Превращение энергии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Ознакомиться с превращением энергии. 2. Ознакомиться с законом сохранения энергии в превращениях. 3. Объяснить превращение энергии в тепло и его рассеивание. Оборудование: молоток, гвоздь, доска для забивания гвоздя, спиртовка, штатив, пробирка с водой, электролампа, машинка на батарейке, плакат «Превращение энергии» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur4.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 4.  Глава I. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ Тема: Превращение энергии  Цели: 1. Ознакомиться с превращением энергии. 2. Ознакомиться с законом сохранения энергии в превращениях.  3. Объяснить превращение энергии в тепло и его рассеивание. Оборудование:  молоток,   гвоздь,   доска   для   забивания   гвоздя,   спиртовка,   штатив,   пробирка   с   водой,   электролампа, машинка на батарейке, плакат «Превращение энергии» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  3  3 –  Ребята,   мы   сегодня   опять   выступим   в   роли   экспериментаторов.   От   вас потребуется   внимание   и   умение   воспользоваться   уже   полученными   знаниями. Попробуйте   определить   наличие   энергии   и   источники   энергии   в   следующих опытах: 1) забить гвоздь, при этом наблюдателю предложить потрогать шляпку гвоздя сразу после окончания демонстрации и поделиться своими ощущениями; 2) включить настольную лампу; 3) запустить машинку на батарейке.  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  © ООО «Баласс», 2013Наблюдают. (В первом опыте источником энергии было движение руки, в результате гвоздь был забит, шляпка гвоздя стала тёплой. Во втором опыте источником энергии является   электричество,   лампа   светится   и   стала   горячей.   В   третьем   опыте источником энергии служит батарейка, в результате машинка двигалась.) – В каком виде наблюдали проявление энергии? (В первом опыте энергия движения руки привела к совершению работы – забит  гвоздь (если не скажут, ничего страшного продолжаем обсуждать остальные  опыты); во втором опыте энергия проявилась в виде свечения лампочки; в  третьем опыте энергия проявилась в виде движения машинки.) – Что интересного заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Что происходит с энергией в продемонстрированных опытах?) – Сформулируйте проблему урока. (Может ли энергия меняться?) – Какова будет тема урока? Давайте разбираться. схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. План (примерный) 3 1. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? – Как вы думаете, какие знания нам понадобятся сегодня на уроке?  Предлагают вспомнить, что такое энергия, источники энергии и т.п.  1  4  3  2  3 Коммуникативные  © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Работа в учебнике. –  Выполните задание к рисункам на с. 18.Что является источником энергии в каждом  случае?  (Выполняют   задание.  Источниками  энергии  являются:   пища, электричество, текущая вода.) УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. – Какие действия можно было наблюдать в каждом рассматриваемом случае? (В первом случае – человек согрелся, во втором случае – движение, в третьем случае – свечение.) –  Любое   действие   имеет   причину.   Для   рассматриваемых   случаев   определите причину   того   или   иного   действия.   (В   первом   случае   причина   –   съедание бутерброда,   во   втором   –   выработка   электрической   энергии   батарейкой   при замыкании   цепи,   в   третьем   –   выработка   энергии   турбиной   электростанции, приведённая в движение текущей водой.) –  Сравните   причины   и   источники   энергии,   определённые   вами.   Какой напрашивается вывод? (Для этого необходимо на доске зафиксировать по ходу рассуждений   причины   и   источники   энергии.)  (Причины   и   источники   энергии совпадают. Действие имеет причину, источник энергии.) –  А может ли исчезнуть энергия? Почему, что же с ней может происходить? Прочитайте текст на с. 18–19 и выполните задание в рабочей тетради на с. 8. –  Давайте   проведём   ещё   один   опыт.   Вам   потребуется   определить:   источник энергии,  и  будет  ли наблюдаться превращение  одного  вида энергии в другой. Итак,   нагреем   в   пробирке   воду   на   спиртовке.   Наблюдателю   необходимо предложить   осторожно   потрогать   пробирку   после   нагревания.   (Источником энергии будет спирт. Вода в пробирке после нагревания в пламени спиртовки стала тёплой. Энергия, запасённая в веществе (спирт), превратилась в тепловую 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  © ООО «Баласс», 2013энергию (вода в пробирке нагрелась). – Предположите, что произойдёт с водой в пробирке через определённое время, например через 5 минут? (Остынет.) – Можем ли мы сохранить всё полученное тепло или запасти его? (Нет.) целенаправленной  познавательной  деятельности.   Максимум – Что происходит с теплом? Проверьте свои предположения по учебнику, с. 21. – Используя знания, полученные сегодня на уроке, как бы вы ответили на вопрос  Лены, заданный на прошлом уроке: почему нужно беречь энергию? Какую проблему решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на  проблемный вопрос урока? (Энергия может изменяться и превращаться из одной  формы в другую.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.    2 1 2 4 1. Работа в учебнике – Ответьте на вопросы на с. 19 (кроме 4­го). – Выполните задание к рисункам на с. 19, 20. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебныедействия в соответствии  с поставленной задачей. ТОУУ 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Выполнение проверочной работы. Вариант 1. Задание 1 вряд ли вызовет затруднение. 2) Необходимый уровень. В. Энергия   –   источник   движения,   способность   совершать   работу.  Повышенный уровень.   Энергия   текущей   воды   превратилась   в   энергию   света.   Энергия электричества в игрушечной машине превратилась в источник движения игрушки. Энергия,   содержащаяся   в   веществе   пищи,   превратилась   в   источник   движения мышц. Закон сохранения энергии. Максимальный уровень. Лампа стала получать электрическую энергию. Вариант 2. Задание 1 вряд ли вызовет затруднение. 2) Необходимый уровень.  Неверное утверждение: Б. Энергия не может накапливаться. Повышенный  уровень. Энергия, содержащаяся в веществе пищи, превратилась в источник  движения мышц. Энергия Солнца превратилась в энергию, запасённую в веществе  растений. Энергия, запасённая в древесине, согрела дом. Закон сохранения  энергии. Максимальный уровень. Энергия пищи дала силы ребятам.  Чтение текста темы 4, творческое задание по желанию – вопрос 4 на с. 19. – Как нужно относиться к энергии? Почему? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2013– Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? © ООО «Баласс», 2013