ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация. В данной статье автором рассматривается дистанционное обучение иностранным языкам, как одно из наиболее перспективных и наиболее востребованных направлений информационных технологий в образовании, так как позволяет студентам высших учебных заведений осуществлять обучение независимо от расстояния. повышает уровень образовательного потенциала общества и способствует удовлетворению потребностей страны в квалифицированных специалистах, владеющих иностранными языками. В данной статье рассмотрена история появления дистанционного обучения, а также различные подходы к определению понятия «дистанционное обучение». Автором проводится анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения иностранным языкам, на примере дистанционного обучения английскому языку студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранные языки, английский язык, студенты, преподавание иностранных языков, преподавание английского языка, изучение английского языка, дистанционный формат обучения, английский язык для студентов, обучение, преподаватель, студент.
Annotation. In this article, the author considers distance learning of foreign languages as one of the most promising and most popular areas of information technology in education, since it allows students of higher educational institutions to carry out training regardless of distance. Increases the level of educational potential of society and contributes to meeting the country's needs for qualified specialists who speak foreign languages. This article discusses the history of the emergence of distance learning, as well as various approaches to the definition of the concept of «distance learning». The author analyzes the advantages and disadvantages of distance learning foreign languages, using the example of distance learning English for students of higher educational institutions.
Key words: distance learning, foreign languages, English, students, teaching foreign languages, teaching English, learning English, distance learning, English for students, teaching, teacher, student.
На сегодняшний день, применение информационных технологий в последние годы существенно меняет образование. Одним из перспективных направлений развития обучения в мире считается дистанционное обучение. Особенно актуальным является использования технологии дистанционного обучения на уроках английского языка, где принципиально необходимым для развития соответствующих компетенций разговорной речи есть дискуссия. Технология дистанционного обучения позволяет в доступной для школьников форме самостоятельно усвоить базовый материал, а на уроках уже применять его в дискуссиях и упражнениях. В настоящее время, учитывая нестабильную эпидемиологическую обстановку в мире, повышение требований к качеству и эффективности образовательного процесса, интенсивное развитие и внедрение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, одним из способов получения образования является дистанционное обучение, основанное на использовании возможностей современных телекоммуникационных и информационных технологий, предназначенных для передачи знаний на расстоянии. [14, С.158]
Период обучения в ВУЗе оставляет глубокий след в жизни каждого студента. Очное обучение способствует развитию межличностной коммуникации в студенческой среде. Это достигается через совместную научную деятельность в участии в круглых столах, работе в научных секциях, участием в культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Личностному росту студентов способствует и воспитательная работа преподавателей, их усилия, направленные на формирование гражданской позиции учащихся через коллективную деятельность как в стенах ВУЗов, так и во внеурочное время. Важное значение имеет аутентификация студенческих работ, поскольку не всегда ясно, кто именно выполнял задания ДОТ. В целом ряде случаев решение этой задачи требует разработки особых технологий и навыков со стороны преподавателей. [9, С.81]
Дистанционное обучение не возникло в нашу эпоху цифровой техники. Оно появилось в Европе XVII в., когда в процессе обучения стали использоваться письменные сообщения. Сегодня взаимодействие учащихся с учителями осуществляется «дистантно» с использованием современных средств связи, таких как почтовые мессенджеры, видео конференции по Скайп и использование особых, созданных для этой цели образовательных порталов. Юридически подобный вид обучения не относится к особому виду образования. Студенты осваивают учебную программу с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ). [10, С.22]
В статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.07.2019 № 232- ФЗ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». [14, С.158]
Существует и определение дистанционного обучения: дистанционное обучение (онлайн-обучение) – технология построения образовательного процесса исключительно на основе онлайн-курсов, доступ к которым обеспечивается посредством сети Интернет (в том числе, через мобильные приложения). В процессе дистанционного обучения все взаимосвязи «преподаватель – студент» и «студент – студент», в рамках реализации образовательных программ или их частей, осуществляются опосредованно, через сеть Интернет.
Дистанционное образование следует отделить от электронного обучения, которым, согласно тому же закону, следует считать «работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками». По методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации любая образовательная организация, в которой будет проводиться дистанционное образование, должна разработать и утвердить приказ или положение о его организации. Такой локальный акт должен регламентировать проведение плановых занятий, оказание учебно-методической помощи учащимся, а также организацию форм промежуточного и итогового контроля по учебным дисциплинам с применением ДОТ. В настоящее время дистанционное обучение имеет две формы. Первая из них классическая, при которой используются бумажные учебные пособия, методические разработки и другие распечатанные материалы. Эта форма применяется давно для заочного обучения студентов. Работы студентов присылаются по почте, консультирование проходит по телефону, а экзамены сдаются лично экзаменационным комиссиям в период сессии. Вторая форма, которая набирает популярность – инновационная, при которой используются интернет технологии. Последняя форма обладает несомненными преимуществами.
Проведем анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении, а именно – на примере возможности дистанционного обучения английскому языку, студентов высшего учебного заведения.
Среди преимуществ дистанционного обучения иностранным языкам в высшем учебном можно отметить следующие: универсальность обучения, способствующая самообразованию и развитию чувства ответственности, самостоятельности в распределении времени; сведение к минимуму прогулов, например, по причине болезни, так как обучающийся, находящийся дома, может подключиться к онлайн уроку в удобное для него время, а затем выполнить задания на закрепление; возможность развить свои коммуникативные навыки, общаясь на расстоянии с носителем языка; - психологически комфортная, домашняя обстановка благотворно влияющая на результативность обучения; доступность разнообразных учебных материалов в сети Интернет; многообразие учебных программ, предназначенных для дистанционного обучения. Организация урока иностранного языка в режиме on-line предполагает использование заданий репродуктивного и продуктивного характера. [12, С.24]
Целесообразно использовать несколько видов упражнений, например, видеоинформацию, задания на оценку понимания увиденного и, в заключение, письменные упражнения. Задания необходимо варьировать от занятия к занятию. Обучающиеся должны быть готовы работать в разных видах речевой деятельности, повышая свою мотивацию в процессе обучения. Важным моментом занятия является отсутствие однообразия и детальный анализ домашнего задания. Можно прокомментировать наиболее успешные работы, отметить типовые ошибки. Слабые работы лучше комментировать индивидуально каждому обучающемуся.
Наряду с явными преимуществами дистанционное обучение имеет ряд недостатков:
1. При дистанционном обучении личный контакт обучающихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует (электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности).
2. Проблема идентификации пользователя (пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучающийся сдавал тестовые задания, – это видеонаблюдение или очный опрос, что не всегда удобно).
3. Недостаточная компьютерная грамотность (в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line).
4. Для того чтобы заниматься дистанционно необходима сильная мотивация (практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно). Конечно же, это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля.
5. Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т. д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучающимися. [18, С.115]
Таким образом, в заключении следует отметить, что сама по себе работа в дистанционном режиме в любой его форме развивает многие черты личности, необходимые современному специалисту. Благодаря тому, что работа обучающегося регулярно контролируется преподавателем, развивается дисциплинированность.
Умение использовать разного рода источники информации, коммуникабельность, обусловленная необходимостью самому или по рекомендации преподавателя определять количество и контингент партнеров по обучению и осуществлять с ними обязательное опосредованное (с помощью компьютера) общение являются важнейшими для современного человека чертами личности, наиболее полно развиваемыми посредством дистанционного обучения. Дистанционное обучение предполагает умение работать с самыми перспективными средствами связи, которые, выступая в роли средств обучения, являются сами по себе не только иллюстрациями к прогрессивным технологическим текстам, но и необходимыми атрибутами рабочего места современного специалиста. [15, С.733]
Несмотря на то, что плюсов дистанционного обучения значительно больше, чем минусов, рассматривать эту систему образования, как единственно возможную и эффективную в будущем, нельзя, так как она применительна не ко всем учебным дисциплинам и образовательным программам. Очевидно, что текущий кризис станет своеобразным холодным душем для системы образования во всем мире, достаточно сложно спрогнозировать, насколько серьезными будут последствия и как они отразятся на качестве образования в целом. [3, С.217]
Сайт школы AAA English предлагает обучение взрослых английскому языку он лайн: программа общего курса, созданная совместно с BBC, направлена на быстрое запоминание и закрепление лексики и делает акцент на разговорной практике. Сайт международной школы Wall Street English использует метод обучения: «Мы адаптировали наш Blended Learning Method (Смешанный Метод Обучения) так, чтобы все его преимущества были доступны дистанционно, в формате online курса».
«Смешанное обучение» (blended learning) – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (дистанционного, онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Однако и здесь заявляется, что: «освоение английского происходит бессознательно и интересно». Тяжело себе представить, что обучение специальной терминологии и основных навыков использования языка в профессиональных сферах, например в микробиологии, добывающих отраслях или юриспруденции может происходить без труда и, как говорится, не приходя в сознание.
Сайт EnglishDom [23] работает под девизом: «Вдохновляем выучить» и также предлагает корпоративное обучение «для прокачки профессиональных навыков», как это заявляется в промо-ролике. Школа предлагает свои компьютерные функциональную платформу и экосистему учебных материалов, приложений для выполнения домашних заданий, составление личного словаря и проведения занятий. На этом достоинства заканчиваются и начинается стандартный набор предложений, который включает разбор песен и сериалов, участие в сообществах, разговорных клубах и просмотр роликов Ted Talks. О последнем нужно сказать особо: девизом платформы TEDx, именно так портал называется чаще всего, является «Идеи, достойные обсуждения». Это не учебный портал, а множество видеоматериалов, разбитых по тематикам. Видеофрагменты длительностью от 3 минут до полутора часов не сопровождаются субтитрами, что было бы полезно для начинающих слушателей. То есть это не учебно-методический, а скорее информационный ресурс. Еще один пример: школа иностранных языков Itec. Для взрослых здесь предлагаются деловой и специализированный направления изучения языка. В это предложение входят подготовка к собеседованию на английском языке, тренинги и развитие навыков для определённых задач: подготовка и проведение презентаций, деловая переписка, участие в совещаниях, продажи, телефонные переговоры. Но помимо этого достаточно стандартного набора предлагаются и специализированные курсы, которые помогают улучшить профессиональные знания, быть в курсе тенденций, расширить профессиональный словарный запас и практиковаться в обсуждении актуальных специализированных вопросов. Каждый курс разрабатывается индивидуально. [8, С.64] Однако и здесь в сведениях о преподавателях заявляется: имеют высшее педагогическое образование и международные педагогические сертификаты DELTA, CELTA, TEFL, TKT, преподают иностранный язык не менее 5 лет. То есть, также нет специалистов, которые могут проводить специализированные курсы, например, в области химии или физики. Конечно, приведенные выше примеры касаются школ, которые ориентированы прежде всего на молодежную целевую аудиторию, которые стремятся трудоустроится, грамотно составить резюме, общаться с коллегами на различные темы, путешествовать, знакомится с культурой зарубежных стран. [4, С.51]
Таким образом, в заключение следует отметить следующее.
Дистанционное обучение в наши дни – необходимость, обусловленная объективными обстоятельствами. Отношение главных субъектов образовательного процесса к данному виду образования, и преподавателей, и студентов, как видно из проведенного опроса, весьма неоднородно. Некоторые участники данного процесса считают такой формат удобным и эффективным, другие же, напротив, полагают, что нет ничего лучше стандартного очного обучения, и находят в удалённой работе крайне много недостатков. Однако всем стал очевиден происходящий необратимый процесс, в корне меняющий подход к современному образованию, требующий поиска новых методов и форм.
Список литературы
1. Васильева И.В., Казакова Т.А. Дистанционное обучение иностранному языку в вузах ФСИН // Совершенствование форм и методов обучения иностранным языкам. Сб. материалов конференции. 2020. С. 20-23.
2. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
3. Валуйская Н.М. Преимущества и недостатки дистанционного обучения иностранных студентов на примере английского языка // Современные вызовы для медицинского образования и их решения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 86-й годовщине Курского государственного медицинского университета. Под редакцией В.А. Лазаренко. 2021. С. 217-219.
4. Воронков Е.В. Использование дистанционных технологий в обучении иностранному языку // Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в России: реалии и перспективы. Сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор А.С. Шимичев. Нижний Новгород, 2021. С. 50-53.
5. Жукова М.Т. К вопросу о преимуществах и недостатках некоторых форм дистанционного обучения иностранным языкам в ВУЗе // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы XIV международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 84-86.
6. Исупова М.М. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Язык. Культура. Коммуникация. Сб. материалов научно-практической конференции. 2020. С. 294-300.
7. Казакова О.П. Проектные формы практической подготовки в условиях дистанционного обучения иностранным языкам // Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация. Материалы XXII научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 125-132.
8. Кириченко М.А. Японское образование: дистанционное обучение и другие вызовы современности // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 2. С. 51-65
9. Кирюшина О.В. Специфика преподавания иностранного языка в контексте дистанционного образования // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 80-85.
10. Кисарин А.С. Дистанционное обучение английскому языку: достоинства и недостатки // Филологический аспект № S2 (5). 2020. С. 18-23.
11. Кочетова Л.В. Дистанционное обучение в польских средних школах в период пандемии коронавируса // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-6. С. 107-114.
12. Коржева Л.Б. Дистанционное обучение на этапе поствузовского образования // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. Сб. статей конференции. ПГАУ. Пенза. 2018. С. 20-26.
13. Нечай М.А. Преимущества и недостатки дистанционных методов обучения иностранным языкам // Язык. Общество. Медицина. сборник материалов ХХ Республиканской студенческой конференции и ХVII Республиканского научно-практического семинара «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам». Гродно, 2021. С. 476-479.
14. Одарюк И.В. Из опыта дистанционного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 158-161.
15. Разводовская Я.В. Дистанционная форма обучения иностранному языку в группах профессорско-преподавательского состава: достоинства и недостатки // Актуальные проблемы медицины. сборник материалов итоговой научно-практической конференции. Гродно, 2021. С. 731-734.
16. Росенко Е.В. NLINE-тесты при дистанционном обучении иностранному языку // Современная наука. XXI век: научный, культурный, ИТ контекст. сборник статей I Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 193-201.
17. Синицын А.Ю. Техническая подготовка и использование видеоматериалов для обучения иностранному языку // Филологический аспект. 2019. № 12 (56). С. 112-116.
18. Солотова Н.В. Опыт дистанционного обучения иностранному языку в условиях COVID-19 // Наука и образование в XXI веке: современные векторы развития и перспективы. Саратов, 2020. С. 114-117.
19. Тропина И.А. Некоторые аспекты дистанционного обучения // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник научных трудов VI Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 86-летию Курского государственного медицинского университета. Курск, 2021. С. 406-410.
20. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9 b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения 30.06.2021 г.)
21. https://aaaenglish.ru/kursy-anglijskogo-dlya-vzroslyh (дата обращения 30.06.2021 г.)
22. https://www.wallstreetenglish.ru/online-education/ (дата обращения 30.06.2021 г.)
23. https://www.englishdom.com/corp/ (дата обращения 30.06.2021 г.)
24. https://www.ted.com/talks (дата обращения 30.06.2021 г.)
25. https://www.itec-school.ru/adults/business-english/ (дата обращения 30.06.2021 г.)
26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.