Применение технологии модерации в процессе обучения позволяет формированию самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, осознания обучающимся своей новой роли в процессе обучения, осознания целей обучения в соответствии с индивидуальными потребностями. В конечном итоге технология модерации позволяет обучающемуся приобретать не только актуальные предметные знания, но и жизненно важные навыки и качества: уважительное отношение друг к другу в социуме, умение сориентироваться в жизненном пространстве, сделать правильный выбор для достижения важной цели – это те важные школьные приобретения, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
LOGO
«Модерация как средство
«Модерация как средство
успешной социализации
успешной социализации
учащихся».
учащихся».
Представление
опыта работы
Гилязовой
Геннадьевны
Лилии
Цель образования
«Великая цель образования – это не знания, а
действия»
Г.Спенсер
«Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением»
А.Дистервег
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя –
все, что может сделать учитель - это указать
дорожки»
Ричард Олдигтон
«Все науки настолько
связаны между собою, что
легче изучать их все сразу,
нежели какуюлибо одну из
них в отдельности от всех
прочих»
Декарт
Традицион
ная
технология
Игровые
технологии
Технологии
коллективного
сотрудничества
Групповые
способы
обучения
Технологии
развивающего
обучения
ИКТ
Интегратив
ные
технологии
Личностно
ориентированн
ые технологии
Технология
модерации
ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
«МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С
В МЕНЯЮЩИМСЯ МИРЕ.
ИЗМЕНЕНИЯ, А НЕ
СТАБИЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ
НОРМОЙ»
АЛАН РОДЖЕРС
Существующее противоречие в
системе современного образования
У
С
П
Е
Ш
Н
О
С
Т
НОРМОЙ»
Ь
ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
«МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С
В МЕНЯЮЩИМСЯ МИРЕ.
ИЗМЕНЕНИЯ, А НЕ
СТАБИЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ
АЛАН РОДЖЕРС
Но ни вузовское, ни школьное образование этому
требованию в настоящее время не удовлетворяют.
Новые социальные запросы определяют
цели образования как общекультурное, личностное
учиться»
и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающих такую ключевую компетенцию как
«умение
Актуальность и перспективность опыта
Опыт работы с использованием
технологии модерации показывает:
обучение на её основе приводит к
повышению мотивации обучающихся,
стимулированию их познавательной
активности и творчества, всестороннему
раскрытию и развитию способностей.
Творческий характер обучения,
увлеченность, позитивный настрой
учащихся оказывают мотивирующее
действие и на педагога, позволяя долго
сохранять работоспособность и хорошее
настроение.
ФГОС
Что меняется?
Традиция
Инновация
LOGO
«Ведущая идея опыта».
«Ведущая идея опыта».
Технология модерации позволяет обучающемуся
приобретать не только актуальные предметные
знания, но и жизненно важные навыки и
качества:
умение
сориентироваться
в жизненном
пространстве
.
уважительное
отношение друг
к другу в
социуме
сделать
правильный
выбор для
достижения
важной цели
Это те важные школьные приобретения, которые
обеспечивают достижение целей современного
образования
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
«Что такое модерация?»
Теоретическая база опыта
Moderare – в переводе с латинского
– приводить в равновесие,
управлять, регулировать.
Как образовательная технология
модерация была впервые
разработана в 60-е - 70-е годы
прошлого века в Германии.
LOGO Особенности целевых
Особенности целевых
ориентаций
ориентаций
Эффективное управление
классом в процессе урока
Максимально полное
вовлечение всех учеников
в образовательный
процесс
Поддержание высокой
познавательной активност
и обучающихся на
протяжении всего урока
гарантированное
достижение целей урока.
Образовательные задачи
Девиз на уроках: «учиться, чтобы жить» и
«жить, чтобы учиться».
Научить детей:
пользоваться имеющимися у них знаниями в повседневной жизни
научить отыскивать новые знания (в учебниках, Интернет,
справочниках, рисунках, схемах и.т.д);
научить сообщать о найденном свободно и без страха;
разговаривать друг с другом (ведение диалога);
не бояться проявлять инициативу;
критически смотреть, думать;
уважать других и другое вокруг себя;
хотеть быть честным и быть самим собой;
Сотрудничатьс тем, с кем придётся быть рядом.
LOGO
Структура организации урока с
Структура организации урока с
использованием технологии модерации
использованием технологии модерации
Начало урока (до 5 минут)
Инициация (начало урока, знакомство);
Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов
урока);
Проведение урока ( 25 минут)
интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
эмоциональная разрядка (разминки);
Окончание урока (10 минут).
Анализ. Подведение итогов. Рефлексия.
Методы оценки эффективности урока. Планы на будущее.
Ключевые процессы технологии модерации
Интеракция
Мотивация
Мониторинг
Коммуникация
Визуализация
Рефлексия
Анализ и оценка
Интеракции
учитель – ученик
ученик – ученик
учитель – малая группа
учитель – класс
малая группа – малая группа
малая группа – класс
ученик – малая группа
ученик – класс
Визуализация
Молитва, которую можно видеть
Мотивация
Постановка ясных целей, выяснение и
учет ожиданий
Признание равноправной роли ученика в
ОП
Работа в команде
Использование в каждой части урока
игровых методов
Различные формы визуализации
материала
Разминки
Позитивный настрой и новая роль учителя
Мониторинг
образовательного процесса
В самом центре красоты
Мониторинг групповой динамики
Рефлексия
позволяет формировать устойчивые и
отчетливые образы новых знаний.
Анализ и оценка
Анализ деятельности и оценка
результатов направлены на получение
обратной связи.
Завершение урока положительной
оценкой его результатов – это
мотивирующий переход к следующим
урокам, следующим классам, к выходу
в самостоятельную жизнь.
Методы активного
обучения
Совокупность педагогических действий и
приёмов, направленных на организацию
учебного процесса и создающего
специальными средствами условия,
мотивирующие обучающихся к
самостоятельному, инициативному и
творческому освоению учебного материала
в процессе познавательной деятельности.
Распространенные активные
методы обучения:
• Практический эксперимент;
• Метод проектов;
• Групповые обсуждения;
• Деловые игры;
• Ролевые игры;
• Метод обучения на основе имитации ситуаций.
• Обучение с использованием компьютерных обучающих
программ;
• Анализ практических ситуаций (casestudy).
Формы осуществления
технологии модерации
классноурочные занятия;
занятия элективов;
семинары;
конференции;
различные формы внеклассной
работы
Новизна опыта
Это не вода, это, может быть, открытие
Использование модели модерации посредством
межпредметных связей позволяет вести учащихся от
жизненных и рабочих ситуаций к их анализу, к изучению
того, что дается в содержании разных учебных
предметов, то есть совершается движение мысли от
ситуаций, которые происходят в жизни, к конкретным
учебным предметам, взятым в комплексе,
интегрировано.
Адресность опыта
каждому педагогу
классному руководителю
Просто учителю на всех, без исключения,
уроках целенаправленно и методично
осуществлять воспитание, развитие и
социализацию личности учащегося.
LOGO
Трудоемкость
Трудоемкость
опыта
опыта
Модель модерации
объемна на начальном
этапе.
А период адаптации
труден в любом возрасте
на разных этапах жизни и
деятельности любого
человека.
Ни одно желание не дается нам без
силы, достаточной для того чтобы его
осуществить. Р.Бах
LOGO
20102011 уч. г.
биологии;
Результаты
Результаты
5 учся – участники
Дистанционной
викторины «Фактор
роста» в номинации
«Мир ярких
животных»
( учся – 2 тур
УрФо)20122013 уч. г.
4 учащихся стали
дипломантами
второго тура
УрФО по
биологии:
Чиркова 7 кл.
Блужин 7 кл.
Пантелеева 7
кл.
Попа Ю. – 9 кл.
20112012 уч. г.
Аллаяров Марсель –
призер муниципального
этапа Всероссийской
олимпиады школьников по
LOGO
При организации учебного
При организации учебного
процесса ставлю для себя главную
процесса ставлю для себя главную
цель: добиваться единства
цель: добиваться единства
обучения, воспитания, развития.
обучения, воспитания, развития.
Понимаю, что эффективность
Понимаю, что эффективность
решения этих задач зависит от
решения этих задач зависит от
моего профессионализма, от
моего профессионализма, от
целенаправленного отбора
целенаправленного отбора
содержания учебного материала,
содержания учебного материала,
предоставляющего ученикам
предоставляющего ученикам
образцы подлинной
образцы подлинной
нравственности, духовности,
нравственности, духовности,
гражданственности, гуманизма.
гражданственности, гуманизма.
LOGO
Спасибо за
Спасибо за
внимание!
внимание!