы, что позволит
выработать согласованные действия педагогов по подготовке безболезненного
перехода детей из детского сада в первый класс.
Исследовательское направление
включает изучение влияния
инновационных подходов и технологий обучения на психическое развитие.
Эмоциональную комфортность и успеваемость учащихся. Это направление
предполагает проведение не только психодиагностической работы с
дошкольниками и младшими школьниками, но и собственно исследовательской,
направленной на отслеживание особенностей психического развития ребёнка.
Важную роль в решении этой задачи играет психологическая служба школы,
которая проводит непрерывный психологический мониторинг. Всё это позволяет
создать единую систему информационного обеспечения педагогов и воспитателей,
позволяет получать сведения об обеспеченности развития каждого ребёнка
дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающее направление
работы заключается в оптимальном
использовании возможностей учебновоспитательного процесса и группового
взаимодействия в целях обеспечения непрерывного поступательного развития
ребёнка на этапе «детский сад – начальная школа». Основными её составляющими
являются:
1. Формирование и коррекция психологической готовности ребёнка к
переходу из дошкольного учреждения в школу;
2. Выяснение особенностей адаптации ребёнка к школьному обучению и
устранение причин возможнойдезадаптации;
3. Развитие интеллектуальных и личных качеств в период начального
школьного обучения.
Кроме того, особое значение в своей работе мы отводим вопросу
формирования универсальных учебных действий, которые как основа умения
учиться должны быть сформированы у выпускников начальной школы в результате
изучения всех предметов. В дошкольном
лишь
предпосылки универсальных учебных действий.
формируются
возрасте Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить
следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
Предпосылки УУД у детей при
Планируемые результаты на
поступлении в школу
уважает достоинство других;
умение взаимодействовать со
сверстниками
взрослыми и со
в учебной деятельности;
проявляет самостоятельность
в разных видах деятельности;
готовность
формирование
основ
оптимистического восприятия мира.
к преодолению
трудностей, формирование установки
на поиск способов разрешения
трудностей (стратегия овладения);
целеустремленность и настойчивость
в достижении целей;
контролировать
свою
деятельность;
видеть указанную ошибку
и исправлять ее;
действовать по образцу
и заданному правилу;
конец 1 класса
понимает предложения
и
товарищей,
оценки
родителей и других людей,
учителей,
умеет оценить себя по
предложенным
критериям,
взрослыми;
положительно относится к
школе;
умеет ориентироваться в
нравственном содержании и смысле,
как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
умеет
уважительно
относиться к чужому мнению;
умеет понимать чувства
других людей и сопереживать им;
умеет бережно относиться к
материальным ценностям;
уважает и принимает
ценности семьи и общества;
любит свою Родину и свой
умение действовать по плану
и планировать свою деятельность;
край;
способность принимать,
сохранять цели и следовать им
в учебной
деятельности;
умеет взаимодействовать со
совместной
договариваться,
других,
сверстниками
деятельности,
учитывать
сдерживать свои эмоции;
интересы
в
умеет обсуждать возникшие
проблемы, правил
может поддержать разговор на
интересную тему;
умеет
проявлять
самостоятельность в различных видах
деятельности;
умеет делать самооценку себе
и своим поступкам
умеет адаптироваться к
некоторым сложны ситуациям
Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности
ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному общему
образованию Универсальные
действия
Личностные
действия
самоопределение,
смыслообразование
Результаты
развития УУД
Значение для обученияв
1ом классе
ВПШ (внутренняя
Адекватная мотивация
позиция школьника)
учебной деятельности
Познавательные
Понятие
Предпосылки
действия
Коммуникативные
действия
(умение
вступать в кооперацию,
позиции
соотносить
партнеров
и
собственную)
Познавательные и
знаковосимволические
действия
Регулятивные
действия
выделение и
цели,
сохранение
заданной в виде образца
продукта
действия,
ориентация на образец и
правило
выполнения
действия
контроль и
коррекция;
оценка
Коммуникативные
действия
сохранения (на примере
дискретного множества)
формирования числа как
условие освоения математики
Преодоление
эгоцентризма
и
децентрация в мышлении
и
межличностном
взаимодействии
Дифференциация
планов символ/знак и
означаемого.
Различение
символов/знаков
и
замещаемой предметной
действительности.
Произвольность
регуляции поведения и
деятельности: в форме
построения предметного
действия в соответствии
с заданным образцом и
правилом
Коммуникация как
общение и кооперация.
Развитие
планирующей
регулирующей функции
Предпосылка
условие
овладения
(грамотой) и письмом.
и
успешности
чтением
Условие
усвоения
математики, родного языка,
формирования
умения
математические,
решать
лингвистические и другие
задачи
Понимание
изображений в
учебных предметах
Организация
словных
любых
выполнение
деятельности
сотрудничестве с учителем.
и
учебной
в
Направленность
на
эталонами
овладение
способов
обобщенных
действий способов научных
понятий
(русский язык,
математика) и предметной,
продуктивной деятельности
(технология, ИЗО)
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстником.
Условие
осознания
содержания своих действий и
Развитие речи
усвоения
содержания
учебного
Из данной таблицы видно, что предпосылки универсальных учебных
действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.
Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной
психологической составляющей образовательного процесса обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей воспитанников,
которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной
деятельности и освоения предметных дисциплин.
Именно поэтому, на ступени начальной школы психологическое
сопровождение детей предполагает решение следующих задач :
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене
школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах
деятельности
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении
всего начального образования;
специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве
качеств;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
Специфика деятельности психолога в данном случае заключается еще и в
том, что возникает необходимость психологопедагогического анализа реализации
педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования.
Результаты анализа учебного процесса в школе развивающего обучения дают
возможность оценить состояние инновационного процесса, подвести итоги
экспериментальной работы,
оценить эффективность исследовательской
деятельности коллектива. Это, в свою очередь, позволяет обосновать и
сформулировать запросы школы,
направленные в адрес дошкольного
образовательного учреждения, так как без единого взгляда на проблему
преемственности в развитии детей невозможно осуществление комплексного
психологического сопровождения.
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования (психолого-педагогическое сопровождение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.