Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников является необходимым условием для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе и затем в старшей школе.
Контроль и оценка
В учебной деятельности ребенка:
контроль заключается в определении соответствия других учебных действий (постановка задачи, планирование, моделирование, конструирование) с условием и требованием поставленной задачи;
оценка позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения поставленной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка – это не простая констатация этих моментов, а содержательная, качественное рассмотрение результата усвоения в его сопоставлении с целью.
В деятельности педагога:
контроль заключается в определении соответствия педагогических действий учителя поставленным педагогическим цели и задачам. Он помогает педагогу вовремя определить дефицит своих педагогических действий по отношению к ребенку.
оценка позволяет определить эффективность тех или иных педагогических действий в ходе решения той или иной педагогической задачи. Именно оценка «сообщает» педагогу о том, решены или не решены им педагогические задачи.
Контроль и оценка
В ходе образовательного процесса учитель должен строить контрольно-оценочное взаимодействие с детьми, которое имеет три слоя:
гуманистический;
педагогический;
диагностический.
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:
сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
отбирать задания для устранения допущенных ошибок;
определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
5-6 классы
Умения | № | Моя оценка | Оценка |
1. Измерение величины: |
| ||
2. Понимание устройства многозначного числа. |
| ||
3. Работа с координатной прямой (изображение обыкновенной дроби и смешанного числа). |
| ||
4. Применение основного свойства дроби (для сокращения и приведения к общему знаменателю дробей). |
| ||
5. Перевод неправильной дроби в смешанные числа и наоборот. |
| ||
6. Выполнение арифметических действий с обыкновенными дробями и смешанными числами. |
| ||
7. Нахождение дроби от числа и числа по дроби. |
| ||
8. Решение уравнений. | 7 | ||
9. Анализ и решение простейших задач на проценты. |
| ||
Оценочный лист к стартовой работе – 6 класс
Фамилия Имя _________________________
6.2 - 22(2)
Отметьте на числовой прямой точки со следующими координатами:
1,24; 0,14; 0,114; 2,014
6.3 – 5(1-3)
Ребята находили сумму чисел 3,26 и 2,5.
Вот что у них получилось:
Надя. + 3,2 6 Лена. + 3,2 6 Коля. + 3,2 6
2,5 2, 5 2,5
3,5 1 5,3 1 5,7 6
Кто прав? Объясните, в чём ошибки у других?
6.4 – 10(3)
Известно, что 5,2 4,7 = 24,44.
Используя этот результат, найдите произведение:
0,52 4,7; 52 4,7 0,52 0,47
В учебном процессе необходимо определить место для предъявления результатов домашней самостоятельной работы
(работа со столом заданий)
Учебный процесс организуется в форме концентрированного обучения.
Каждый учебный цикл делится на 3 этапа:
1 этап - коллективная работа (движение в содержании, работа над основными предметными моделями и т.п.).
2 этап - самостоятельная работа учащихся над изученной темой.
3 этап – зачёт и подведение итогов (рефлексия) по теме, выставление и обсуждение итогов самостоятельной работы.
7-9 классы
7-9 классы
№ |
|
| Моя отметка | Отметка учителя | Творческое задание | ||
% | % | ||||||
1. | Зачётная работа № 1 «Выражения и формулы» | ||||||
2. | Зачётная работа № 2 «Тождественные преобразования выражений» | ||||||
3. | Зачётная работа № 3 «Уравнения и неравенства» | ||||||
4. | Зачётная работа № 4 «Координатный метод» | ||||||
5. | Зачётная работа № 5 «Уравнение прямой» | ||||||
6. | Зачётная работа № 6 «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | ||||||
7. | Зачётная работа № 7 «Понятие функции. Линейная функция. Прямая пропорциональность». | ||||||
8. | Итоговая работа |
Зачётный лист по алгебре 7кл.____________________________
Работа с индивидуальными тематическими оценочными листами.
Положительные аспекты
предложенной организации учебного процесса:
организация зачётной системы в основной школе способствует определению внутренней мотивации учения для школьника;
концентрированное обучение позволяет своевременно осуществлять коррекцию предметных знаний с помощью организованного для этого образовательного пространства («лаборатория» и «мастерская»);
работа с оценочными листами даёт возможность ученику
- проявить свои индивидуальные способности,
- самостоятельно оценить свою работу;
- самостоятельно выбирать, учитывая свои возможности.
| 1 группа | 2 группа | 3группа | |||
отметка | замечания | отметка | замечания | отметка | замечания | |
1.Составление модели по способам решения тригонометрических уравнений | ||||||
2.Выполнение и защита карточки-подсказки | ||||||
3.Выбор уравнений четырёх видов. |
Оценивание работы группы другими
группами.
Оценочный лист работников.
Оценочный лист фирмы.
Оценивание групповой
работы экспертами
(выбранные ученики).
Оценивание индивидуальной работы в группе.
Фамилия. Имя | Должность | Вклад ( в % ) |
Фирмы: | 1 | 2 | 3 |
1. Выполнение чертежей. | |||
2. Правильность, используемых формул. | |||
3. Точность вычислений. | |||
4. Оригинальность. | |||
5. Экономичность | |||
6. Полное оформление зала | |||
7. Защита |
Предметом контроля и оценки со стороны учащихся могут быть:
собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
операциональный состав действий при решении поставленных задач;
личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала;
прогностическая оценка своих возможностей;
самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.