Презентация "Модель адаптации первоклассника"

  • pptx
  • 08.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОЕКТ Модель адаптации.pptx

ПРОЕКТ
«Модель адаптации к новой социальной роли-обучение в 1 классе»

Выполнила Виноградова И.Н.

Актуальность проекта

В настоящее время актуальность проблемы обусловлена многими факторами:

- необходимостью создания условий для социально-психологической адаптации детей к школе, их социально-нравственное развитие (сплочение детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогом и др.);

- значимостью повышения уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

- важностью адаптации учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуальным психологическим особенностям, возможностям и потребностям учеников (основные потребности: быть в безопасности, ощущать себя защищенным и получать удовольствие от деятельности).

Процесс адаптации

Адаптацияэто процесс взаимодействия личности и социальной груп­пы с окружающей средой.
Адап­тация ребенка в школе включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изме­нения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии че­ловека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожела­ния не подлежат сомнению; даже отношение к другим учени­кам опосредуется отношением к ним учителя.

В понятии социальной адаптации младшего школьника можно выделить две подструктуры: адаптация ре­бенка к новой для него учебной деятельности и его социально-психологическая адаптация в новом школьном коллективе.

Основные принципы педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе:
личностная направленность цело­стного процесса педагогического сопровождения;
гуманизация содержательно-про­цессуальных сторон образовательного процесса;
учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме;
содружества, сотворчества педаго­гов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциа­ции;
многообразие видов индивидуаль­ной и коллективной деятельности с уче­том интересов и склонностей обучаемых;
вариативность программ и подхо­дов в воспитательной работе;
профессионализм и компетентно­сть педагогов, действующих в инновационном режиме.

Сроки реализации: долгосрочный.

Вид проекта: практический, информационно – ориентированный.

База исследования: : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №96 города Донецка».

Участники проекта: учащиеся 1-А класса МОУ «Школа №96 города Донецка», родители обучающихся, практический психолог школы, администрация школы (2018-2019 учебный год)


Тема проекта: «Модель адаптации к новой социальной роли-обучение в 1 классе»

Срок реализации проекта: октябрь 2017- май 2018года, 2018-2019 учебный год  

Цель проекта: 
-достичь положительных результатов в адаптации ребенка к школе и не дать потерять интерес к учебной деятельности, создание благоприятной адаптационной среды для первоклассников.

Актуальность выбранной темы проекта
определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально- психологической практики, связанной со школьной адаптацией.


Система работы по адаптации первоклассников
включает следующие направления педагогической деятельности:
-диагностическую;
-аналитическую;
-развивающую;
-коррекционную;
-консультативную.

Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о
детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения
передового педагогического опыта средствами сетевых
технологий;
• получат возможность оперативного получения «обратной»
связи.

Родители:
уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Обучающиеся:
наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально положительное отношение к школе, благоприятное  течение адаптации первоклассников  к  обучению  в  школе.

Ожидаемые результаты проекта:

План реализации проекта:
1этап (работа с родителями будущих первоклассников).
2 этап (развивающий) – знакомство с будущими первоклассниками путем реализации программы «Школа будущего первоклассника».
3 этап (диагностический).
4 этап (консультативный) -родительское собрание « В школу – с удовольствием!»
5 этап (анкетирование родителей ).
6 этап ( развивающий)
7 этап (тестирование детей) – диагностика по оценке уровня адаптации учащихся.
8 этап -изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.
9 этап (развивающий)- использование на уроках различных форм и методов педагогической деятельности.
10 этап - подготовка и проведение утренника «Посвящение в первоклассники».

Мероприятие

Цель

Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу».

Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.

Консультации: - «Психологическая готовность детей к школьному обучению» - «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»  - «Тип личности ребенка и его готовность к школе».

Повышение психолого-педагогической компетентности  по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе».

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года.

Семинар-практикум «В семье первоклассник».

Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного  года. 

Индивидуальные консультации со школьным психологом.

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе.

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка».

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.            

План сотрудничества с родителями обучающихся

Фотоотчет реализации проекта
Рабочие моменты в « Школе будущего первоклассника»

Фотоотчет реализации проекта
Здравствуй, школа! День Освобождения
Наш дружный 1-а…. Донбасса

Фотоотчет реализации проекта
21 сентября- День Мира
( коллективное изготовление листовок)

13

Фотоотчет реализации проекта
Посещение детской и юношеской библиотеки им. Кирова

Фотоотчет реализации проекта
День именинника 

Вывод
Воспитательная работа в экспериментальном классе строилась с учетом тех целей, которые помогали ученику наиболее комфортно чувствовать себя в новом школьном коллективе:
- обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образования;
- обеспечение положительного эмоционального настроя учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создание психолого-педагогических условий для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- использование разнообразных формы организации работы с детьми и родителями.

Проведенная диагностика показала положительную динамику адаптации детей к школьной жизни. Таким образом, в ходе реализации данного проекта можно сделать вывод, что задачи реализованы, цель достигнута.                 

Советы родителям будущих первоклассников:

Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступ­ных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного рас­порядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заме­няя ее содержательной стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ шко­лы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосре­доточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильны­ми и слабыми сторонами.
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом раз­нообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых долж­ны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малы­ша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика по­могает маленькому человеку формировать реалистические представ­ления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома.
Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.