Основы экономической и социальной географииБашкирский народ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Национальный язык — башкирский язык тюркской группы алтайской языковой семьи.
Основные диалекты: восточный, северо-западный и южный.
Распространён на территории исторического Башкортостана.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7 % от общего числа башкир, указавших родные языки).
Татарский язык назвали родным 230 846 башкир (14,6 %).
Русский язык является родным для 216 066 башкир (13,7 %).
В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно-историческому языкознанию сложились финно‑угорская, тюркская и иранская теории происхождения башкир.В истории формирования башкир выделяют семь историко-этнографических пластов:- древнебашкирский (бурзян, уран, усерган и др.),- ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, терсяк, уваныш, упей и др.),- булгаро-мадьярский (буляр, танып, юрматы и др.),- огузо-кыпчакский (айле и др.),- кыпчакский (канлы, кошсы, кыпсак, мин и др.),- ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы и др.),- пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (казахи, мишари, татары и др.)
По религиозной принадлежности башкиры мусульмане суннитского направления.С X века среди башкир распространяется ислам.Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе).
Религия
Жилье и быт
Традиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние.
В XVII—XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты переселенцами из центральной России и Поволжья.
Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.
В 18-19 веках стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные "концы" или улицы и кварталы.
Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века.
Семья
У древних Башкир существовала большесемейная община.
В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие.
В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа.
Среди богатых Башкир бытовало многожёнство.
В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей.
Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.
Хозяйство и промыслы
Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство, которое сочеталось с земледелием, охотой, бортничеством, пчеловодством, птицеводством, рыболовством, собирательством и др.
Из ремёсел применялись ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева, металла.
Башкиры занимались производством наконечников стрел, копий, ножей, элементов конской сбруи из железа.
Из свинца отливали пули и дробь для ружей.
Башкиры имели своих кузнецов и ювелиров.
Из серебра производились подвески, бляшки, украшения для женских нагрудников и головных уборов.
Металлообработка базировалась на местном сырье.
Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний.
Русский историк М. Д. Чулков в своей работе «Историческое описание Российской коммерции» (1781—1788 гг.) отмечал: «В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 г. бунта им уже не позволялось».
Примечательно, что горное училище в Санкт-Петербурге, первое высшее горно-техническое учебное заведение в России, предложил создать башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов.
Традиционные блюда и продукты
Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец. Особенностью башкирских блюд является обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках. Любовь башкир к конской колбасе «казы» и конскому салу заслуживает отдельного внимания: башкиры любят есть конину с толстыми кусками сала, запивая его бульоном с кислым ҡоротом (кисломолочный продукт), нейтрализующим последствия такого количества жира.
Традиционные блюда и продукты
Кочевой образ жизни привёл к формированию широкого ряда продуктов длительного хранения. Основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушёная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушёные ягоды, сушёные злаки, мёд. Примерами являются такие блюда как казы (конская колбаса), какланганит (вяленое мясо), пастила, кумыс, муйыл майы (черемуховое масло), корот (сухой курт), эремсек и айран — все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу. Считается, что кумыс готовился именно в дороге — сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течение дня
Традиционные блюда и продукты
Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и салмы (разновидности крупно нарезанной лапши), обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом.
Башкирский мёд
Башкирский мёд известен вкусовыми качествами и является для башкир предметом гордости. Без настоящего башкирского мёда не обходится ни одно чаепитие, бутерброд со свежей деревенской сметаной — один из примеров башкирской национальной кухни. Для башкир делом чести является обладание настоящим башкирским медом (бурзянская пчела), произведенным родственниками-пчеловодами.
Праздничный стол
По праздникам башкиры готовят особенные блюда: бишбармак, чак-чак, бэлиш, губадия и др. Чак-чак является обязательным украшением любого праздничного стола. На праздничном застолье принято каждому гостю предложить улюш — долю дичи (барана, гуся)
Застольный этикет
К традиционным правилам застольного этикета башкир относятся следующие:
Подавать еду сразу по приходу гостя
На столе должно быть нечетное количество лепешек, но не меньшее, чем количество гостей.
Первым прикасается к еде хозяин.
Хозяин перестает есть, как только перестает есть гость.
Если еды мало, а гость голоден, то хозяин для максимального насыщения гостя должен есть как можно меньше
Еду и питье брать только правой рукой.
Свежеиспечённый хлеб ножом не резать, от целой лепешки не откусывать.
Из общего блюда следует брать еду похуже, оставляя лучшее другим.
Во время еды соблюдать с хозяином мир и казаться бодрым и веселым.
По окончании еды следует помолиться о благополучии хозяина
Национальная одежда и украшения
Традиционная одежда башкир весьма вариативна в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов , бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яға, һаҡал), чересплечные украшения-перевязи (эмейҙек, дәғүәт), наспинники (иңһәлек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги.
Национальная одежда и украшения
Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный ҡашмау, девичья шапочка таҡыя, меховой ҡама бүрек, многосоставный кәләпүш, полотенцеобразый таҫтар, часто богато украшенный вышивкой. Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ. Среди мужских: меховые шапки-ушанки (ҡолаҡсын), лисьи шапки (төлкө ҡолаҡсын), капюшон (көләпәрә) из белого сукна, тюбетейки (түбәтәй), войлочные шляпы
Национальная одежда и украшения
Оригинальная обувь восточных башкир: ҡата и сарыҡ, кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ҡата и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги (итек, ситек), и лапти (сабата) (за исключением ряда южных и восточных регионов).
Национальная одежда и украшения
Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат елән, аҡ саҡман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени (саҡман), полукафтаны (бишмәт). Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканные (до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума, а с левого бока — нож в деревянных, обшитых кожей, ножнах
Национальные виды спорта и народные игры
К национальным видам спорта башкир относятся: борьба куреш, стрельба из лука, метание копья и охотничьего кинжала, конные скачки и бега, перетягивание каната и другие. Среди конных видов спорта популярны: байга, джигитовка, конные побеги. В Башкостостане популярны конноспортивные народные игры: аузарыш, кот-алыу, кук-буре. Спортивные игры и состязания являются неотъемлемой частью физического воспитания башкир, и на протяжении множества веков входят в программу народных праздников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.