Презентация "Развитие критического мышления"
Оценка 5

Презентация "Развитие критического мышления"

Оценка 5
Разработки курсов
pptx
03.05.2021
Презентация "Развитие критического мышления"
Развитие критического мышления презентация.pptx

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Выполнила: Коростелёва Марина Михайловна
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №11» с. Рощино
Приморского края Красноармейского района

Критическое мышление РКМЧП Это процесс соотнесения внешней информации с имеющимся у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что…

Критическое мышление РКМЧП Это процесс соотнесения внешней информации с имеющимся у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что…

Критическое мышление РКМЧП

Это процесс соотнесения внешней информации с имеющимся у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
КМ учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (спорить и находить точки соприкосновения).
КМ учит способам активных действий социально значимых.
Чтение и письмо – это инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. В процессе КМ чтение становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики сами формулируют вопросы и ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. Письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
РКМЧП – базовая модель «вызов» – осмысление содержания – рефлексия. Помочь сформулировать вопросы и предположения. Ученики сами формулируют цели изучения нового материала.
Осмысление содержания – учителя осознанно уменьшают долю своего участия во время знакомства с новым материалом, используют альтернативные источники информации.
На стадии рефлексии У и у возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предложениям. Сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. (Рассуждения устные и письменные), систематизация и оценивание новой информации.

Вызов Имеющиеся знания; Интерес к получению новой информации;

Вызов Имеющиеся знания; Интерес к получению новой информации;

Вызов

Имеющиеся знания;
Интерес к получению новой информации;
Постановка учеником собственных целей обучения;


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах

Составление списка известной информации;
рассказ-предположение
по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические
цепочки и т. д

Осмысление содержания получение новой информации;

Осмысление содержания получение новой информации;

Осмысление содержания

получение новой информации;
Корректировка учеником поставленных целей обучения



На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах

Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «V», «+»,
«-», «?» (по мере чтения их
ставят на полях справа);
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.

Рефлексия Размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения

Рефлексия Размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения

Рефлексия

Размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.
Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Заполнение кластеров,
таблиц;
установление причинноследственных связей между
блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным
утверждениям;
ответы на поставленные
вопросы;
организация устных и
письменных круглых столов;
организация различных
видов дискуссий;
написание творческих
работ;
исследования по отдельным вопросам темы и т. д

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.


Приём «Инсерт» или условные значки
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Обучающимся предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
«?» -я это знал,
«э» - это для меня новое,
«-» - это противоречит моим знаниям,
«?»- об этом хочу узнать больше.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.




Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
«V» – знал(а) «+» – новое «–» – вызывает сомнения «?» – толстые и тонкие вопросы


Приём «Составление кластера»
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков


смысловых блоков.


Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Последовательность действий при составлении кластера
1.Вначале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3.По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
4.В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.





Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Таким образом, кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приём «Бортовой журнал» Что я знаю по теме

Приём «Бортовой журнал» Что я знаю по теме

Приём «Бортовой журнал»

Что я знаю по теме Что нового узнал Что не понял

Приём «Двухчастный дневник»


Вопросительные слова Основные понятия темы
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?

Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).

Цитата

Комментарий

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".













Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать -

Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать -

Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Знаю (вызов)

Хочу узнать (вызов)

узнал(реализация смысла или рефлексия)

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю цели

Что я знал, а что узнал? что узнал? знал, а что

Обучающиеся с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Приём « толстых» и «тонких» вопросов
Для успешной адаптации во взрослой жизни учащимся необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто? Что? Может? Когда? Будет?
Мог ли? Как звать? Было ли? Согласны ли Вы? Верно ли?

В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Почему вы думаете…? Дайте три объяснения, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? Дайте объяснение, почему…?

Приём «Сюжетная таблица» Суть работы с этой таблицей следующая: читая текст, учащиеся делают пометки, создавая “скелет” текста:

Приём «Сюжетная таблица» Суть работы с этой таблицей следующая: читая текст, учащиеся делают пометки, создавая “скелет” текста:

Приём «Сюжетная таблица»
Суть работы с этой таблицей следующая: читая текст, учащиеся делают пометки, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эта таблица помогает обучающимся воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описа­ние какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», созда­вая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет вос­создать если не все содержание, то сюжет — точно.
Прием «Чтение с остановками» или «Чтение со стопами»
По названию текста определяют, о чем будет текст. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано, по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?


















Приём «Дерево предсказаний» Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы

Приём «Дерево предсказаний» Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы

Приём «Дерево предсказаний»
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы.
Приём «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Развивает: внимание учащихся к слову, умение бережно им пользоваться; образное мышление; творческую индивидуальность. Побуждает: анализировать свои ощущения; вникать в смысл произносимых слов. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.



Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности. Верно ли что …
Приём «Перепутанные цепочки»
       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
  Приём «Перекрестная дискуссия»
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод. Приём «Шесть шляп мышления» 
Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
        Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, что с чем связано.



 



Приём «Корзина» идей, понятий, имен

Приём «Корзина» идей, понятий, имен

Приём «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Обмен информацией в группах. -

Обмен информацией в группах. -

коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала..

- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод .- Какое слово может быть лишним? Почему?

Приём «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.



Приём «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»

Приём «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»

Приём «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.
Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?
Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».
Приём «Лекция со стопами»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический приём. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время
«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Приём «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Стратегия ИДЕАЛ Расшифровывается она следующим образом:

Стратегия ИДЕАЛ Расшифровывается она следующим образом:

Стратегия ИДЕАЛ
Расшифровывается она следующим образом:
  И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
  Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
  Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
  А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы).
Игровой приём “Как вы думаете?”. 
Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;
3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
В рамках школьного предмета учителю можно совмещать любые приёмы, методы и формы работы, если они направлены на достижение поставленных целей обучения.

Приём «Фишбоун » (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос

Приём «Фишбоун » (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос

Приём «Фишбоун»
(рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. 

Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.  

С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Приём «Сводная таблица»

Этот приём помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать.

Прием Интеллект-карта Этапы создания интеллектуальной карты:

Прием Интеллект-карта Этапы создания интеллектуальной карты:

Прием Интеллект-карта
Этапы создания интеллектуальной карты:
Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:
выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы

Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы

Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы
Прием используется на стадии осмысления (на уроках, построенных по ТРКМЧП) после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).
Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.
Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями. На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.
Цель приема: прийти к общему мнению, выбрав одну точку зрения. После изучения текста каждый ученик формулирует собственное мнение по главному вопросу и записывает его в тетради.Далее учащиеся объединяются в группы, выбирая "коллег" со схожим мнением. Те ученики, чья точка зрения отличается от всех, может присоединиться к одной из групп, либо войти в состав аналитиков (жюри).Теперь каждая группа формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами.
При формировании групп важно, чтобы в каждой были распределены роли. Ведущий — наблюдает за тем, чтобы обсуждение не свелось к многоголосице, следит за временем и за тем, чтобы каждый член группы принял участие в обсуждении. Дежурный — оформляет (письменно, устно, графически) мнение группы и логическое расположение аргументов и доказательств. ТРКМЧП предполагает, что для приема "Уголки" нужна еще и группа аналитиков. Их задача: наблюдать за ходом дискуссии, отмечать этапы формирования разных точек зрения, разработать критерии оценивания, оценить выступление каждой группы и объявить победителя.
В начальных классах или таких, где только начинают знакомство с приемами критического мышления, роль аналитика может исполнить учитель, либо группа сильных учеников.

Прием "Отсроченная отгадка« Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок

Прием "Отсроченная отгадка« Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок

Прием "Отсроченная отгадка«
Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно. Прием «Реставратор».

В соответствии с требованиями ФГОС о внедрении системно-деятельностного подхода, необходимо создавать условия, при которых учащиеся на уроках самостоятельно формулируют проблему урока, а затем, по намеченному плану, ее решают. Этому способствуют различные методические приемы. Один из них — «Реставратор». Смысл приема заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искаженный учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить.



Прием RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики.

 

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Роль Аудитория Форма Тема
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему.
Выяснение, кому может предназначаться данный текст.
Выбор жанра, формы повествования
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем.
Подготовка к проведению занятия
Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.
Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.
Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.
Стадии RAFT-технологии
Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.
Стадия вызова
Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.
Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.
Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.
Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.
В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.
Подводя итог, учитель зачитывает всю информацию, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.
Стадия осмысления
Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради.
Стадия рефлексии
Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021