Шел по лесу мудрец и увидел он лесоруба. Лесоруб рубил огромное старое дерево старым тупым топором.
«Что ты делаешь?», - спросил мудрец.
«Не видишь разве, я работаю!», раздраженно ответил лесоруб.
«Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжела для тебя!» - сказал мудрец. – «Заточи топор, и работа пойдет веселее».
Но не стал слушать его лесоруб.
«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!», - с нетерпением ответил он.
… В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных — положена концепция структуры и динамики психологического возраста…
А.Г.Асмолов
У У Д
это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
самостоятельной
учебной деятельности
Портрет выпускника:
начальная школа – основная школа
активно познающий мир
любознательный, проявляющий
исследовательский интерес
доброжелательный,
умеющий слушать
и слышать партнера
умеющий учиться, способный к самоорганизации
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
готовый самостоятельно действовать и
отвечать перед семьёй и школой
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
избирательность
интересов
умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию
познающий себя, утверждающий
себя как взрослый
готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
умеет работать в группе и индивидуально
осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
готов к
выбору
ЛИЧНОСТНЫЕ
готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм;
умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
экологическое сознание,
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
знание основных принципов и правил отношения к природе,
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий,
правил поведения в чрезвычайных ситуациях,
рефлексия
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
целеполагание (постановка учебной задачи)
планирование (составление плана и последовательности действий);
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения материала;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Цель: формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащегося.
Возраст: 12—14 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается составить хронокарту и определить эффективность распределения и расходования времени.
Инструкция: в сутках лишь 24 часа, и всё нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и управлять своим временем, необходимо провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности, поможет научиться управлять своим временем.
Занятие «Планируем свой день»
На что ушло времени больше всего?
На что времени не хватило?
Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение этого важного дела?
По каким статьям расхода можно было бы сократить временные затраты, с тем чтобы увеличить время для необходимых и важных занятий?
Учащиеся, взяв красную ручку, вписывают в хронокарту новый планируемый расход времени. Учитель предлагает им на следующий день руководствоваться составленным планом, фиксируя в хронокарте фактический расход времени рядом с планируемым (отмеченным красным цветом).
• Удалось ли вам выполнить намеченный план?Если да, то:
оцениваете ли вы сегодняшний день как более успешный?
можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени;
будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени или считаете необходимым что-то изменить?
что именно вы хотите изменить?Если нет, то:
что помешало вам организовать свой день согласно новому временному плану?
зависит ли это от вас?
что следует изменить в своём поведении, чтобы план стал реальностью?
КОММУНИКАТИВНЫЕ
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности,
умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников,
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми
ВИДЫ ЗАДАНИЙ
составить задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда, рисунков, мини- проектов
взаимопроверка
выполнение практической работы
сформулируй своё мнение к высказыванию
приведи не менее трёх, аргументов (доказательств) к высказыванию
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические;
универсальные логические действия
анализ
синтез
сравнение
классификация
установление причинно-следственных связей
логические цепочки рассуждений
выдвижение гипотез и их обоснования
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Общеучебных действий
Различные приемы поиска информации
найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;
разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их;
придумай название к тексту по изучаемой теме;
выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;
расскажи по опорным словам (разверни информацию);
заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы.
найти формулировку понятия
найди ошибку в тексте
СИНКВЕЙН
1 строка – 1 ключевое слово, определяющее содержание синквейна
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих понятие
3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней
5 строка – синоним ключевого слова (существительное)
ЭПИЛОГ
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого,
что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую
тачку, будь она проклята!»
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб
для своей семьи»
Третий гордо произнес: «Я строю
прекрасный храм»…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.