Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение И.Якиманская
Оценка 4.8

Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение И.Якиманская

Оценка 4.8
Педсоветы
pptx
воспитательная работа +2
4 кл
31.03.2017
Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение И.Якиманская
И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными образами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообразие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, приводящим: 1) к изменению положения воображаемого объекта, 2) к изменению его структуры, 3) к комбинации этих преобразований [4; 156].И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными образами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообразие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, приводящим: 1) к изменению положения воображаемого объекта, 2) к изменению его структуры, 3) к комбинации этих преобразований [4; 156].
Презентация якиманская.pptx

Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение

Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение

Презентация «Личностно-ориентированное развивающее обучение И.Якиманская»

Выполнила студентка 1 курса заочного отделения 922 группы Селиверстова Н.Э.

Биография Родилась Ирина Сергеевна в

Биография Родилась Ирина Сергеевна в

Биография

Родилась Ирина Сергеевна в Астрахани в семье врачей. Она с золотой медалью окончила среднюю школу ив 1950 г. поступила на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, которое в 1955 г. окончила также с отличием. Именно в университете у И, С. Якиманской сложился устойчивый интерес к научной работе, в основе которого соединились ее уникальная исследовательская одаренность и безусловное влияние таких выдающихся мастеров отечественной психологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие. Комиссией по распределению И.С.Якиманская была рекомендована в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, где училась с 1955
по 1958г. В1959 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа
и условия задачи в процессе ее решения».

И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными…

И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными…

И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными образами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообразие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, приводящим: 1) к изменению положения воображаемого объекта, 2) к изменению его структуры, 3) к комбинации этих преобразований [4; 156].

Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже в ранних работах

Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже в ранних работах

Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже в ранних работах И.С. Якиманской зародилось и другое направление научной деятельности, которое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и единомышленников — это личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического развития и критически анализируя современные психолого-педагогические теории, И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» (Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. С. 69).

По уровню применения: общепедагогическая

По уровню применения: общепедагогическая

классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.
 
По философской основе: прагматическая.
 
По основному фактору развития: психогенная.
 
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
 
По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная

По характеру содержания:

обучающая, светская, общеобразовательная.
 
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
 
По организационным формам: классно-урочная, индивидуально - дифференцированная.
 
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
 
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая

Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения

Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения

. Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения.

личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного ис­точника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Глава. Личностно-ориентированное развивающее обучение 2

Глава. Личностно-ориентированное развивающее обучение 2

Глава. Личностно-ориентированное развивающее обучение 2.1. Модели личностно-ориентированной педагогики

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:

социально-педагогическая,

предметно-дидактическая,

психологическая.

Социально-педагогическая модель

Социально-педагогическая модель

Социально-педагогическая модель

Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда ос­новные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п

Предметно-дидактическая Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания

Предметно-дидактическая Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания

Предметно-дидактическая

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

Психологическая модель Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных спо­собностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными…

Психологическая модель Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных спо­собностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными…

Психологическая модель

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных спо­собностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения

В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения

В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом [2;9].

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как норматив­ но построенного процесса (и в этом смысле жестко регламенти-­ рованного), к учению,…

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как норматив­ но построенного процесса (и в этом смысле жестко регламенти-­ рованного), к учению,…

Реализация личностно-ориентированной системы обучения
требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как норматив­
но построенного процесса (и в этом смысле жестко регламенти-­
рованного), к учению, как индивидуальной деятельности школь-­
ника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели…

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели…

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;

определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует раз­
работки такого содержания образования, куда включаются не
только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы
познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников,
учителей, родителей).

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный
стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность
человека формируется на основе наследованных
природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и
это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания,
самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей уче- ника

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей уче- ника

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие
возможности максимального развития каждого ученика, создание
социокультурной ситуации развития исходя из признания
уникальности и неповторимости психологических особенностей уче-
ника.

Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его…

Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его…

Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

Для этого необходимо выделение единиц учения, их опи-сание, использование учителем на уроке, в индивидуальной ра-боте (различные формы коррекции, репетиторства) [2; 19]

Для этого необходимо выделение единиц учения, их опи-сание, использование учителем на уроке, в индивидуальной ра-боте (различные формы коррекции, репетиторства) [2; 19]

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному вы->ору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личност-ном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только ре­
зультата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс-
формаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный ма-­
териал;

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятель-ности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их опи-сание, использование учителем на уроке, в индивидуальной ра-боте (различные формы коррекции, репетиторства) [2; 19].

Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования

Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Список литературы Якиманская И

Список литературы Якиманская И

Список литературы

Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.

Разработка технологии личностно-ориентированного

обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.

К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. –

с.156-157.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017