МОУ «Гимназия № 9»Программа опытно-экспериментальной работы«Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной одаренности обучающихся гуманитарной гимназии»
Актуальность программы
необходимость воспитания творческой личности, способной к самореализации в постоянно изменяющихся условиях
переосмысление сложившейся системы обучения и воспитания
Цель программы
теоретико-эмпирическое изучение психолого-педагогических условий, способствующих раскрытию и развитию интеллектуальной одаренности учащихся гимназии
Объект исследования - целостный образовательный процесс.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия раскрытия и развития интеллектуальных способностей учащихся как теоретическая модель и как экспериментальная технология.
База эксперимента
весь контингент обучающихся гимназии с 1 по 11 класс.
Гипотеза:
наиболее полное раскрытие и развитие способностей учащихся гимназии будет происходить при наличии следующих психолого-педагогических условий:
будет создана теоретическая модель образовательного процесса гимназии, обеспечивающая разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся гимназии;
на основе разработанной модели будет создана технология развития способностей учащихся гимназии, предполагающая работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами);
в процессе разработки и реализации будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
будет разработана модель психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса, позволяющая, на основе психологической диагностики, отслеживать раскрытие и развитие способностей учащихся гимназии.
Задачи:
Определить оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие раскрытие и развитие способностей учащихся гимназии.
Разработать модель построения образовательного процесса обеспечивающая разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся гимназии.
Разработать технологию образовательного процесса, обеспечивающую разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся гимназии.
Разработать модель психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса, позволяющего отслеживать развитие способностей учащихся гимназии.
Методы исследования
теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
эксперимент;
опросные методы;
стандартные, адаптированные и проективные методики;
метод количественного и качественного анализа полученных данных,
метод моделирования.
Этапы работы
первый этап диагностико-проектировочный был посвящен проблемному анализу деятельности гимназии, который включал анализ затруднений в практике педагогов, анализ состояния образовательного процесса, реализацию «Программы развития гимназии»; постановку цели эксперимента, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы и задач, разработку теоретической модели развития способностей учащихся гимназии, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, продумывание компенсационных мероприятий;
Этапы работы
второй этап опытно-экспериментальный включает проведение экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой гипотезы и апробирования технологии раскрытия и развития способностей учащихся гимназии;
Этапы работы
третий этап аналитико-обобщающий предполагает подведение итогов, формулировку выводов и заключения по проделанной работе, обобщение и внедрение результатов экспериментальной работы.
Условия функционирования эксперимента
осознание важности этой работы каждым членом коллектива гимназии
признание руководством и коллективом гимназии того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе гимназии
специальная высокопрофессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов для повышения их операциональной и ключевой компетентности
пример для подражания
создание мотивирующей учебно-исследовательской среды, способствующей самореализации одаренной личности
постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса в гимназии с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки обучающихся
Принципы функционирования программы
принцип индивидуализации обучения
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Критерии результативности программы
Критерии | Показатели эффективности |
Инновационно-педагогическая направленность | Высокий интерес к профессиональной деятельности, способность преодолевать трудности, стремление использовать достижения науки, способность к самообразованию. Оптимистичность в отношении детей, своей работы. |
Профессионализм исполнения | Ориентация на достижение высоких результатов, саморефлексия, проективно-технологическая деятельность. Использование эффективных методик, технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий. |
Педагогическая эффективность | Рост качества результатов образовательного процесса, сформированность общеучебных умений и навыков (ключевых компетентностей в познавательной сфере) учащихся, развитие интеллектуальной одаренности, высокая степень самоорганизации, способность к самообразованию, саморазвитию учащихся как субъектов образовательного процесса. |
Критерии оценки ожидаемых результатов
увеличение количества учащихся – участников предметных олимпиад (разного уровня), конференции «Шаг в будущее»,
расширение сферы интересов обучающихся, более точное определение их способностей,
увеличение количества учащихся с готовностью к осуществлению дальнейшего профессионального выбора
Прогноз
положительные результаты: наиболее полное раскрытие и развитие интеллектуальной одаренности обучающихся гимназии, расширение сферы их интересов, личностное развитие, активное, положительное отношение учащихся к содержанию различных предметов, повышение качества образования; развитие профессиональной компетентности педагогов в аспекте формирования интеллектуальной одаренности обучающихся
риски: перегрузка учащихся в связи с большим выбором предложений кружков, факультативов, элективных курсов и т.п.; негативная динамика самооценки некоторых учащихся
компенсация: индивидуальная работа психолога и педагогов с учащимися и их родителями, мониторинг «нагруженности» образовательного процесса
Научно-методические результаты эксперимента
модель методической системы гимназии, обеспечивающая психолого-педагогические условия развития интеллектуальной одаренности учащихся
результаты мониторинга «От первоклассника до модели выпускника»
банк информационных карт развития учащихся;
банк достижений учащихся по различным направлениям образовательного процесса.
Формы представления результатов исследования
отчеты на заседаниях педагогического совета гимназии, НМС, предметных МО, педчтениях;
подготовка и публикация статей в периодической печати;
выступления на конференциях различных уровней;
обобщение передового педагогического опыта и другие
Психолого-педагогическая технология развития интеллектуальных способностей обучающихся
Виды способностей | Мероприятия по реализации способностей |
Общие | Участие в предметных олимпиадах разного уровня, научно-практической конференции «Шаг в будущее», интеллектуальном марафоне; развивающая программа Л.В. Занкова, «Школа 2100», |
Обучающие | Программа «Формирование общеучебных умений и навыков», мониторинг образовательного процесса «От первоклассника до модели выпускника», предметные кружки, факультативы, элективные курсы, индивидуальная работа с одаренными учащимися, дискуссии, групповые формы работы, семинары, практикумы. |
Специальные | Предпрофильное и профильное обучение; профориентационная работа, внеурочная исследовательская деятельность в научном ученическом обществе «Гимназист», ролевые тренинги, проектная деятельность. |
Творческие | Театральная и танцевальная студии, поэтический клуб «Бриз», клуб «Практическая журналистика», радиожурналистика, студия сольного пения, кружки «Дизайн», «Дизайн одежды», «Художественное конструирование», «Деревянное зодчество». |
Педагогические условия
Высокопрофессиональный педагогический коллектив:
Заслуженных учителей – 4,
Отличников народного просвещения – 9,
Почетных работников общего образования – 3,
награждены Почетной грамотой МО и науки РФ – 5,
Благодарственным письмом МО и науки РФ – 2,
Знаком «За заслуги перед городом» - 1,
Орденом Трудовой Славы 3 степени – 1.
Учителей с высшей категорией – 19,
с первой – 16,
со второй – 9,
без категории – 2.
97% учителей имеют высшее профессиональное образование, 3% - средне-специальное
80% учителей прошли обучение на компьютерных курсах, 67% из них применяют ИКТ в образовательном процессе
Материально – техническая база
18 специализированных кабинетов:
начальных классов – 5;
предметных кабинетов – 12;
компьютерных классов – 1.
Имеются актовый и спортивный залы, библиотека, лыжная база, корт, столярные, слесарные мастерские, кулинарный и швейный цеха.
Организационные условия
Предпрофильная и профильная подготовка
Школа допрофессиональной подготовки
Научное ученическое общество «Гимназист»
Индивидуальные занятия для развития творческой, интеллектуальной одаренности обучающихся
Предметные недели, декады
Школьные и городские предметные олимпиады
Гимназическая и городская научно-практические конференции «Шаг в будущее»
Международные, Всероссийские, региональные конкурсы, олимпиады, викторины
Клуб «Эврика»
Клуб «Эрудит»
Организационные условия
Клуб «Практическая журналистика»
Школьное радио «Фарватер удачи»
Школьные газеты «ШИК», «На старт!»
Интеллектуальный марафон по основам знаний 5 – 8 классы
Интеллектуальный марафон для старшеклассников по основам наук
Театральный фестиваль
Звездный дождь
Принцесса детства
Конкурс «Я - лидер»
Конкурсы «Класс года», «Ученик года», «Мисс Гимназия», «Радуга увлеченных», акция «Найди себя»
Театр моды
Дополнительное образование и внеурочная деятельность
Созданы 90 объединений по 15 направлениям:
Филологическое
Обществоведческое
Лингвистическое
Спортивно-техническое
Туристско-краеведческое
Физкультурно-спортивное
Технологическое
Профориентационное
Художественно-эстетическое
Экологическое
Военно-патриотическое
Социально-педагогическое
Естественно-научное
Публицистическое
Методические условия
Обобщение опыта:
Федеральный уровень – 25
Региональный уровень – 17
Муниципальный уровень – 10
Институциональный уровень – 39
Проведено:
16 творческих отчетов
4 мастер-класса
4 областных семинара
19 городских семинаров
14 школьных семинаров
2 педагогические мастерские
педагогические чтения
психолого-педагогический семинар
семейная гостиная
32 печатные работы в центральных и региональных журналах и сборниках
Достижения педагогического коллектива
1 место в городе и 4 в области в национальном проекте «Образование»
Присвоен статус региональной площадки
«Школа здоровья»
муниципальная опорная школа –
«Школа молодого учителя»
Муниципальная опорная школа
«Управление качеством образования»
муниципальная экспериментальная площадка «Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной одаренности обучающихся в условиях гуманитарной гимназии»
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, марафонах
школьные олимпиады – 348
городские олимпиады – 50
областные – 8
региональные – 16
школьный интеллектуальный марафон – 158
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» - 178
Международный конкурс «Кенгуру» - 104
Международный экологический форум «Зеленая планета» - Воробьева А. (11 класс) - диплом 1 степени;
Всероссийская олимпиада «Созвездие» - Гордеев А. (11б класс) – 2 место
Региональная олимпиада УрФО по основам наук – 2 первых места в городе, Пырьева Е. (7 класс) – 2 место в Праге, Гребнев А. (9 класс) – 3 место в Праге.
В этом году – 71 участник, 25 учеников прошли во второй тур. 4 ученика (Пырьева Е., Барашева В., Насонова К., Коковина К.) примут участие в олимпиаде в Праге, 9 учеников (Табуева К., Костылева Ю., Мехонцева Т., Корчагин С., Попова К., Набатчиков И., Фролов Ю., Левина К., Седач Д.) - в Екатеринбурге
Региональный конкурс «Золотое руно»: 31 участник, Мальцев Д. – диплом 3 степени
Международный фестиваль «Библиобраз - 2007»
1 и 2 места в номинации «Моя библиотека», диплом в номинации «За книжными страницами»;
в номинации «Лучший урок письма» - письмо академику М. В. Ломоносову (ученик 10 класса Паршуков Кирилл-2 место);
Тиганова Полина, ученица 10 класса в письме директору Всесоюзного института растениеводства Н. И. Вавилову написала: «Я всецело поддерживаю слова американского генетика Г. Меллера, который сказал о Вас: «Я не встречал человека, который бы так любил жизнь, так щедро тратил себя, и так щедро и много созидал»;
Учителя иностранных языков приняли участие в международном фестивале «Библиобраз - 2007» в номинации «Открытый урок чтения»
Мальцев Дмитрий - премия губернатора Курганской области в номинации «Искусство», диплом Государственной Думы РФ, 1 место в номинации «Радио» на 1 Всероссийском фестивале «Океанский медиапарад»
Лауреаты стипендии им Г.Фофанова:
- Мальцев Борис – номинация «Музыкальное искусство»;
- Худорожкова Ирина – номинация «Художественное искусство»;
- Курдова Майя – участница народного циркового коллектива «Радуга»
Кубок школьных команд КВН - 2 место
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.