азработка способов групповой работы младших школьников на уроке.
Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.
Дать каждому ребенку:
- взаимообогащение,
- воспитание коммуникативной культуры учащихся,
- воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей
- приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.
– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.
Опыт организации
групповой работы
в начальной школе
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №2
г.Богородицк
Золотарева Л.Н.
1
Цель групповой работы
активное включение
каждого ученика
в процесс усвоения
учебного
материала
2
Задачи групповой
работы
• активизация познавательной
деятельности
• развитие навыков
самостоятельной учебной
деятельности
• развитие умений успешного
общения
3
Варианты
комплектования групп
4
Правила работы в группе
• работать дружно
• быть внимательными друг к другу
• работать по плану
• доводить начатое дело до конца
• слушать всех
• прийти к единому решению
• все члены группы отвечают за
результат
5
Роли в группе
• Капитан
• Докладчик
• Критик
• Секретарь
• Контролёр
6
Алгоритм действий в группе
• Индивидуальное прочтение задания
или инструкции.
• Выдвижение версий всеми членами
группы.
• Обоснование версий.
• Совместное принятие решения.
• Анализ решения задания, его
оформление.
• Проговаривание в группе
выступления докладчика
……
7
Роль учителя во время
групповой работы
12
Какие должны быть
задания?
• Задания, требующие выполнения
большого объёма работы
• Задания на развитие творческого
мышления
• Нестандартные задания
• Проблемные задания,создающие
определенное затруднение
13
Русский язык
• Составление слов по звуковой схеме.
• Составление предложений по схеме.
• Выбор способа проверки орфограмм.
• Деление текста на логические части.
• Составление плана.
• Работа с деформированным
предложением, текстом
14
Математика
• Составление и решение задач:
• к одной схеме на разные темы;
• к разным схемам на одну тему;
• разных типов в зависимости от
уровня подготовленности групп
15
Чтение
• Составление плана текста
• Чтение текста по ролям
• Составление рассказа о герое
16
Окружающий мир
• Составление плана текста
• Решение кроссвордов
• Проведение опытов
17
Достоинства
групповой работы
• Повышается учебная и познавательная
мотивация.
• Снижается уровень тревожности учащихся.
• Рационально распределяется учебное время.
• В группе выше эффективность усвоения и
актуализации знаний.
• Улучшается психологический климат в классе.
• Дифференцируется работа в классе.
18
1. Коммуникативное взаимодействие
2. Коммуникация как условие
(учёт позиции собеседника) Методика
Ж. Пиаже
« Братья и сёстры»
интериоризации. (речевые действия,
служащие средством передачи
информации другим людям) Методика
«Дорога к дому»)
3. Коммуникация как
сотрудничество( согласование усилий
по достижению общей цели)
методика Цукерман «Рукавички»
19
Диагностика коммуникативных умений
в 1 классе
Диагностика коммуникативных умений
в 3 классе
20
Трудности
• Групповой работе надо сначала научить.
• Групповая работа требует от учителя
особых умений и усилий.
• При непродуманном комплектовании
групп, некоторые ученики могут
пользоваться трудами более сильных
одноклассников.
21
Добрые советы
• Нельзя принуждать к общей работе детей,
которые не хотят вместе работать.
• Групповая работа должна занимать не
более 1520 минут в I – II классах, не более
2030 минут – в III – IV классах.
• Нельзя требовать в классе абсолютной
тишины
• нельзя наказывать детей лишением права
участвовать в совместной работе.
22