Новая эпоха
С первых лет XVIII в. начинается новая эпоха в истории России и ее культуры. Это время связано с образованием абсолютистской монархии и развитием дворянского крепостнического государства. Преобразования Петра I превращают московское государство в Российскую империю. Отставание экономического развития России по сравнению со странами Запада тормозило развитие социальной и культурной сфер. В результате Северной войны Россия закрепилась на берегу Балтийского моря и стала налаживать контакты с западными странами. В этот период преобладающим становится гражданское строительство, строятся промышленные и портовые сооружения, правительственные и общественные здания, городские дворцы и загородные резиденции, уменьшается объем культового строительства. В становлении и развитии русской архитектуры XVIII в. большое значение имело основание Петербурга и его развитие как русского города нового типа с принципами регулярной планировки.
Этапы архитектуры
Первый этап характеризуется становлением и расцветом русского барокко (первая половина и середина XVIII в.), второй этап — время развития классицизма (последняя треть XVII в. — первая треть XIX в.).
Строительство Петербурга
Строительство Петербурга велось на основе новых планировочных требований как новой столицы, являющейся важнейшей морской крепостью и одновременно торговым портом. Датой основания Петербурга является день закладки Петропавловской крепости (1703 г.) Она была построена на острове перед разветвлением Невы на два рукава и имела в плане форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам.
Строительство Петербурга
К середине XVIII в. сдержанность архитектурных форм, характерная для каменных сооружений Петровского времени, сменилась стремлением к пышности и богатству. Архитектура этого периода определяется как «русское барокко», поскольку в формах и приемах заметно влияние западноевропейского барокко.
Характерными признаками барокко являются многочисленные уступы и раскреповки стен, декоративно трактованы ордера с раскрепованными антаблементами, разорванные фронтоны, по- разному сгруппированные колонны и пилястры, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и другие декоративные украшения.
Стили и архитекторы эпохи. Известные памятники архитектуры.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
В середине XIX века Константин Тон был одним из самых известных отечественных архитекторов. В основном он трудился в Москве и Петербурге, но среди его работ есть и здания в других городах. В 1854–1860 годах по типовому проекту Тона в Ростове-на-Дону возвели храм
Стили и архитекторы эпохи. Известные памятники архитектуры.
Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде
Федор Шехтель проектировал московские здания в стиле модерн: особняк Рябушинского, особняк на Спиридоновке и другие. А в Нижнем Новгороде он спроектировал банковский комплекс и доходный дом. Его заказчиками были Рукавишниковы — представители одной из богатейших местных династий.
Стили и архитекторы эпохи. Известные памятники архитектуры.
Иркутский академический драматический театр
Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.