Презентация по русскому языку. Тема:"Актуализация опорных знаний - Звуковой состав слов"

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 18.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал урока расчитан на ситуацию успеха через создание проблемной ситуации, что поможет выйти на изучение темы самостоятельно.
Иконка файла материала русский язык Актуализация опорных знаний -звуковой состав слов..pptx

Русский язык. Тема: «Актуализация опорных знаний -звуковой состав слов».

Составитель:
Малышева В Н

Мотивация.

Ситуация успеха: (Создание проблемной ситуации).

Мотивация.

Вот книги на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж больно важный.

Мотивация.

Будьте внимательны, а ещё старательны.
Ждут задания интересные Вас,
Чтобы дружно работал весь класс!
Желаю Вам удачи!

Оформляем работу в тетради.

***Каким бы вы хотели увидеть урок сегодня???
***Что же нас сегодня всех объединило???

Этап актуализации опорных знаний.

*Мы научились говорить скороговорки.
Вспомним их.
«Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.»
*Что заметили?
*Какие звуки многократно повторяются?
*Какие звуки трудно было некоторым произносить?
[ Щ Т ]

Этап актуализации опорных знаний.

.Вспоминаем еще скороговорку.
«Мама мыла Милу мылом.»
*Что заметили?
*Какие звуки многократно повторяются?
*Какие звуки трудно было некоторым произносить?

Этап актуализации опорных знаний.

Вспоминаем еще скороговорку.
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Что заметили?
*Какие звуки многократно повторяются?
*Какие звуки трудно было некоторым произносить?

Ответы на вопрос.

Какие группы слов вам уже знакомы?
*** СЛОВА –НАЗВАНИЯ.
***СЛОВА –УКАЗАТЕЛИ.
***СЛОВА –ПОМОЩНИКИ.

Постановка цели урока.

ВОТ ТАЙНА.
Попробуйте прочитать.
Понимаете ли вы записи?
[м’ а ч’ ]
мяч
Что это за записи?
Чем они отличаются?
(Это секрет русского языка).

Постановка цели урока.

Звуки любого слова можно показать звуковыми моделями.
Это условные обозначения.
Как вы думаете, трудно ли записать любое слово звуковыми моделями?

Выход на тему урока.

Так чему нам надо сегодня научиться на уроке?
1.Расшифровывать звуковые модели.
2. Записывать звуковые модели любого слова.

Тайны языка.

« Конечно, тайны языка открыли мы не все пока.
Сегодня запись слов значками звуков мы продолжим.
Ребятам всем, кто в этом затрудняется, поможем.»

Учебно – познавательная деятельность.

Работа в паре.
Упражнение в чтении звуковых записей слов и соотнесении звуков с буквами.
( Звуковой диктант – загадки).
Читают загадки на карточках.
Отгадки ищут в записях на доске.

Отгадайте загадки.

«Сидит красная девица в темнице, а коса на улице.»
«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …»
«Он кусает, но не пёс. Зубок есть. Но где же рот? Белый носит сюртучок. Что же это?»
«Кругла да гладка, откусишь – сладко. Засела крепко на грядке …»

Отгадки.

*Проверьте, верно ли вы отгадали?
(Морковь, лук, чеснок, репка).
-Как одним словом назвать все эти предметы?
(ОВОЩИ).
*Запишите слова в тетрадь.

Чтение звуковых моделей этих слов.

***[МАРКОФ’ ] , [ ЛУК] ,
[ Ч’ИСНОК] , [Р’ЭПКА], [ОВАЩ’И].
Одинаково ли пишутся буквами и звуковыми моделями эти слова?

Чем отличаются записи слов?

Звуковые модели слов.
[МАРКОФ’ ]
[ ЛУК]
[ Ч’ИСНОК]
[Р’ЭПКА]
ОВАЩ’И]

Буквенные модели слов.
морковь
лук
чеснок
репка
овощи

Чтение звуковых записей слов.

Попробуйте прочитать звуковые записи слов.

[НОС ] , [Н’ОС ] , [СПАТ’],
[ П’АТ’] , [К’ИСЛЫЙ’] , [К’ИС’ЭЛ’] , [ПР’АН’ИК] , [КЛ’АКСА] , [ЗВУК’И].

Фонетический разбор слова.

Сегодня мы еще поучимся выполнять звуко – буквенный анализ слова ШАРФ. (4 буквы, 4 звука).
Буквы. Звуки. Что можно рассказать о звуках.
Ш [ ш]-согласный, глухой, твёрдый.
А [ а]- гласный, ударный.
Р [ р]- согласный, звонкий, твёрдый.
Ф [ф]- согласный, глухой, твёрдый.

Записать слова.

Платье, пальто, куртка, юбка, кофта, платок, вещи, одежда.

Прочитать записи.

[плат’й’э], [ пал’то], [куртка], [ й’упка], [кофта], [платок], [в’эщ’и], [ ад’эжда].

Рефлексия.

Вот вы и научились читать и понимать зашифрованные слова (звуковые модели).
А также поучились делать записи звуковых моделей слов.
Что нужно знать, чтобы правильно записывать слова?
А как вы думаете, это вам нужно?
(Применять знания в жизни).

Итог урока.

Чему учились на уроке?
А зачем нужно знать эту тему?
У всех ли сразу получилось читать слова в звуковых моделях?
Кому еще трудно это выполнять?
Надо ли еще возвращаться к этой теме на уроках?

Молодцы!

Спасибо вам за урок!!!