Понятие мирового судьи
Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции.
В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина «мировой судья» до сих пор не понятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья), Justice of the Peace, lay justice (мировая юстиция), magistrate court (мировой суд).
Формирование мирового суда
Мировой суд появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).
В Российской Империи первые М.С. появились в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году.
Казахское судопроизводство
Казахское судопроизводство - суд биев, формировавшееся в недрах кочевого общества тюрков- казахов, составившее и получившее наименование «Золотой век» правосудия
Бийское правосудие в своем ценностном имманентном статусе могло формироваться, сложиться и утвердиться только в среде и массе классической кочевой части казахского общества, занимавшей огромное пространство центрально-азиатского контингента и составлявшей абсолютное большинство населения Степного края
В Степном крае, называли казахов - кочевников XII-XIX веков номадами но образу жизни, «полудикими» по способам выживания в природной сфере, «патриархальными» но сохранившему в них родовому делению населения и управлению, «буйными» по отстаиванию интересов и свободы освоения огромного пастбищного пространства, «безвластными» по отсутствию привычного для Запада открытого деления и раздела населения на подданных и властвующих
Первые зарубежные, а особенно русские исследователи, именно исследователи, пришли в казахскую степь только в начале XIX века.
Первый закон в истории казахов
В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов:
1. Имущественный Закон.
2. Уголовный Закон.
3. Военный Закон.
4. Посольский обычай.
5. Закон общественности (журтшылык).
Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов — «Есім ханның ескі жолы» («Есим салган ески жол») - (Древний путь Есим хана, Есима исконный путь), принятой как дополнение к кодексу Касым хана.
Попытки выработать единые правовые основы были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке (1680 - 1718гг.), считающийся автором и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы». Точное время принятия этих законов неизвестно. Считают, что в конце XVII в. Тауке созвал выдающихся биев трех жузов
Толе - из Старшего
Казыбек - из Среднего
Айтеке - из Младшего
именно они и явились авторами «7 уложений».
В казахском обычном праве дело не могло возбуждаться по факту преступления процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - жауап берушi или жауапкер. Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - жан берушi. Суд по обычному казахскому праву был гласным, состязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.
Попытка отвода, бия, после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью.
Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье.
Казахское обычное право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не принимались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Свидетельства рядовых общинников имели доказательную силу только после того, как честность свидетелей подтверждалась присягой. Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без присяги. Жетi Жарғы определяли, что «для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей».
Институт присяги
Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - жан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом предпочтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требовалась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась стороной ответчика. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно при малейшем сомнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель, объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безнаказанно разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинительного приговора.
Приговор, бия, выносился устно, после его объявления проводился обряд алажiп - разрезание пестрой веревки, символизирующий завершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям процессуальных норм во время суда.
Исполнение судебного решения.
Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять приговор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:
1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца;
2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;
3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.
Компетенция мировых судей
К компетенции мировых судей можно отнести две категории дел:
уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
ряд гражданских дел, отличающиеся менее сложным характером (например, такие как: дела о выдаче судебного приказа; возникающие из семейно-правовых отношений, трудовых споров и др.).
Статус суда в современном Казахстане
21 ноября 2016 года новый кодекс судейской чести был принят VII съездом судей РК (далее – “Кодекс”). Стоит отметить, что Кодекс отражает в себе новую кадровую политику судебной системы.
Впервые в мантии казахстанские судьи облачились в 1998 году. Но уже в 2009 году был введен новый образец мантии. В 2014 году был утвержден третий действующий образец мантии для судей свободного прямого силуэта. Форма изготовлена из ткани темно-синего цвета, плотного, крепового переплетения с матовой поверхностью и лощенной изнаночной стороной.
В Казахстане обязательным обращением к судье – “Ваша честь” – подчеркивается особым статусом человека, выносящего решения от имени Республики Казахстан. В свою очередь судьи обязаны помнить о своем высоком предназначении и хранить честь судейской мантии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.