Тема, обсуждаемая на педсовете "Проблемы получения метапредметных результатов в обучении школьников и их решение" вызвала много вопросов и получила положительные отзывы. Существует много способов получения метапредметных результатов и были названы оптимальные способы и технологии их получения. На сегодняшний день получение на разных уроках метапредметных результатов и того как учитель их достигает, является интеллектуальной собственностью школы, обеспечивающей её конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Чардынцева Выступление.pptx
Презентация к педсовету
Проблемы получения
метапредметных
результатов в
обучении школьников
и их решение
Подготовила Чардынцева В.В.
Учитель изобразительного искусства,
черчения, технологии
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»
2018-2019 учебный год
Презентация к педсовету
на этапах урока
Метапредметные результаты, которые
должны быть достигнуты в обучении
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Цель
урока
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельно
Задачи
урока
Ход урока
Критерии
оцениван
ия
рефлекси
я
Презентация к педсовету
определять понятия,
аналогии,
Метапредметные результаты
достигаемые в процессе урока
умение
обобщения,
устанавливать
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
создавать
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Навыки
научной
деятельност
и
Технические
навыки
Работа с
текстом
Навыки
коммуникаци
и
Презентация к педсовету
Метапредметные развивающие результаты
достигаемые в процессе урока
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
Развитие
речи
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
Работа с
источниками
информации
формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Ответственнос
ть за свою
деятельность
Презентация к педсовету
Проблема образования
Как достичь получения
метапредметных результатов
в обучении школьников
Презентация к педсовету
Начнем с №1
Умение самостоятельно определять
цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя
новые задачи,
развивать мотивы и интересы в учебе
и познавательной деятельности.
Вопрос: как этого достичь?
Презентация к педсовету
Этот современный метод поможет
нам справиться с этой проблемой?
Коучинг (англ. coaching) — метод
консалтинга и тренинга, в процессе
которого человек, называющийся
«коуч», помогает обучающемуся
достичь некой жизненной или
профессиональной цели.
Коучинг – это раскрытие
потенциала человека с целью
максимального повышения его
эффективности. Коучинг не учит, а
помогает учиться. Тимоти Голви
Презентация к педсовету
Что такое коучинг в образовании?
Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в
образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой
потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо
принуждения.
Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию,
проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза,
помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных
личностных качеств учащегося.
Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для
преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс
обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению
обязательных способов и систем решения задач, а на свободную
реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В
результате педагог помогает формированию личности с широким
кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и
самостоятельной.
Презентация к педсовету
Учитель и коучинг
1. Основная задача учителя — поддерживать у учащихся
уверенность в своих силах. Вера учащихся в свои
возможности, степень их осознания способствуют
высокой
и
формированию ответственности за свою учебу.
учебно-познавательной
мотивации
2. Коучинг может считаться осуществленным только в
том случае, если учащийся приходит к искреннему
осознанию необходимости учебной деятельности для
достижения своих личных целей. Задача учителя —
помочь ему прийти к этому осознанию.
очень
ученик
3. Определение целей, к которым
будет
стремиться,
задача. Многим
учащимся средней школы трудно увидеть связь своего
будущего с сегодняшним днем. В этом ему должен
помочь учитель.
серьезная
Презентация к педсовету
Коучинг и метапредметные
результаты
1. Поэтому необходима специальная работа с учениками,
обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам
достижения поставленных целей.
2. Учитель вместе с учеником должен осуществлять постоянный
мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку
достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой
стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие
ключевые вопросы:
. «Достигнуты ли поставленные цели?»,
. «Какие изменения были внесены в планы и почему?»,
. «Чему научил данный опыт?»,
. «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
Презентация к педсовету
Основные вопросы коучинга:
Что именно мне необходимо достигнуть?
Как это конкретно будет выглядеть?
Зачем мне это нужно?
Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
Когда я готов начать этот процесс?
Когда этот процесс завершится?
Что конкретно мне следует делать?
Какие возможны препятствия на моем пути?
Презентация к педсовету
Отличие урока от коуч-урока
Презентация к педсовету
Инструментарий коучинга – колесо развития
Раздел уроков по математике - Производная
Презентация к педсовету
Инструментарий коучинга – линия развития
Презентация к педсовету
№2 умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
Приведем ряд простых упражнений,
цель которых — научиться эффективно
планировать и ориентироваться в процессе
выполнения намеченных дел.
Презентация к педсовету
Упражнение «Дерево».
Нарисуйте на листе
бумаги дерево — от
корней до листьев. И
распределите задачи
следующим образом:
корни — базовые
понятия, основные
приоритетные дела;
ствол — разделы; ветви
— отдельные темы ;
листья — конкретные
задачи и терминология.
Презентация к педсовету
№3 осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата;
Наука и практика сформулировали несколько
обязательных принципов контроля. Контроль должен быть
разумным.
своевременным.
оперативным,
упреждающим развитие событий.
постоянным.
Презентация к педсовету
Для контроля за результатами проделанной
работы можно задавать себе вопросы
1. Выполняю ли я действительно необходимые задачи?
2. Подхожу ли я к предстоящей деятельности в соответствии
с ее приоритетностью?
3. Справляюсь ли я с запланированными задачами в
установленное время?
4. Собираю ли я в единый блок небольшие дела?
5. Использую ли я все другие возможности рационализации
и разгрузки?
6. Веду ли борьбу с «помехами» и «поглотителями времени»?
Презентация к педсовету
Образовательные технологии на
основе формирования самоконтроля
К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и другие подчеркивали
значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения
эффективности обучения.
К.Д. Ушинский больше других уделил внимание вопросу о самоконтроле,
высказав о нем ряд ценных соображений, не утративших своего значения
и в наше время. Говоря о способности управлять собой, о "власти над
своим нервным организмом", К.Д. Ушинский связывает самоконтроль (не
употребляя этого термина) главным образом с волей человека.
А.Г. Пачина выделяет три вида самоконтроля: итоговый,
пооперационный и планирующий.
Формирование знаний, умений по всем трем перечисленным видам
самоконтроля происходит у учащихся одновременно, при этом каждый из
видов является более сложной версией другого.
Общая структура саморегуляции: постановка цели – создание модели
значимых условий – продумывание программы действий – выявление
критериев оценки успешности – оценка результатов деятельности в
соответствии с критериями – внесение при необходимости исправлений,
коррекция.
Презентация к педсовету
Методы воспитания
самоконтроля по Ушинскому
Активное повторение,
отчет о прочитанном,
самостоятельное составление вопросов учениками,
исправление учащимися своих ошибок по печатному тексту,
взаимное исправление и самоисправление ими своих
ошибок,
применение знаний на практике.
Одним из методов самоконтроля за пониманием является
устное воспроизведение: "лучше давать детям читать
немногое, но с отчетом прочитанного".
Для контроля за пониманием материала большое значение
имеют также вопросы учителя и самостоятельное
составление вопросов учениками.
Презентация к педсовету
№4 умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи
Самостоятельная разработка
критериев оценивания
Освоенные приёмы самостоятельного
оценивания:
1. Сравни образец с созданным
объектом
2. Найди ошибки в выполненной работе
3. Оцени степень законченности работы
4. Дай эстетическую оценку работе.
Презентация к педсовету
Результаты коуч-обучения
Первое официально зафиксированное использования коучинга в
сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002
год
Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году
положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что
набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как
максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся
на одного преподавателя. Школа Уллерн была исключена властями
из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего
положения.
Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в
образовательный процесс школы. Многократные беседы в коучинг
стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и
большое количество мероприятий совместно
с Норвежским
Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в
2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших
школ Норвегии.
Презентация к педсовету
Коуч-обучение в России
С 2010 года коучинг появился в некоторых
отечественных образовательных учреждениях.
Приоритет по внедрению коучинга в сферу
образования принадлежит Ростову-на-Дону, где
профессиональную подготовку по применению
коучинга в образовании под руководством к.п.н.
Натальи Гульчевской уже прошли более 300
учителей и администраторов образовательных
учреждений; позже подобные курсы появились
в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.
Презентация к педсовету
Заключение.
Формирование МП результатов достигается в
соответствии с логикой урока т.е по 1-2 на уроке.
По каждому метапредметному результату можно
выстроить цепочку последовательного обучения в
современной школе, соответствующей всем
требованиям новейших образовательных технологий.
Невозможно на одном уроке получить сразу
несколько МП результатов, так как на их
формирование может уйти не один год.
Систематичное планирование достижения МП
результатов поможет учащемуся стать эффективным
и успешным.
Презентация к педсовету
Выводы об эффективности в применении
коуч-обучения в получении МП результатов
Во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в
современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей
ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы
ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя
и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать
и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует
концепции личностно-ориентированного образования (по крайней
мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и
конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки
органично встраиваются в профиль компетенций современного
учителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.