Актуальность проекта
В настоящее время актуальность проблемы обусловлена многими факторами:
- необходимостью создания условий для социально-психологической адаптации детей к школе, их социально-нравственное развитие (сплочение детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогом и др.);
- значимостью повышения уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
- важностью адаптации учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуальным психологическим особенностям, возможностям и потребностям учеников (основные потребности: быть в безопасности, ощущать себя защищенным и получать удовольствие от деятельности).
Процесс адаптации
Адаптация — это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой.
Адаптация ребенка в школе включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.
Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.
В понятии социальной адаптации младшего школьника можно выделить две подструктуры: адаптация ребенка к новой для него учебной деятельности и его социально-психологическая адаптация в новом школьном коллективе.
Основные принципы педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе:
личностная направленность целостного процесса педагогического сопровождения;
гуманизация содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;
учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме;
содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;
многообразие видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и склонностей обучаемых;
вариативность программ и подходов в воспитательной работе;
профессионализм и компетентность педагогов, действующих в инновационном режиме.
Сроки реализации: долгосрочный.
Вид проекта: практический, информационно – ориентированный.
База исследования: : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №96 города Донецка».
Участники проекта: учащиеся 1-А класса МОУ «Школа №96 города Донецка», родители обучающихся, практический психолог школы, администрация школы (2018-2019 учебный год)
Тема проекта: «Модель адаптации к новой социальной роли-обучение в 1 классе»
Срок реализации проекта: октябрь 2017- май 2018года, 2018-2019 учебный год
Цель проекта:
-достичь положительных результатов в адаптации ребенка к школе и не дать потерять интерес к учебной деятельности, создание благоприятной адаптационной среды для первоклассников.
Актуальность выбранной темы проекта
определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально- психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Система работы по адаптации первоклассников
включает следующие направления педагогической деятельности:
-диагностическую;
-аналитическую;
-развивающую;
-коррекционную;
-консультативную.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о
детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения
передового педагогического опыта средствами сетевых
технологий;
• получат возможность оперативного получения «обратной»
связи.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.
Обучающиеся:
наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально положительное отношение к школе, благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Ожидаемые результаты проекта:
План реализации проекта:
1этап (работа с родителями будущих первоклассников).
2 этап (развивающий) – знакомство с будущими первоклассниками путем реализации программы «Школа будущего первоклассника».
3 этап (диагностический).
4 этап (консультативный) -родительское собрание « В школу – с удовольствием!»
5 этап (анкетирование родителей ).
6 этап ( развивающий)
7 этап (тестирование детей) – диагностика по оценке уровня адаптации учащихся.
8 этап -изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.
9 этап (развивающий)- использование на уроках различных форм и методов педагогической деятельности.
10 этап - подготовка и проведение утренника «Посвящение в первоклассники».
Мероприятие | Цель |
Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу». | Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе. |
Консультации:- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»- «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе». | Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. |
Анкетирование родителей«Готов ли ребенок к обучению в школе». | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. |
Семинар-практикум«В семье первоклассник». | Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». |
Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению. | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. |
Индивидуальные консультации со школьным психологом. | Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. |
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. |
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:«Советы родителям будущих первоклассников»,«Готовим руку к письму»,«Как подготовить ребенка к школе»,«Леворукий ребенок»,«Учим детей считать, писать, читать»,«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,«Как выбрать программу обучения для своего ребенка». | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. |
План сотрудничества с родителями обучающихся
Вывод
Воспитательная работа в экспериментальном классе строилась с учетом тех целей, которые помогали ученику наиболее комфортно чувствовать себя в новом школьном коллективе:
- обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образования;
- обеспечение положительного эмоционального настроя учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создание психолого-педагогических условий для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- использование разнообразных формы организации работы с детьми и родителями.
Советы родителям будущих первоклассников:
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома.
Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.