Раньше они назывались шпалерами, их основой служила неокрашенная скрученная шерстяная или льняная нить, а изображение передавалось переплетением нитей основы и утка. В зависимости от направления натягивания ниток основы на вал ткацкого станка (вертикальное или горизонтальное) различали шпалеры «готлис» (в переводе с французского «высокая основа», т.е. вертикальная) и «баслис» (низкая основа, т.е. горизонтальная).
Моделью для использования шпалеры служил картон - специальный эскиз в красках в натуральную величину. Такие картоны создавали многие известные художники, в том числе Рафаэль. Искусный мастер за год исполнял около 1 кв.м ковра.
История развития ручного ткачества
Шпалеры в Западной Европе начали ткать в 12 – 13 вв. Они применялись в убранстве жилых и парадных помещений, скрывая холодные невзрачные каменные стены. В середине 12 веке шпалерные мануфактуры существовали в Италии, Германии, Испании, Фландрии. Во Франции особенно выделялась Королевская мануфактура гобеленов в Париже, названная по имени известных с 15 века красильщиков и ткачей Гобеленов. В 18 веке гобеленами стали называть шпалеры других европейских мануфактур, подражавших французской, а с 19 века – вообще все шпалеры.
Первая русская шпалерная мастерская была основана в 1716 – 1717 годах. Для её организации приглашались иноземные мастера.
В последние десятилетия появились новые текстильные приёмы и материалы, изменилась техника ручного ткачества, что позволяет выйти за рамки традиционного гобелена. Сегодня распространение получило такое направление в искусстве текстиля, как нетканый гобелен. С одной стороны, это упрощённый быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, собственно нетканый гобелен имеет много достоинств. Процесс создание нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветным волокном или шерстяной нитью различных оттенков. Техника изготовления нетканых гобеленов позволяет создавать оригинальны произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты.
Нетканый гобелен, в отличие от традиционного, не связан с процессом ткачества, а лишь имитирует его, так как не имеет основного признака гобелена - тканого исполнения изображения.
ИЗ ПРЯЖИ БЕЗ КРЮЧКА И СПИЦ
Интересную идею я подсмотрела у китайцев. Картины, панно создаются из пряжи без крючка и спиц. Пряжа просто наматывается на картонные детали композиции. Затем остается наклеить детали на основу. Кстати, и основа, и рамка - тоже обматываются пряжей.
Цвет в гобелене является ключевым звеном в организации среды помещения, для которого он предназначен – это может быть торжественные ощущения, ощущения величия и спокойствия, нежности и светлоты.
Творческое задание
Выполните эскиз гобелена «Четыре времени года», передающего приметы весны, лета, осени, зимы. Сводите до минимума изображения конкретных предметов, заменяя их стилизованными изображениями. В работе над эскизами используйте гуашевые краски. Они лучше передают фактуру ткани, её матовую, без блеска, поверхность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.