Урок русского языка в 11 классе Алгоритм написания творческой работы.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Желтояровская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 11 классе
Алгоритм написания творческой
работы части 2 ЕГЭ по русскому языку
Автор: Балабанюк Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория с. Желтоярово
2016 г.
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Алгоритм написания
творческой работы части 2 ЕГЭ по русскому языку»
(не называем, учащиеся сами выходят на тему)
Оборудование:
Раздаточный материал, технологическая картаинструкция
Матрица проверки оформления результатов работы с текстом.
ПК, мультимедийный проектор, экран.
Этапы занятия.
Организационный.
Приветствие. Мотивация к деятельности (слова Дьёрда Пойа –
1
2
3
1
Слово учителя: (зачитывает слова Дьёрда Пойа)
венгерского, швейцарского, американского математика).
«…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
2
Я позволила себе перефразировать слова великого
математика, вот что у меня получилось: «если хотите писать
сочинение, …»
Закончите мою мысль
Ответ учащихся: «…то пишите их!»
Вызов.
В этом году вам предстоит сдавать Единый государственный экзамен
по русскому языку. Подготовку мы начали в 10 классе, выполняя задания
блоков «А» и «В». Вы знакомы с изменениями в структуре единого экзамена в
2015 году, но написание письменной творческой работы осталось. А значит,
мы должны уметь анализировать текст, извлекать необходимую информацию:
находить проблему,
выявлять представленную позицию автора,
аргументированно излагать свой взгляд на проблему.
3
Реализация.
Учащимся раздают пустые карточки – инструкции для
самостоятельного заполнения.
Внимательно прочитайте задание части 2 ЕГЭ. (Приложение 1)
Инструкция
1 Выделите основные компоненты высказывания и запишите их в первую
колонку таблицы. (Приложение 2)
Учитель: сравним ваши ответы с эталоном
Сформулируйте тему урока.
(композиция, структура, алгоритм написания творческого задания)
Какова основная цель урока?
(научиться писать сочинениерассуждение по заданной структуре, алгоритму)
Цели:
Предметные: отработать алгоритм написания сочинениярассуждения по
заданному тексту.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения
учебных задач в личных целях.
Метапредметные: принимать решения в практических ситуациях,
обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.
Задачи:
познакомить с композиционноструктурной организацией письменной
творческой работы части 2 ЕГЭ;
продолжить формирование навыка смыслового чтения текста;
развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом,
совершенствовать способы умственной деятельности;
содействовать воспитанию самостоятельности в процессе получения знаний,
культуры поведения, рационального расходования рабочего времени.
Разберемся в формулировках. Ответим на вопрос: что это?
2
(учитель называет структурную часть – учащиеся называют свои варианты,
сравнение с эталоном) Вступление – начало, выход на проблему.
Проблема – сложный, значимый вопрос, требующий решения, исследования:
экологическая проблема, проблема охраны архитектурных памятников,
проблема воспитания, нравственная проблема……
Комментарий – рассуждение, пояснение по поводу чеголибо.
Комментарий – это не пересказ: пересказывая, мы говорим, что делают герои,
комментируя, мы говорим о том, что делает автор для того, чтобы передать
идею текста.
Позиция автора – идея текста, главная мысль, тезис.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты,
объяснения, примеры.
Словарная работа. (Приложение 3)
3
Существуют фразыпомощники или клише,
помогающие речевому
оформлению высказывания. На листе с текстовой информацией приведены
фразыпомощники, ваша задача – распределить их в соответствии с планом,
заполнив 3 графу таблицы.
(проверка)
4
Работа над текстом В. Солоухина. (Приложение 4)
Проблема – влияние человека на природу; духовное единение с природой.
Комментарий проблемы
безответственное и целенаправленное
отношение человека к природе приведет к самоуничтожению;
технический прогресс, бесчеловечный ритм современной жизни, поток
искусственной информации отучают от духовного общения с внешним
миром, природой.
Позиция автора – человечествоэто болезнь планеты.
Рефлексия. ( Приложение 5)
5
Работа с текстом. Письменное высказывание с использованием полученного
материала.
6
Домашнее задание. Написать сочинениерассуждение. Приложение 1
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором
текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не
согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт. План сочинения
Что это?
Фразыпомощники
Приложение 2
1
2
3
4
5
6 7
8
Приложение 3
Из сказанного выше можно сделать вывод…; позиция автора такова:…; автор
размышляет над проблемой…; нельзя не согласиться с мнением…;
доказательством правоты мнения служит (пример, герой, ситуация) из книги
…; я не согласен с автором…; в тексте поднимается проблема…;
подобная проблема волнует героя…; в нашей жизни бывают подобные
ситуации…; автор заостряет внимание на …; авторская позиция
перекликается с мнением…; автор убеждает нас в том, что…; каждому из нас
знакомо…;
писатель говорит с восхищением/негодованием/грустью/
сожалением…; автор заставляет задуматься над вопросом…
__________________________________________________________________ Приложение 4
В. Солоухин. Земля – космическое тело, а мы – космонавты…
(1) 3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие
очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по
бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем
прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно
самообновляется и таким образом обеспечивает возможность
путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
З) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле
через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную
и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный
полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей
безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из
строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на
маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо пе
ререзать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в
обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но
принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет.
(7)Вопрос только размеров и времени. размножаются,
кишат микроскопические,
(8)Человечество, помоему, — это своеобразная болезнь планеты.
(9) Завелись,
в
планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)
Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле
земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только внести
капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в
зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и
вот уж распространяется от этого места характерное,
симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются,
делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя
ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу
Земли.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же
беззащитными перед напором так называемого технического
прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность
уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей
земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным
ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком
искусственной информации, отучается от духовного общения с внеш
ним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое
состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним
общению.
15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная
болезнь,
(16)Успеет ли Земля
выработать какоенибудь противоядие?
называемая человечеством.
____________________________________________________________________________________ Приложение 5
Рефлексия
Продолжите предложения:
Я получила конкретные рекомендации…
Мне эта работа была необходима…
Для меня было недостаточно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.