Проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.
Родители, все больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
ПОМОЩЬ классного руководителя
Соучастие педагогов в этом процессе может быть самым разным.
Дети не знают имен учителей (в помощь детям ФИО педагогов записываем в дневники)
На первое родительское собрание должны приходить все учителя-предметники с целью ознакомления
родителей с программой и требованиями по предмету.
Озвучить правила, установленные в классе:
- для дежурных,
- не перебивать учителя и ученика (уважение друг к другу);
- поднятая рука - сигнал о вопросе или ответе;
- исключение опозданий.
Росту сплоченности в коллективе служит информация о телефонах, днях рождения ребят, рубрика
«Именинники… осени, зимы» и т.д. в классном уголке.
Выявление проблемы
Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в 5а классе, классный руководитель поставила перед собой несколько задач:
- проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучить учебную мотивацию;
- выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ 5А КЛАССА
Анкета для обучающихся (детей)
Оцени свою удовлетворённость школьной жизнью по десятибалльной шкале:
- 8-10 баллов (абсолютно удовлетворен (а);
- 5-7 баллов (удовлетворен(а), но не в полной мере);
- 4-3 балла (скорее не удовлетворен(а), чем удовлетворен(а);
- 1-2 балла (абсолютно не удовлетворен(а).
Какие предметы взывают у тебя наибольший интерес? (расставь предметы по мере убывания интереса):
______________________________________ (вызывают мой наибольший интерес)
______________________________________
______________________________________
______________________________________ (заинтересованность средняя)
______________________________________
______________________________________
______________________________________ (минимальная заинтересованность)
Благодарю за ответы!
Анкета для родителей
С какими факторами, по Вашему мнению, связаны трудности в учёбе детей?
- с невнимательностью ребёнка;
- с переходом в средние классы;
- с недостатком времени на уроках для подробного объяснения;
- учитель мало уделяет внимания детям;
- иное (сформулируйте)____________________________________________.
2. Какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей?
- нужны дополнительные занятия;
- больше объяснения материала;
- должно быть доскональное объяснение домашнего задания;
- помощь детям не нужна.
3. Какие советы учителям в организации общения с детьми Вы дадите?
- необходимо доходчивей объяснять новую тему;
- нужно чаще спрашивать ребёнка;
- всё устраивает;
- иное (сформулируйте) _________________________________________.
Благодарю за ответы!
Результаты опроса родителей
Анонимный опрос родителей дал следующие результаты:
Трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами:
с невнимательностью детей — считают около 40% родителей;
с переходом в средние классы — 33%;
«хромает» дисциплина в классе;
встречается прямое указание на «иные факторы» (присутствие одноклассника, который регулярно мешает вести уроки!)
На вопрос: какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей?
В помощи не нуждается – 10 % опрошенных,
нужны дополнительные занятия — считают 30% опрошенных,
больше объяснять учебный материал — 42%,
нужно чаще спрашивать ребенка — 15%.
Какие советы учителям в организации общения
с детьми дают родители?
Многих родителей всё устраивает.
Многие же родители желают учителям терпения!
Нашлись родители, которые высказали пожелания:
«Побольше любви в общении с детьми…»
Мои методы для адаптации пятиклассников
В урочной деятельности:
Использую разнообразные методы обучения (урок-диспут, урок-исследование).
Стараюсь на уроках истории и обществознания делать упор на развитие связной речи,
умении высказывать свою точку зрения и доказывать её. Делаю упор на развитие
нравственных качеств человека.
2. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитываю их возможности.
3. Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи.
5. Комментирую отметки (шкалу оценивания детей делаю максимально прозрачной).
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками.
2. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных
мероприятий.
3. Организация самоуправления в классе. Оно развивает у детей самостоятельность
и чувство ответственности.
5. Индивидуальная, регулярная работа с учащимися, склонными к нарушению
дисциплины.
«Люди вместе могут совершить то, чего
не могут в одиночку:
единение умов и рук, сосредоточение сил
может стать
почти всемогущим».
Н. Уэбстер
Представляется, что главное
условие успешной адаптации
детей в 5 классе — слаженная
работа всех участников этого
процесса: учителей-предмет-
ников, классного руководителя,
учителей начальной школы,
психологической службы и,
конечно, родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.