Презентация «Исследование семантики названий магазинов посёлка Чаадаевка»

  • Научно-исследовательская работа
  • ppt
  • 19.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа посвящена исследованию  лексико-семантических особенностей названий магазинов посёлка Чаадаевка. Исследование названий является чрезвычайно актуальным в современной лингвистике. Любой человек как потребитель товаров может считать, что, как правило, проходя мимо магазинов, он обращает большое внимание на его название. А оно может либо привлечь, оттолкнуть, либо удивить,  рассмешить. Вот почему исследования такого рода не только интересны, но и полезны, так как семантика названия, его внешнее, синтаксическое и грамматическое оформление, какая-либо «изюминка», заключенная в нем, – определенным образом влияют на уровень продаж, хотя сомнительно, чтобы согласовывали названия с лингвистами.
Иконка файла материала Семантика названий.ppt
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 пос. Чаадаевка «Исследование семантики названий  магазинов посёлка Чаадаевка»  Выполнила: обучающаяся  10 класса                          Черкашина Екатерина            Руководитель: учитель русского языка                  Маракаева О.В г
В языке всё настолько связано, что ничего  нельзя затронуть, не приведя в движение  целого ряда других колёсиков.                                                Л.В. Щерба
• Мы живем в окружении слов – названий предметов, процессов, качеств, явлений,  окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе  языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов и явлений и  выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, ­ имена  собственные. К ним относятся как имена реально существующих людей, городов и  рек, так и наименования предметов, так и  магазинов. • Исследование названий является чрезвычайно актуальным в современной  лингвистике. Любой человек как потребитель товаров может считать, что, как  правило, проходя мимо магазинов, он обращает большое внимание на его название. А  оно может либо привлечь, оттолкнуть, либо удивить,  рассмешить. Вот почему  исследования такого рода не только интересны, но и полезны, так как семантика  названия, его внешнее, синтаксическое и грамматическое оформление, какая­либо  «изюминка», заключенная в нем, – определенным образом влияют на уровень  продаж, хотя сомнительно, чтобы  согласовывали названия с лингвистами. Поэтому в  научной работе мы постарались исследовать  лексико­семантические особенности  названий магазинов посёлка Чаадаевка.
• Объектом нашего исследования  послужили названия магазинов посёлка  Чаадаевка. В посёлке их более двадцати,  но мы решили рассмотреть семантику  семи, пользующихся наибольшим спросом  среди покупателей.
. • Предмет исследования ­  имена собственные в  названиях магазинов.
Цель работы: Выявить особенности использования  названий магазинов, их этимологию,  семантику, рассмотреть на примерах  конкретных названий, чем  обусловлен их выбор.
Задачи  исследования: • Провести лингвистические экскурсии по поселку, собрать сведения о  названиях магазинов. • Провести анализ каждого названия указанных магазинов, с целью  определения значения данного слова в словаре. • Рассмотреть и сопоставить значение слова и объект его использования. • Выделить и проанализировать  основные тематические группы  названий, способы их образования. • Показать на конкретных примерах, как зачастую название не  соответствует содержанию магазина. • Провести социальный опрос, сбор информации.
Методы работы Для решения поставленных задач была  разработана программа, которая включала  следующие методы исследования:  наблюдение; метод лексического анализа; описательный метод;   анкетирование. .
Многообразие имен собственных,  их широкое распространение в  нашей жизни и сложность этого  аспекта языка привели к  возникновению особой отрасли  языкознания – ономастики (от греч  «искусство давать имена»).  Ономастика как раздел языкознания, изучающий любые  собственные имена, получила свой статус в 30­х гг.20  века.
аа  (от др.­греч.  Сем нтика μ — обозначающий) — раздел  лингвистики, изучающий смысловое  значение единиц языка.  ση αντικός
• Мы наблюдаем в поселке  расширение  сети торговых точек, появление новых  магазинов и, следовательно, активное  номинативное преобразование. В  средствах номинации факторов  объективной действительности находит  отражение так называемая «языковая  картина» мира, окружающего человека, и  постоянно меняющегося бытия. Нам не  безразлично, как выглядят улицы родного  поселка, что мы читаем на вывесках.
•  Каждый раз, открывая магазин,  предприниматели задумываются о  названии. Оно должно быть звучным,  ярким, запоминающимся и  привлекательным для потребителей. А  почему бы и нет? Ведь красивое слово, а  если ещё и со смыслом, пока ещё никому  не помешало. К тому же здесь скрыт,  наверное, и хороший рекламный приём.
•                                Мы выделили названия. Однословные: «Радуга», «Подарки», «Магнит»,  «Распродажа» Составные: «Белый лебедь»
Магазин «Магнит»
• Магнит­ кусок железной руды,  обладающий свойством  притягивать железные и  стальные предметы.
• • • • • Электропарк Электро… ... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к электричеству (в 1 знач.), напр. электробиология, электро­воэбудимость, электродинамика, электродуга, электромагнетизм, электростатика; 2) относящийся к электричеству (во 2 знач.), напр. электроавтоматика, электровооруженность, электроинкубатор, электроэнергетика, электрооборудование, электроснабжение, электропоезд, электронасос, электробур, электроплитка, электропахота, электродойка, электроплуг, электропроигрыватель, электросеть, электрокардиограмма; 3) относящийся к электричеству (в 3 знач.), напр. электровыключатель, эдектрогирлянда, электросвет, электросветильник, электросветовой; 4) относящийся к работе с электрическими приборами, оборудованием, напр. электромонтер, электроремонтный. парк , ­а, м. Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, ­водоемами. Разбить п. Городской п. * Национальный парк ­ территория или акватория, на к­рой охраняются ландшафты и уникальные природные объекты. II прил. парковый, ­ая, ­ое. Парковая архитектура (композиция парков). ПАРК2, ­а, м. 1. Передвижной склад для снабжения армии. Артиллерийский п. Орудийный п. Саперный п. 2. Место стоянки и ремонта подвижного состава. Трамвайный, троллейбусный, таксомоторный п. 3. Совокупность транспортных средств, подвижной состав, а также вообще совокупность машин, механизмов, аппаратов. Автомобильный п. П. станков. Экскаваторный п. Парк ЭВМ. Приборный п. II прил. парковый, ­ая, ­ое.
Магазин «ДаМаня»
Магазин «Белый лебедь» • ЛЕБЕДЬ, ­я, мн. ­и, ­ей, м. и (устар. и в народной  словесности) ­и, мн. ­и, ­ей, ж. Большая водоплавающая  птица сем. утиных с длинной, красиво изогнутой шеей.  Белый л. * Лебедь, рак и щука (разг. ирон.) ­ о тех, кто  действует несогласованно, вразнобой [по басне Крылова  ""Лебедь, щука и рак""]. Царевна­Лебедь, царевны­ Лебеди ­ в народных сказках: царевна, превращающаяся  в лебедя. Лебедь­кликун ­ белый лебедь, издающий  звучные клики. Лебедь­шипун ­ самый крупный белый  лебедь, издающий шипящие звуки. || прил. лебединый,  ­ая, ­ое и лебяжий, ­ья, ­ье. Лебединая стая. Лебяжий  пух. Лебединая поступь (перен.: плавная). Лебединая  песня (перен.: последнее проявление таланта).
Магазин «Радуга» РАДУГА, ­и, ж. Разноцветная дуга на  небесном своде, образующаяся  вследствие преломления солнечных  лучей в дождевых каплях. Цвета  радуги (цвета солнечного спектра). ||  прил. радужный, ­ая, ­ое.
Магазин «Подарки»
• ПОДАРОК, ­рка, м. 1. Вещь, к­рую дарят,  подарили. Сделать, получить п. П. судьбы  (перен.: о большой и неожиданной удаче,  радости). 2. перен. Что­н. хорошее, приятное  (обычно как знак уважения, признательности).  Его приезд ­ настоящий п.* Не подарок (разг.) ­ о  ком­чем­н. неприятном, обременяющем. Этот  новичок в классе не подарок. || уменьш.  подарочек, ­чка, м. (к 1 знач.). || прил.  подарочный, ­ая, ­ое (к 1 знач.). П. набор.
Магазин «Распродажа» • Распродажа • распродажа,  распродажи, мн. нет, жен. Действие  по гл. распродать­распродавать. • | Продажа с целью ликвидации всего  имеющегося (торг.). Распродажа товаров.
Анкетирование покупателей: • С чем ассоциируется название  магазина? • Подходит ли магазину это  название? • Соответствует ли название  магазина товарам,  предлагаемым им?
57 % опрошенных  считают, что  названия  соответствуют  43 % считают, что  названия не  соответствуют.
Заключение • Наиболее  часто  для  наименования  магазинов  в  используется предметная лексика.   • • Используется  сложение,      встречаются  составные  наименования. • Наиболее  продуктивно  употребление  в  названии  имени существительного.  • Потребители  запоминают  яркие  броские  названия,  зачастую, не знают, что они означают. • Большинство  покупателей  по  названию  магазина  не  могут определить его специфику.
• Недаром знаменитый капитан Врунгель произносит слова:  «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Его  злоключения неизменно связывают с тем, что волею  судьбы корабль становится «Бедой» вместо «Победы»  Задавая работникам магазинов вопрос о том, как они  относятся к выбору названия своего учреждения,  получали очень похожие ответы: всем хотелось создать  образ индивидуальный, неповторимый, оригинальный.  Половина опрошенных жителей микрорайона и  работников магазинов подчёркивали важность того,  чтобы вывеска магазина соответствовала его  содержанию, нравилась и запоминалась покупателю.  Название магазина ­ это его визитная карточка. Есть  известное выражение «Реклама ­ двигатель торговли». К  сожалению, это не всегда так. Не всегда название  отражает содержание. Значение слова связано с нашей  жизнью, а семантика помогает открыть тайну слов.
Спасибо за   внимание!