Презентация "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах. "

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи: - образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. - социальной компетентности
Иконка файла материала 6667.ppt
Учитель начальных классов Ивановна МБОУ «СОШ №14» г. Балей Забайкальский край Чередниченко Валентина
Что же такое критическое мышление? Самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. данной Особенностью педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из сам отслеживает направления своего развития, сам С другой стороны, использование данной определяет конечный результат. технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. конкретных целей, реальных и
Использование приемов  технологии развития  критического мышления  на уроках в начальных  классах.
Цель данной технологии — развитие мыслительных  навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и  в обычной жизни.  Умение прогнозировать ситуацию; Наблюдать; Обобщать; Сравнивать; Выдвигать гипотезы и устанавливать связи; Рассуждать по аналогии и выявлять причины; Предполагает рациональный и творческий подход к  рассмотрению любых вопросов;
1 этап урока – «Стадия Цель: • • вызова» - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения • Функция : •   Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)   Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) • •
2 этап­ «стадия  осмысления».  Эта стадия позволяет ученику:  1)получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью  своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед  собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап­ «стадия рефлексии» Здесь основным является:   1)целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к  изучаемому материалу.  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке  по данной проблеме
Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? всего Курс литературного чтения закладывает фундамент последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит метапредметный характер. универсальный
Применение знаний при работе с текстом Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка
Внедрение системы работы с текстом 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия 2 класс – обучение детей работать с текстом 3 класс 4класс обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, теме, содержании.    которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях,  Виктор Драгунский
Работа с текстом во время чтения   Задается уточняющий вопрос на  понимание содержания главы.  Результатом понимания может быть  озаглавливание этой части текста.  Вопросы: ­ Поделитесь впечатлением о прочитанном  произведении.  ­Какие чувства испытали?  ­ Подтвердились ли первоначальные предположения  о содержании текста?
Приём ­ «Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В  начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в  произведении. На основной части урока текст читается по частям.  После чтения каждого фрагмента ученики высказывают  предположения о дальнейшем развитии сюжета.  Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.
Работа с текстом после чтения  Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в  целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос  и беседа. Ее результатом должно стать понимание  авторского замысла, «спрятанного между строк».
Приём «Уголки» Его можно использовать на уроках литературного чтения при  составлении характеристики одного из героев какого­либо  произведения.  Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства,  используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств  героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ  выдержками из текста. Данный прием используется после чтения  всего произведения.  В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей  диалогу, культуре общения.
Методические приёмы Методические приёмы развития критического мышления развития критического мышления  Составление списка «известной информации» Рассказ­предположение по ключевым словам Систематизация материала (графическая):  кластеры, таблицы Перепутанные логические цепочки и т. д. Верные и неверные утверждения
Кластер для фонетического анализа слова
2класс 1. Прочитай отрывок из рассказа  Н. Носова «Телефон». 2. Определи, сколько здесь  предложений; после каждого ставь ( | ).        Прибегаю я к Мишке батюшки  Мишка  телефон  ломает  он  из  аппарата вытащил  батарею и уже  трубку развинчивает
Проверь себя         Прибегаю я к Мишке.     Батюшки!  Мишка  телефон  ломает.  Он  из  аппарата  вытащил    батарею  и  уже  трубку  развинчивает.
На берёзах играли солнеч?ные зайчики . Солнеч?ные зайчики играли на берёзах .
На траве блестят капельки росы. Капельки  росы блестят на траве.
Приём «Продолжи предложение» орфограмм ы
Приём «Лови ошибку»
Приём «Написание творческих работ» Приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления  изученной темы. Например, детям предлагается написать  продолжение понравившегося произведения из раздела  или самому написать сказку, загадку или стихотворение.  Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их  уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
На сковородочке бывал С чаем, с сахаром пропал. Алёна А. Наш пузатый милый друг, паром, жаром. Ксения Б. Если закипает вдруг Он свистит, исходит Обливаясь, пышет У него красный нос, Но он не Дед Мороз. Он любит деток Железная ладошка веселить, Копает нам картошку. дарить. Наташа А Цветные шарики Две железных Пузатый, носатый ножки На печке сопел. Бегут по бумажной Песню запел. дорожке. Стёпа Ч. Потом вдруг нечаянно
Урок русского языка 3 класс. УМК "Гармония« Рисуем словесные картинки: «Наблюдаем за облаками». Цель: •развивать фантазию, воображение с опорой на личный опыт, умение выражать их, а также свои мысли при помощи слов; •развивать картинную речь и наблюдательность; •учить использовать художественные средства, создавать свои сравнения, эпитеты. •развивать умения строить предложения, создавать грамотно построенные тексты;
Опишите представленные картины. В упражнении 536 есть подсказки. Воспользуйтесь ими! Вот плывёт по небу … . А вот … . Чуть дальше … . Но вскоре … уже нет. Облако стало похоже на … . Кажется, будто … . …, словно … . Облака превращаются в разные предметы. Будто фея взмахнула волшебной палочкой и появилась такая красота. Либо художник взял кисть и начал рисовать. За облаками очень интересно наблюдать, особенно на закате, когда последний луч уже гаснет. То гонимые сильным ветром, они несутся как быстрые кони, то плавно передвигаются. Как по волшебству они превращаются в разные предметы. Вот летит орёл. Но вдруг он превратился в цветок, а цветок в слоника и так пока не исчез. Как представить жизнь без облаков? Ксения Ковалёва.
Приём «Перепутанные логические цепочки» • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Приём «Верные – неверные утверждения» - Тема «Местоимение». (3 класс) •Здесь только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.________ •В предложении  местоимения бывают только подлежащим._____________ •В  предложении  местоимения  бывают  второстепенным  членом  или  подлежащим_______ + •Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.______________ •Местоимения изменяются по падежам и числам._____________ •В  предложении  «  Долго  у  моря  ждал  он  ответа,  не  дождался,  к  старухе  вернулся» местоимение является второстепенным членом._____________
Выберите предложения и составьте из них рассказ. Запишите его, решая орфографические задачи. 1.С утра Аня ушла в школу. 2. Во дворе лают собаки. 3. Над городом пролетел самолёт. 4. Ей уже семь лет. 5. Целый день льёт дождь. 6. Дома Аню ждёт братик Коля. 7. Ласково светит солнышко. 8. Аня любит с ним играть в школу.
Что такое  текст? 1. Это много предложений. 2. Это предложение, записанное в  тетради. 3. Это  группа  предложений,  связанных  по смыслу.
Что такое тема текста? Что такое тема текста? 1. То, о чём говорится в тексте. 2. То, о чём говорится в 1  предложении.
Приём «Ромашка»
Какой знак ставится в конце СОМНЕВАЕШЬ Как избежать восклицательног ОКОШКАМИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬ СЯ – ПИШИ С о предложения? ОШИБОК? НЫЙ ЗНАК - ! Т Е В а К ь Ь т А , и Т т С е с В О П Р О С А в Ч о Т И К т р к о п ? « П О Т О М У Е М У о М О С а в н П О Ч Т О » И О Т Ч Какие ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫ бывают предложения по Е НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬ ИНТОНАЦИИ? НЫЕ Н Ь А Т Е е н и я п о Е К а к и е ю т Е В О Ь ы в а В Е С Т В Е Л Ы Т Е И ? ж б Т Е л о И Л Д И Е п р е д У Ц С Б О О Р П П О В Л П О Н Л Ь ТЕ Ы Ы Н ПРЕДЛОЖЕНИ Я, КОТОРЫЕ Какие СОДЕРЖАТ ПРОСЬБУ, называем предложения мы ПОБУДИТЕЛЬНЫ ТРЕБОВАНИЕ, ПОБУЖДАЮТ К ДЕЙСТВИЮ МИ? ОЕ либо? Как называется вид предложения , если в ПОВЕСТВОВАТЕЛЬН нём СООБЩАЕТСЯ о чём Какой ЗНАК препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с ВОПРОСА - ? вопросительной интонацией? ЗНАК слов и Оно состоит из ПРЕДЛОЖЕНИ выражает законченную Е мысль?
Приём «Зигзаг» «Отсюда – сюда» 11 Группа получает  общее задание по теме  33 Сбор информации  об объекте Выделение общего  для запоминания  55 основной части таблицы 77 Написание совместного  исследования по теме Каждый член  группы получает  «свой» объект исследования Обмен информацией в группе 22 4 4         66 Заполнение таблицы 88 Презентация исследования
Мусор – глобальная  экологическая проблема Работу выполнили: Татьянин Максим, Юдейцев Андрей, Ермачкова Олеся
Работу выполнили: Ковалёва Ксения, Лошкарёв Денис. Лаврентьева Эльвира,
Как произошло слово  вулкан ● Слово вулкан произошло от имени  древнего римского бога огня  Вулкана Выполнил: Вьюков Павел
А ЖИЛИ ЛИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ ДИНОЗАВРЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ? ДИНОЗАВРЫ? В Забайкалье обнаружены останки мелких динозавров, возраст которых, по оценкам Выполнил ученик 4 класса МБОУ СОШ№ 14 г. Балей Забайкальского края Вьюков Павел ученых составляет 150 миллионов лет и кости древних рептилий. А ЖИЛИ ЛИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ ДИНОЗАВРЫ?
Формулируем учебные задачи дополнительного изучающего чтения. ­  Выяснить, где можно отыскать информацию об этом храме.  ­Составить план коллективного изучения собранной информации.  ­­ Систематизировать полученный материал и представить его в разных  формах (проспект, книжка­самоделка, презентация, сообщение).
Использование технологии развития критического мышления  на уроках  математики  развивает у обучающих: ­ логическое мышление, ­ критическое мышление, ­ способность к восприятию алгоритмической культуры, ­  умение работать с информацией, активно ее воспринимать, ­  умение проводить исследование, ­  решать проблему, ­  творческие  способности,  обосновывать  их  и  ставить  перед  собой  обдуманные цели
Учебные  условия,  способствующие  критическому  мышлению  (фронтальный опрос): •Задайте  вопрос   и  только  потом  назовите  учащегося,  который  на  него  будет отвечать. •Дайте  учащемуся  адекватное  время  для  обдумывания  вопроса,  который  вы ему задали. •Если позволяет содержание урока, вопросы задавайте от простого к  сложному. •Задавайте  вопросы,  которые  помогают  учащимся  прояснить  или  расширить их ответы.
1. Этап мотивации 2 класс ПАМЯТКА: Читая, ищи: что обозначают известные числа; что обозначают неизвестные числа; какое неизвестное главное, а какое промежуточное; как связаны известные величины с неизвестными.
Прочитай задачу. Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг свёклы и помидоры. Сколько свёклы и помидоры. Сколько килограммов помидоров купила килограммов помидоров купила мама, если масса всех овощей 11 мама, если масса всех овощей 11 кг?кг? •Сколько весят все овощи?  •Это часть или целое?  •Значит огурцы, свёкла, помидоры – это  •Верна схема №1. Верна схема №1. …  части .
Какой текст можно назвать задачей, а Какой текст можно назвать задачей, а какой нет? какой нет? На одной тарелке 3 • На одной тарелке 3 огурца, а на другой – огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров 4. Сколько помидоров на двух тарелках? на двух тарелках? На одной тарелке 3 • На одной тарелке 3 огурца, а на другой - огурца, а на другой - 4. Сколько огурцов 4. Сколько огурцов на двух тарелках? на двух тарелках? ? I                               II 3 ог.                         4 ог. 3 + 4  =7(ог.) Ответ: 7 огурцов на двух  тарелках.
Возле дома 7 яблонь • Возле дома 7 яблонь и 3 вишни. Сколько и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев фруктовых деревьев возле дома? возле дома? Возле дома 7 яблонь, • Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых Сколько фруктовых деревьев возле дома? деревьев возле дома? Выбери вопросы, на которые ты можешь  • Выбери вопросы, на которые ты можешь  ответить, пользуясь условием одной и другой  ответить, пользуясь условием одной и другой  задачи: 1) На сколько больше яблонь, чем вишен? задачи: 2) Сколько всего деревьев возле дома? 3) Сколько ёлок возле дома?  Вопрос 1. 7 – 3 =  4 (ябл.) Ответ: на 4 яблони  больше. 7 – 3 =  4 (ябл.) Ответ: на 4 яблони  больше.
Возле дома 7 яблонь • Возле дома 7 яблонь и 3 вишни. Сколько и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев фруктовых деревьев возле дома? возле дома? Возле дома 7 яблонь, • Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых Сколько фруктовых деревьев возле дома? деревьев возле дома? Выбери вопросы, на которые ты можешь  • Выбери вопросы, на которые ты можешь  ответить, пользуясь условием одной и другой  ответить, пользуясь условием одной и другой  задачи: 1) На сколько больше яблонь, чем вишен? задачи: 2) Сколько всего деревьев возле дома? 3) Сколько ёлок возле дома?  Вопрос 2. 7 + 3 = 10 (д.) Ответ: всего 10  деревьев. 7 + 3 + 2 = 12 (д.) Ответ: всего 12  деревьев.
Возле дома 7 яблонь • Возле дома 7 яблонь и 3 вишни. Сколько и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев фруктовых деревьев возле дома? возле дома? Возле дома 7 яблонь, • Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых Сколько фруктовых деревьев возле дома? деревьев возле дома? Выбери вопросы, на которые ты можешь  • Выбери вопросы, на которые ты можешь  ответить, пользуясь условием одной и другой  ответить, пользуясь условием одной и другой  задачи: 1) На сколько больше яблонь, чем вишен? задачи: 2) Сколько всего деревьев возле дома? 3) Сколько ёлок возле дома?  Вопрос 3. Вопрос не связан по смыслу с условием, т.к.  спрашивается о ёлках, о них ничего не сказано в  условии.
Боря занял 2 место, других мест  он занять не  может .     Единственный  претендент на 4 место  Юра, значит, остальных мест он  занять не может .      Первое  место может занять только Вова Коле осталось третье место
закаляться надо заниматься спортом есть витамины, фрукты, овощи Ешь чеснок и лук и будешь здоров. Обработай перекисью и забинтуй + Здороваться со всеми, говорить спасибо и дайте мне пожалуйста
Схемы Фишбоун дают возможность: •организовать работу участников в парах или группах; •развивать критическое мышление; •визуализировать  взаимосвязи  между  причинами  и  следствиями;
Приём « » Какие бывают растения? Фишбоун   Фишбоун
Какие  бывают  растения?
я  ь в е р е д Какие бывают  растения?
Какие  бывают  растения? деревья  от которого отходят ветки Один большой ствол,  покрытый корой,
Какие  бывают  растения? деревья кустарники  от которого отходят ветки Один большой ствол,  покрытый корой,
Какие  бывают  растения? деревья кустарники Кустарник имеет не  от которого отходят ветки один ствол, а много Один большой ствол,  покрытый корой, стволов.
Какие  бывают  растения? травы деревья кустарники Кустарник имеет не  от которого отходят ветки один ствол, а много Один большой ствол,  покрытый корой, стволов.
Какие  бывают  растения? деревья кустарники травы Имеет не один ствол,  от которого отходят ветки Один большой ствол,  а много стволов. Имеют мягкие зеленые  покрытый корой, стебли
Какие  бывают  растения? деревья кустарники травы Имеют не один ствол,  от которого отходят ветки Один большой ствол,  а много стволов. Имеют мягкие зеленые  покрытый корой, стебли Чтобы определить,  к какой группе  относится  растение, надо  рассмотреть его  главный  отличительный  признак:  вид  ствола (если он  есть)
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать» К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления Дети самостоятельно составляют таблицу, что знали, что узнали  нового  и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего  выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к  поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Тема  урока. Мы  живём в  Российс ком  государс тве (3 класс) Рельеф  России.  (4 класс) Цель: Приём: Задание. Укажи цифрами последовательность  изменения названия нашей страны. …Россия                 3 …СССР                  6 …Русь                     1 …Россия – Российская Федерация   7 …Московская Русь 2 ..Российская империя 4 …РСФСР                     5 Системат изация  объектов. Научить  систематиз ировать  информаци ю. Системат изация  объектов. Отрабатыва ть умение  представля ть  информаци ю в виде  схемы. Инфоормацио нные умения. Умение  систематизиро вать  предложенную  информацию Умение  систематизиро вать  предложенную  информацию
Инфоормац ионные  умения. Умение  находить  верные или  неверные  решения. Тема  урока. Цель: Приём: Задание. Права  граждан  России 4 класс Поиск  недостов ерной  информа ции. Найди  ошибку в  тексте. ­ Найди ошибочные по смыслу предложения и  отметь их номера. 1).Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино  нарушил право на личную неприкосновенность. 2). Говорящий Сверчок посоветовал Буратино  воспользоваться правом на получение  бесплатного образования. 3). Буратино хотел попасть в театр, потому что у  него было право наслаждаться  искусством. 4). Буратино лишил Тортилу принадлежащего ей  имущества, силой отняв у неё золотой  ключик. 5). Напавшие на Буратино ночью  кот Базилио и лиса  Алиса пытались отнять у него деньги и лишить,  таким образом, принадлежавшего ему  имущества.
Любой учитель должен помнить и пользоваться  следующими правилами в работе с детьми:   Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих  действиях, а будут самостоятельными.   Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться  может любой.   Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».   Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.   На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.   Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом окружающий мир. позволяет  добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!