Доклад на тему:
«Социализация
обучающихся»
Подготовила: Ковальчук Е.М.
Какую роль играет
школа в жизни
ребенка?
Школа важна, прежде всего, тем,
что она является мощнейшим
инструментом социализации
ребенка, благодаря которому
общество получает не столько
образованного, сколько умеющего
жить в социуме члена общества.
Что такое
социализация?
Социализация личности(от лат. socialis –
общественный) - это многогранный процесс,
включающий в себя как педагогические
(воспитание и самовоспитание), так и социальные
(объективные условия жизнедеятельности,
различные социальные институты) воздействия,
отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в
поведении личности.
Ностальгия
одна рабочая программа;
четкие государственные образовательные стандарты;
грамотно составленные учебники;
понятный всем социальный заказ.
Образовательная
система
Школа
Дом
детского
творчеств
а
Целостная
система
Музыкаль
ная
школа
Дворец
пионеро
в
Станция
юных
техников
Художественн
ая школа
Станция
юных
натуралис
тов
ДЮСШ
Дом
культур
ы
Школа – бесспорный
центр
Помогали этому вначале
октябрятская и пионерская, а
затем- комсомольская организации.
«Время безвременья»
Старые устои были порушены, а на смену
им долгое время не поступал никакой
государственный социальный заказ.
Настоящее время
Появилась национальная политика, заработали
национальные проекты.
Сегодня для эффективной социализации в
обществе крайне недостаточно какой-либо
суммы знаний.
Сегодня особую значимость приобретают
совершенно иные личностные качества.
Цель школы:
Формирование некой модели
выпускника
Добрая школа – это хорошо, умная
школа
– это великолепно, но
ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни.
Д.
Дьюи
Каким должен быть
современный выпускник?
Сегодня особо значимыми качествами
становятся:
•Самостоятельность;
•Умение делать выбор и брать за него
ответственность;
•Инициативность;
•Стрессоустойчивость;
•Умение преодолевать ситуацию неуспеха;
•Профессиональная мобильность.
Этапы социализации
Детство.
Подростковый период.
Юность.
Зрелость.
Старость.
Факторы развития
личности
1)Наследственность
2)Среда
3)Деятельность
Учитель должен знать
Для каждого возрастного периода
характерна своя социальная
ситуация развития, свой ведущий
тип деятельности.
Период возрастного
кризиса
Кризисы – периоды развития личности,
характеризующиеся резкими
психологическими изменениями, это
переломные пункты в нормальном
течении психического развития.
Типы позиций ребенка
по отношению к
обществу:
«Я и Общество»
«Я в Обществе».
Важнейшие факторы
взросления
Желание самоутвердиться и привлечь к себе
внимание.
Не имея возможности получить
положительное признание, растущий
человек будет добиваться отрицательного
признания, чтобы ощущать свою значимость,
а не равнодушие, безразличие со стороны
окружающих.
Классификация
механизмов
социализации
• традиционный (через семью и ближайшее
окружение);
• институциональный (через различные
институты общества);
• стилизованный (через субкультуры);
• межличностный (через значимых лиц);
• рефлексивный (через переживание и
осознание).
Роль школы в
социализации
личности
Школа - главное место, где формируются
жизненные (т. е. социальные) компетенции
ребенка.
Главная цель педагогического коллектива и
каждого педагога - вывести ребенка в режим
саморазвития, на каждом возрастном этапе
поддерживать и стимулировать этот режим,
формировать веру в себя, а также
обеспечивать инструментарием саморазвития.