Актуальность проекта
В настоящее время актуальность проблемы обусловлена многими факторами:
- необходимостью создания условий для социально-психологической адаптации детей к школе, их социально-нравственное развитие (сплочение детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогом и др.);
- значимостью повышения уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
- важностью адаптации учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуальным психологическим особенностям, возможностям и потребностям учеников (основные потребности: быть в безопасности, ощущать себя защищенным и получать удовольствие от деятельности).
Процесс адаптации
Адаптация — это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой.
Адаптация ребенка в школе включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.
Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.
В понятии социальной адаптации младшего школьника можно выделить две подструктуры: адаптация ребенка к новой для него учебной деятельности и его социально-психологическая адаптация в новом школьном коллективе.
Основные принципы педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе:
личностная направленность целостного процесса педагогического сопровождения;
гуманизация содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;
учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме;
содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;
многообразие видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и склонностей обучаемых;
вариативность программ и подходов в воспитательной работе;
профессионализм и компетентность педагогов, действующих в инновационном режиме.
Сроки реализации: долгосрочный.
Вид проекта: практический, информационно – ориентированный.
База исследования: : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №96 города Донецка».
Участники проекта: учащиеся 1-А класса МОУ «Школа №96 города Донецка», родители обучающихся, практический психолог школы, администрация школы (2018-2019 учебный год)
Тема проекта: «Модель адаптации к новой социальной роли-обучение в 1 классе»
Срок реализации проекта: октябрь 2017- май 2018года, 2018-2019 учебный год
Цель проекта:
-достичь положительных результатов в адаптации ребенка к школе и не дать потерять интерес к учебной деятельности, создание благоприятной адаптационной среды для первоклассников.
Актуальность выбранной темы проекта
определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально- психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Система работы по адаптации первоклассников
включает следующие направления педагогической деятельности:
-диагностическую;
-аналитическую;
-развивающую;
-коррекционную;
-консультативную.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о
детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения
передового педагогического опыта средствами сетевых
технологий;
• получат возможность оперативного получения «обратной»
связи.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.
Обучающиеся:
наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально положительное отношение к школе, благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Ожидаемые результаты проекта:
План реализации проекта:
1этап (работа с родителями будущих первоклассников).
2 этап (развивающий) – знакомство с будущими первоклассниками путем реализации программы «Школа будущего первоклассника».
3 этап (диагностический).
4 этап (консультативный) -родительское собрание « В школу – с удовольствием!»
5 этап (анкетирование родителей ).
6 этап ( развивающий)
7 этап (тестирование детей) – диагностика по оценке уровня адаптации учащихся.
8 этап -изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.
9 этап (развивающий)- использование на уроках различных форм и методов педагогической деятельности.
10 этап - подготовка и проведение утренника «Посвящение в первоклассники».
Мероприятие | Цель |
Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу». | Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе. |
Консультации:- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»- «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе». | Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. |
Анкетирование родителей«Готов ли ребенок к обучению в школе». | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. |
Семинар-практикум«В семье первоклассник». | Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». |
Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению. | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. |
Индивидуальные консультации со школьным психологом. | Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. |
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. | Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. |
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:«Советы родителям будущих первоклассников»,«Готовим руку к письму»,«Как подготовить ребенка к школе»,«Леворукий ребенок»,«Учим детей считать, писать, читать»,«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,«Как выбрать программу обучения для своего ребенка». | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. |
План сотрудничества с родителями обучающихся
Вывод
Воспитательная работа в экспериментальном классе строилась с учетом тех целей, которые помогали ученику наиболее комфортно чувствовать себя в новом школьном коллективе:
- обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образования;
- обеспечение положительного эмоционального настроя учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создание психолого-педагогических условий для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- использование разнообразных формы организации работы с детьми и родителями.
Проведенная диагностика показала положительную динамику адаптации детей к школьной жизни. Таким образом, в ходе реализации данного проекта можно сделать вывод, что задачи реализованы, цель достигнута.
Советы родителям будущих первоклассников:
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома.
Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.