МОУ СОШ п. Янталь
Учитель: Бородина Н.В.
«Третье склонение имён существительных».
Тема урока:
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Формирование ценностного
деятельности по определению третьего склонения имён существительных.
отношения к совместной познавательной
:
Обучающие цели
Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в
единственном числе; определение типов склонения имен существительных в
зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие:
формирование
Формирование учебнопознавательной деятельности;
готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения
слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы,
формулировать правила.
Воспитывающие:
Воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в
парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
З адачи:
склонения имён существительных.
начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего
Формировать умение определять склонение имён существительных в
1. Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения
существительного;
осознание практической важности определения
морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению
удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и
личностной значимости результатов каждого этапа урока готовность
открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её
решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и
критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и
последовательность действий; контроль своей деятельности способом
сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения,
правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика;
сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
вступать в диалог;
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён
существительных, умение применять полученные знания.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.
:
Основные методы
сравнение, комментирование, самостоятельная работа.
объяснительноиллюстрированный,
наглядный,
Формы организации познавательной деятельности индивидуальная,
работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения учебник, презентация.
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со
словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
учебник, тетрадь, карточкизнаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент
.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
эмоционального настроя.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
формирование самооценки готовности к уроку, создание Метапредметные УУД: Учебнопознавательный интерес, организация
рабочего места.
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
I.
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы
ладонью).
внимательные, мы старательные! (прикосновение всей
знаний.
Слайд 1) Лексическая работа
II Актуализация
опорных
На экране слова:
1.(
Удел знания ...(говорить), удел мудрости ... (слушать) .
Детям предлагается продолжить фразу, предварительно объясняя значение
слова удел.
Дети называют синонимы к слову удел:
судьба, доля, предназначение.
Что общего в существительных судьба, удел, предназначение?:
(нарицательные, неодушевлённые).
Чем различаются эти имена существительные? (Существительные разного
рода.) а затем продолжают фразу (добавляют слова – ГОВОРИТЬ,
СЛУШАТЬ).
Учитель: Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать,
думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
(Слайд 2)
И девиз урока :
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
2. Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических
признаках.
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог,
высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.
Интеллектуальнная разминка
(игра «Бегунок»)
Блицопрос( на доске вопросы у Мудрой совы).
Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное изменяется по … и …
Сколько падежей в русском языке?
Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
Определите падеж существительного у дороги
Назовите предлоги Д.п.
На какие вопросы отвечает Т.п.?
Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
проблемы.
Исследовательская
III Определение темы и цели урока:
работа
1.Постановка
Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести
исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать
вывод.
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему,
тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные
существительного.
затруднение в определении склонения
УУД:
: Откройте тетрадь, запишите число.
Учитель
Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова
в группы по определенному признаку.
СЛАЙД 3
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь, капуста, помидор, малина, соль, блюдце.
Учитель.
Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в
первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
СЛАЙД 4(Проверка)
Сделайте вывод: что это за существительные? (это
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
СЛАЙД 5 Учитель. Что вы заметили? (остались слова)
Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
Учитель.
существительные 3 склонения).
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
3 склонение имён существительных.
2. Целеполагание.
Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
Будем учиться определять склонение у имён существительных.
Что мы должны знать в конце урока?
Как определить 3 склонение существительных.
3.Открытие нового знания
Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен
существительных.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные
Предметные
УУД : понятие о части речи, их признаках.
УУД : владение правильной речью.
Учитель. Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание
и укажите род и склонение.
Учитель. Сделайте вывод
склонению? Сколько склонений у имён существительных?
: какие имена существительные относятся к 3
Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это
проверим.
СЛАЙД 6
Повторим и запомним!(СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУШ.)
.
V. Релаксация. Физминутка
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в
ладоши;
если имя существительное 2 склонения – два притопа;
если имя существительное 3 склонения – присесть. 1. Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
2. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
3. Его рукою не возьмёшь.
Кто же это? Это … (ёж) два притопа
4. Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) присесть
5. В каменной рубахе
Ходит … (черепаха)
хлопок
6. Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь)
присесть
VI. Первичное закреплениеУУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике,
выработать способ определения склонения имени существительного.
Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.
Метапредметные
целей; умение работать самостоятельно.
Предметные
УУД : приобретение способа действий по достижению
УУД : умение применять знания на практике.
Учитель.
Тему новую опять надо нам запоминать.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
УУДустановления аналогий и причинно следственных связей.
1. Работа с учебником. С.96, упр 169
Прочитайте, попробуйте объяснить, какие существительные относятся к 3
склонению. Как определили? Ж.р. с нулевым окончанием, с твёрдой и
мягкой основой.
СЛАЙД 7
(проверка)
2. Работа с правилом с.97 Чтение вслух.
3. Работа в паре Составление алгоритма.
Коммуникативные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения,
установление аналогий и причинно следственных связей. Если существительное стоит в косвенной форме, то, как определить
склонение?
Давайте на доске составим алгоритм (план, по которому будем определять
склонение) (из конверта составляют алгоритм на доске)
1. Определить начальную форму имени существительного(И.п., ед.ч.)
2. Определить род, выделить окончание.
3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
СЛАЙД 8(проверка)
Стр. 100 – учебник алгоритм
– РАБОТА В ПАРАХ
Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных.
Объясните друг другу, как вы действуете.
1 вариант
приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)
2 вариант
скакал на лошади (3 скл.)
раздавался в тишине (1
скл.)
сверкает солнце (2 скл.)
Проверка (Оценивание на полях)
.ФИЗМИНУТКА Физминутка для глаз.
VII
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
. Включение нового знания в систему знаний.
VIII
УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на
выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
1. Определение склонений имён существительных
Работа в тетрадях – У ДОСКИ 1 учся.
Запишите предложение. Определите склонение имён существительных
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)
кругом.
Вывод стр. 99 – учебник –таблица
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.
Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с
заданием которой вы справитесь лучше всех).
Задание №1
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный
ответ.
Земля 1склонение
Лень
Дуб 2склонение Мышь
3склонение
(Проверка. Оценивание)
Вывод:
Задание №2
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., о,е ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,а,я _______скл.
(Проверка.Оценивание)
Вывод:
Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
IX
Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Учитель.
Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён
существительных?
Чтобы правильно писать окончания у имён существительных
(Выслушиваются предположения детей).
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится
существительное? (алгоритм)
X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Развивать рефлексивные умения.
Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной
значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Учитель. С каким настроением заканчиваем урок? Кому было все понятно и
интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета. Кто
испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите Ошибка!
Ошибка связи. желтого цвета. Кто хочет показать их? Прокомментируйте.
. Контроль и оценка
XI
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной
деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу
и полученный результат. Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается
время для самооценки, выслушиваются результаты.
Информация о домашнем задании по выбору
Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё
мнение и оценивают товарищей).
XII
Цель: дифференцируемый выбор.
1.Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря
записать по 5 существительных 1, 2, 3 склонения.
2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в
упражнении 172 –определить склонение у имён существительных. Список использованной литературы
1. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса
начальной школы, часть1, Москва, «Просвещение» 2014
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. http://allforchildren.ru
2. http://www.rusedu.ru/detailhttp://iemcko.narod.ru
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме: "3-е склонение имён существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.