Презентация к семинару "Смысловое чтение на уроках математики"

  • Семинары
  • ppt
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Иконка файла материала смысловое чтение на уроках математики.ppt
Смысловое чтение на  уроках математики Мешалкина И.М.
Противоречия • необходимостью обучать смысловому  чтению младших школьников (ФГОС,  Примерные программы),  • формировать умения чтения как  универсальных учебных действий  (Концепция универсальных учебных  действий), • отсутствием работ, раскрывающих  сущность понятия «смысловое чтение»,  его особенности и специфику
Проблема • Необходимо подготовить учеников к  быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации,  овладению современными средствами,  методами и технологиями работы • Залог успеха ­ в умении извлекать  информацию из разных источников,  представлять ее в понятном виде и  уметь эффективно использовать.
ФГОС • В ФГОС подчеркивается важность  обучения смысловому чтению, и  отмечается, что чтение в современном  информационном обществе носит  «метапредметный» характер и умения  чтения относятся к универсальным  учебным действиям. •  Это означает, что на каждом предмете  должна вестись работа по  формированию и развитию умений  смыслового чтения.
Чтение­это  многофункциональный процесс • умения грамотного чтения необходимы  при работе с большим объемом  информации. Это обеспечивает  успешность для взрослых в работе, а  для детей в учебе.  • чтение играет важную роль в  социализации обучающихся.  • чтение выполняет воспитательную  функцию, формируя оценочно­ нравственную позицию человека.
Фазы процесса чтения • Первая фаза — это восприятие текста,  раскрытие его содержания и смысла,  своеобразная расшифровка, когда из  отдельных слов, фраз, предложений  складывается общее содержание.  • В этом случае чтение включает:  просмотр, установление значений слов,  нахождение соответствий, узнавание  фактов, анализ сюжета и фабулы,  воспроизведение и пересказ.
Фазы процесса чтения • Вторая фаза — это извлечение смысла,  объяснение найденных фактов с помощью  привлечения имеющихся знаний,  интерпретация текста.  • Третья фаза ­ это создание собственного  нового смысла, то есть присвоение добытых  новых знаний как собственных в результате  размышления. • Здесь происходит упорядочивание и  классифицирование, объяснение и  суммирование, различение, сравнение и  сопоставление, группировка, анализ и  обобщение, соотнесение с собственным  опытом, размышление над контекстом и  выводами.
Направленное чтение • Цель: сформировать умение  целенаправленно читать учебный текст.  Задавать проблемные вопросы, вести  обсуждения в группе • Прием «Ассоциативный куст»: учитель  пишет     ключевое     слово   или заголовок  текста, учащиеся один за другим  высказывают свои ассоциации, учитель  записывает. Использование    этого    приема     позволяет     актуализировать    знания,      мотивировать последующую       деятельность,    активизировать  познавательную деятельность учащихся,  настроить их на работу.
«Ассоциативный куст»: • Ученики про себя читают небольшой по   объему текст или часть текста,  останавливаясь на указанных местах. •  Учитель задает проблемный вопрос по  прочитанному. •  Ответы нескольких учеников  обсуждают в классе. •  Ученики делают предположение  относительно дальнейшего развития  события.
Чтение в парах – обобщение в  парах • Цель: сформировать умение выделять      главное, обобщать     прочитанное   в виде  тезиса, задавать проблемные вопросы. • 1. Ученики про себя читают выбранный  учителем текст или часть текста. • 2.Учитель объединяет      учащихся в пары      и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик  поочередно выполняет две роли: докладчик  – читает     и     обобщает  содержание в  виде одного тезиса; респондент – слушает  докладчика и задает ему два вопроса по  существу. Далее происходит смена ролей. • 3.Учитель привлекает всех учащихся к  обсуждению.
Читаем и спрашиваем  • Цель: сформировать умение самостоятельно        работать      с    печатной   информацией,  формулировать вопросы, работать в парах. • 1.Ученики про себя читают предложенный текст или  часть текста, выбранные учителем. • 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие  ключевые слова следует   выделить в прочитанном.  (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто?  Сколько раз?  Какие слова выделены жирным  шрифтом? Почему?  • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали  понять, что это предложение главное? Здесь  скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.) • 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя  ключевые слова, другой – отвечает на него. • 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в  классе.
Дневник двойных записей.  • Цель: сформировать умение задавать  вопросы во   время чтения, критически  оценивать информацию, сопоставлять  прочитанное с собственным опытом. • 1.Учитель дает указание учащимся разделить  тетрадь на две части. • 2. В процессе чтения ученики должны в левой  части записать моменты, которые поразили,  удивили, напомнили о   каких­то    фактах,     вызвали     какие­ либо ассоциации; в правой  – написать        лаконичный      комментарий:  почему     именно   этот  момент удивил, какие  ассоциации вызвал, на какие мысли  натолкнул.
Чтение с пометками  • Цель: сформировать умение читать  вдумчиво, оценивать    информацию,   формулировать мысли автора своими  словами. • Учитель дает ученикам задание написать на  полях значками информацию по следующему  алгоритму: • V Знакомая информация • + Новая информация • ­­Я думал (думала) иначе • ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу  узнать больше
Приём: составление краткой записи  Приём: составление краткой записи  задачи. задачи. •  Дочка младше мамы в 4 раза и  младше бабушки в 9 раз. Сколько лет  каждой, если вместе им 98 лет? (математика 5, Г.В. Дорофеев) •
Приём: составление краткой записи  Приём: составление краткой записи  задачи. задачи. 98лет
Приём: составление краткой записи  Приём: составление краткой записи  задачи. задачи. •  Моторная лодка прошла против течения  реки 195 км и вернулась в пункт  отправления, затратив на обратный путь  на 2 часа меньше. Найдите скорость  течения, если скорость лодки в  неподвижной воде равна 14 км/ч. Ответ  дайте в км/ч. (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014) •
Против  течения (туда) По течению (обратно) v t S 195 км На 2 ч м. 195 км
Приём: составление краткой записи  Приём: составление краткой записи  задачи. задачи. • Смешали 4 литра 15–процентного  водного раствора некоторого вещества с  6 литрами 25–процентного водного  раствора этого же вещества. Сколько  процентов составляет концентрация  получившегося раствора? (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014) •
Приём: составление краткой  Приём: составление краткой  записи задачи. записи задачи. 6л 4л   15%  25%    ?
Приём: составление динамической  Приём: составление динамической  модели и  краткой записи задачи. модели и  краткой записи задачи. • Поезд, двигаясь равномерно со  скоростью 60 км/ч, проезжает мимо  придорожного столба за 57 секунд.  Найдите длину поезда в метрах. (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014) •
Приём: составление  Приём: составление  динамической модели. динамической модели. S ­ S ­ длина  длина  поезда поезда
Приём: составление краткой записи  Приём: составление краткой записи  задачи. задачи. v t S Длина поезда 60 км/ч 57 с ?

Посмотрите также