ПРОЕКТ
«Образовательный туризм – инновационная технология в системе и духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания младших школьников»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ
Образовательный туризм это:
туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением;
эффективная технология обучения;
форма организации учебного процесса.
Образовательный туризм и воспитание
приобщение к общечеловеческим ценностям
воспитание любви к родному краю
развитие творческих способностей
формирование целостной, научно-обоснованной картины мира
развитие познавательных
способностей ребенка
становление активной жизненной позиции
Цель образовательного туризма - способствование формированию человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Основная цель экскурсионно-образовательной деятельности в школе – углубленное изучение школьной программы, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей страны и других народов, к природе и окружающей среде.
Задачи:
Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам.
Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования.
Формирование умений самообразования.
Алгоритм подготовки экскурсии
Принципы организации деятельности:
- дидактизм: научность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность;
- тематичность;
- наглядность;
- эмоциональность;
- активность.
Виды экскурсий
- вводная экскурсия
- урок-экскурсия
- общеобразовательная экскурсия
- экскурсия профессионально ориентирующего характера.
Методический анализ проведения экскурсии
включает в себя:
оценку техники ведения экскурсии,
методических приемов показа и рассказа;
оценку эффективности выбора
последовательности демонстрации объектов;
оценку уровня наглядности, эмоциональности
экскурсии (с учетом дифференцированного
подхода к экскурсантам).
СОЗДАНИЕ ПАСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Образовательный туризм
организация тематических экскурсий по предметному содержанию школьных образовательных программ;
мастер‐классы по овладению практическими умениями и навыками;
квестовые программы, погружающие в интерактивное освоение программного материала.
Экологическая тропа
Правила составления плана экскурсии:
идти от простого к сложному;
экскурсионные темы не должны быть узкими.
Четко определенная тема экскурсии позволяет выделить важный материал для показа.
Ботанические экскурсии
1. Жизненные формы растений. Знакомство с основными видами деревьев и кустарников на территории памятников природы Урыма.
2. Разнообразие вегетативных органов растений. Формы корневой системы, стеблей, листьев.
3. Осенние явления в жизни растений.
4. Весна в жизни растений. Знакомство с растениями – эфемерами.
5. Практикум по составлению гербария.
6. Разнообразие плодов и семян, способы их распространения.
7. Разнообразие цветов и соцветий.
8. Взаимосвязь растений с окружающей средой. Влияние экологических факторов на растения.
9. Влияние деятельности человека на растительность.
10. Практикум по оценке экологического состояния лесных сообществ. Учет возобновления деревьев и кустарников.
11. Охрана и защита растительного мира. Знакомство с редкими видами растений, занесёнными в Красную книгу Саратовской области.
12. Зеленая аптека.
Зоологические экскурсии
1. Насекомые – вредители деревьев и кустарников.
2. Хищники, паразиты и сапрофиты в мире насекомых.
3. Практикум по учету численности насекомых.
4. Животные – соседи человека. Обитатели антропогенного ландшафта.
5. Разнообразие животного мира памятников природы Крыма.
6. Осень в жизни птиц. Приспособление птиц к сезонным явлениям.
7. Зимний практикум по изучению следов животных.
Ландшафтные и экосистемные экскурсии
1. Практикум по измерению азимутов и расстояний.
2. Практикум по составлению топографического плана местности.
3. Практикум по изучению течения реки.
4. Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв.
5. Сезонные явления в неживой и живой природе. Фенологический практикум.
6. Рельеф и геологическое строение территории. Составление коллекции минералов.
В музее Природы Крыма в городе Алуште в доступной форме мы познакомились, с фаунистическими, флористическими и геологическими коллекциями, увидели рельефные карты, с помощью которых составить представление об удивительных ландшафтах Южного берега Крыма и его обитателях.
В отделе зоологии Музея природы дети познакомились с эволюцией фауны, с видовым составом животного мира заповедника: здесь обитают 39 видов млекопитающих, 185 - птиц, 8 - рыб, 14 видов амфибий и рептилий. на Лебяжьих островах и в прибрежной зоне обитают - более 230 видов птиц.
Специальные разделы Музея природы посвящены геологии, почвам, растительному покрову: сосновым, буковым и дубовым лесам, редким и исчезающим видам растений, охране природы.
Алуштинский дендрозоопарк является уникальным, так как обычно зоопарки и парки для культивации растений обустраивают отдельно друг от друга. Здесь же, можно сразу наслаждаться красотой крымской природы и одновременно знакомиться с обитателями лесов и степей Крыма.
В дендрозоопарке нас встретили еноты, белки , благородные олени и муфлоны, косули, кабаны, лисы и волки. Почти все животные очень дружелюбно относятся к посетителям и охотно ели прямо из рук детей, что вызвало море восторга.
1. Экскурсии-утренники:
«Новогодние встречи в доме писателя С.Н.Сергеева-Ценского»;
2. Экскурсии-уроки:
Живые предметы» - об истории происхождения письменных принадлежностей на примере фондовых материалов музея.
3. Тематические уроки внеклассное чтение:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» - о братьях наших меньших по произведениям С.Н.Сергеева-Ценского «Аракуш», «Тузик», «Медвежонок».
Программа «Музей - школа» для учащихся:
Экскурсии-утренники: «Праздник Святого Николая в семье Бекетовых», «Новогодние и рождественские истории старинной дачи А.Н.Бекетова»;
18 -19 декабря Музей-усадьба А.Н. Бекетова приглашает младших школьников на праздник «Святой Николай – ангел-хранитель в семье Бекетовых».
Имя Николай в роду Бекетовых передавалось из поколения в поколение. В этот день дети и взрослые праздновали именины в честь ангела- хранителя Николая Чудотворца и принимали гостей. Эта традиция сохраняется и сегодня, ежегодно в Музее-усадьбе А.Н. Бекетова проходит веселый праздник в домашней обстановке старинной дачи.
Ребята познакомились с хозяевами дома, удивительными историями о Святом Николае, их ждали игры, конкурсы, загадки. Выставка «Зимняя радуга» с зимними пейзажами, искрящимся и переливающимся на солнце снегом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.