Презентация мастер-класса для логопедов "Технология коррекции письма"

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 08.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация поможет провести прекрасный мастер - класс для педагогов начального звена школы или для учителей-логопедов в рамках методического объединения. Материал оптимально подобран на слайдах, настройка показа слайдов подразумевает плавное иллюстрирование схемами речи выступающего. Технология коррекции письменной речи раскрыта, начиная от психологической готовности человека к письму и заканчивая механизмами собственно письма. Кроме того, даны практические упражнения для включения их в свою работу при коррекции нарушений письменной речи.Презентация мастер-класса для педагогов начальной школы или учителей-логопедов в рамках заседаний методического объединения.
Иконка файла материала Технология коррекции письма.pptx
Технология коррекции письма КР И Н И Ц КАЯ С ВЕ ТЛ А Н А Г ЕН Н А ДЬ ЕВ Н А У ЧИ Т ЕЛ Ь -ЛОГ ОП ЕД МБ ОУ « С ОШ № 1 » Г. Б И Й С КА А ЛТ А Й С КОГО КР А Я
Технология - процесс планирования деятельности учителя в виде последовательных операций, которые приведут к достижению конкретного результата
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на: Компоненты речевой системы и языковые ребенка возможности Языковые знания и умения Уточнение полученных знаний и доведение умения до уровня навыка учител ь Учитель логопед -
Функциональны е блоки письменной речи Письмо -процесс кодирования звучащей речи в письменную й и е и е н и е н ч а а с н и з п о б а О н о в к у б а к у в з ы в к у б е щ а р ч н о и о е а в г в н н а в о л а с и п и у с д в з о К а н п р З а г о п е д т о и е о л в с о о ь ж г е н о и я Письменная речь -процесс создания связного высказывани я и н я а и в н о е р ж и о у л р д т е с р н е п о К С о т з е д к а с н т а и е
Задача учителя-логопеда: помогать детям справляться с трудностями, возникающими в процессе овладения письменной речью
Понятия Житейски е В системе бытовых отношений Дошкольны й возраст Научные При изучении конкретных дисциплин Школьный возраст
Кодирование слов: Произношение не расходится с написанием Слова, осложненные правописанием Учител логопе ь- д Учитель
План действий при кодировании Обучение фонематическому анализу (последовательность звуков в слове) Умение четко произносить слово, проговаривая каждый звук Развитие кинетики и кинестетики речевого аппарата и кисти руки Развитие оптического восприятия и памяти, зрительного контроля Регулирование процессов возбуждения и торможения
2.Вспомнить зрительный образ Программа кодировани я звука буквой 3.Разложить графему на элементы 1.Осознать звук (работа слухового анализатора) 6.Написат ь букву 5.Определить последовательно воспроизведения сть элементов 4.Соотнести элементы между пространстве) собой в
1 этап.Соотнесение звука и буквы Причины трудностей Неправильная методика обучения Слабость слуховых и речедвигательн ых ощущений Рекомендации:  Самостоятельное произнесение звука ребенком, акцентирование на собственных ощущениях;  Проведение артикуляционной гимнастики с опорой на её кинестетический аспект.
2 этап.Актуализация графемы Печатная буква Рукописн ая буква Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Заглавна я Строчна я Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Заглавна я Строчна я
Причины трудностей Разнообразие буквенного выражения в составе одной графемы Трудности в формировании прочных связей между фонемой и графемой
3 этап.Зрительно-пространственный анализ буквы Буква Элементы Элементы Буква
Зеркальное письмо Ориентировка на тетрадном листе, удержание строки Трудност и Колебания высоты и наклона букв Несоответствие размеров элементов букв
Тесты Вставь выпавшие буквы так, чтобы они не повторялись по строке и в ряду: а о а а у у у о о
Расставь значки по образцу: б д о
Укрась бусы орнаментом (продолжи узор): о о о о
Составь фигуру:
4 этап. Написание буквы Неправил ьные движения руки Несоблюдение размеров, наклона элементов букв Смешение букв, состоящих из одинаковых элементов Нижний элемент более распрос транен Трудност и Неправильное соединение букв Недописывание букв
«…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков. Если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.» И.М.Сеченов
Упражнения на усвоение конфигурации объекта Упражнения для правильного написания буквы. Упражнения на развитие чувствовать умения размер объекта Упражнения на развитие чувствовать умения наклон объекта Письмо в воздухе фигур определенных умения Упражнения на развитие ощущать и контролирова ть движение кисти по строке
Письмо в воздухе определенных фигур: Цель – развитие и коррекция деятельностного компонента письма
1.
2.
3.
4.
5-7.
Упражнения на усвоение графического образа (конфигурации) объекта. Выполняются на белой нелинованной бумаге формата половинки А4 1. Образец написан на доске. 2. Образец буквы на листе бумаги. 3. Образец написан 2-3 раза на доске. 4. Образец написан 2-3 раза на листе бумаги.
Упражнения на развитие умения чувствовать размер и наклон объекта: 1. Образец –на доске. 2. Образец буквы – на листе бумаги. Каждый раз дети воспроизводят букву сначала глядя на то, что пишут; затем – глядя только на образец, направляя все внимание на ощущения движения пальцев и кисти. Оценивается один параметр (вначале –это размер, потом –наклон), результаты сравниваются с образцом. В качестве итога упражнения – написание буквы с закрытыми глазами .
Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке: Выполняется на листе бумаги , на которой прочерчена строка шириной 1- 1,5 см Основная цель – умение сохранять ровность строки.
Написание буквы Оттормаживан ие импульса от первого звука Поступление импульса от следующего по порядку звука Написание слова
Предпосылки ошибок: В нервной регуляции • В>Т персеверация • В <Т антиципация В фонематическ их процессах • Слабость последовательн ых процессов
Упражнени я Развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова -Развитие «внутреннего» слуха; -Развитие неторопливой ритмичности говорения. Не связанные напрямую с письмом -Перечисление событий; -Линейное расположение предметов; -Выполнение серии последовательных движений; -Воспроизведение ритма.
Перечисли в порядке увеличения размера:
Проговаривание скороговорок с одновременным отхлопыванием ритма На мели мы лениво налима ловили. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет. Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Рисование бордюров Формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Работа с цветом благоприятно влияет на эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства.
Виды бордюров: Ленточный; Ритмический; «Змейка»; Ступенчатый; Полифонический –чередование по порядку цветов в течение 2-3 строк
Развитие фонематического восприятия Восприятие и анализ единичного звука («Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук») Восприятие и анализ комплекса последовательных звуков Определение звуков по беззвучной артикуляции.
Упражнения: Уточнение понятия «звук речи» (прислушивание к своим двигательным ощущениям) Формирование чувственной основы понятия «звук речи» (на что похож звук, на какой звук речи он похож, особенности артикуляционного уклада) Определение количества звуков в группе Анализ групп слов из 4 -5 звуков Работа со «Слоговицами»
Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных
Цветовое обозначение в схеме согласных звуков с опорой на буквы гласных: а ё ы и
Вписать в схему буквы гласных с опорой на цветовое обозначение согласных звуков:
Обозначение звуков буквами: Вставить пропущенные буквы а-я ( л…мки, л…пки, р…нка, м…рка) Вставить пропущенные буквы о-ё Заполнить клетки кроссворда и т.п. и т.д.
Спасибо за внимание! Успехов Вам и вашим ученикам!