Организация внеурочной деятельности по химии (проектная и исследовательская работа).
В настоящее время, согласно ФГОС, статус внеурочной деятельности значительно возрос. Внеурочная деятельность становится обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования. В презентации рассматриваются виды внеурочной деятельности.
Издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» предлагаются программы учебных курсов для внеурочной деятельности, направленные на освоение и использование средств ИКТ и проектных форм работы по наиболее актуальным направлениям. Все предлагаемые программы сопровождаются уже изданными учебными курсами, практикумами и методическими пособиями.
Организация
внеурочной
деятельности по
химии (проектная и
исследовательская работа)
Барышова
Ирина
Валентиновна
Учитель химии ГОУ СОШ №1980,
почетный работник общего образования РФ,
победитель конкурса лучших учителей РФ
Лауреат Гранта Москвы 2010 г.
методист издательства «БИНОМ. Лаборатория
2006, 2011г.
знаний»,
эксперт по проверке ЕГЭ по химии
Автор книги «Готовимся к ЕГЭ по химии».
Внеурочная деятельность
это все виды деятельности школьника
(кроме учебной), в которых возможно и
целесообразно решение задач их
воспитания и социализации;
это форма творческого
целенаправленного взаимодействия
ученика, учителя и других субъектов
воспитательно-образовательного
процесса по созданию условий для
освоения обучающимися социально-
культурных ценностей общества.
В настоящее время,
согласно ФГОС, статус
внеурочной деятельности
значительно возрос.
Внеурочная деятельность
становится обязательным
компонентом основной
образовательной
программы основного
общего образования.
Внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности
В настоящее время издательство «БИНОМ»
подготовило инновационный учебнометодический
комплекс (ИУМК) по естественно
математическому образованию. Ядром ИУМК
являются учебники, входящие в Федеральный
перечень: по информатике, математике, физике,
химии и биологии с межпредметными
практикумами и элективными курсами и пр.
ИУМК ориентирует педагогов и школьников на
творческую работу в открытой информационной
образовательной среде школы.
В существующих условиях перехода
образовательных учреждений на ФГОС
целесообразно организовать внеурочную
деятельность, направленную на освоение
дополнительных возможностей средств
ИКТ. Издательством «БИНОМ»
предлагаются программы учебных курсов
для внеурочной деятельности,
направленные на освоение и использование
средств ИКТ и проектных форм работы по
наиболее актуальным направлениям. Все
предлагаемые программы сопровождаются
уже изданными учебными курсами,
практикумами и методическими пособиями.
Программы внеурочной деятельности подготовлены
на основе требований действующего ФГОС, легко
встраиваются в используемый УМК.
Они имеют в основном модульную структуру и содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются
цели и задачи обучения;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного курса;
5) содержание учебного курса с описанием учебно-
методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
6) тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности;
7) планируемые результаты изучения учебного курса.
С учетом специфики региональных условий, уровня
подготовленности учеников, а также с целью
использования разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов
обучения и педагогических технологий учитель может
вносить изменения в предлагаемую учебную программу
(примерную, авторскую). Учитель может вносить
коррективы во все структурные элементы используемой
программы с учетом особенностей своего
образовательного учреждения и особенностей учащихся
конкретного класса. Таким образом, предлагаемые
программы в составе УМК выполняют двойную функцию:
являются одновременно авторскими программами и
рабочими программами учителей в составе ООП.
Сайт методической службы
http://metodist.lbz.ru
В целях активного использования возможностей
ИОС издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний» осуществляет интерактивную
методическую поддержку учителей через сайт
методической службы (http://metodist.lbz.ru).
Всевозможные конкурсы, олимпиады, видеолекции
авторов УМК и ведущих ученых страны, интернет
газета, форумы позволят быть в курсе всех
актуальных изменений в преподавании предмета и
организации внеурочной деятельности.
Именно комплексное использование в работе всех
составляющих УМК издательства «БИНОМ.
Лаборатория знаний» способствует формированию у
учащихся целостного естественнонаучного
мировоззрения, направлено на развитие потребности
к познанию и формированию системного опыта
познавательной деятельности с опорой на
математическую культуру и методологический
аппарат информатики, а также практическое
применение знаний и умений, активное
использование ИКТ в образовательной деятельности.
Курсы по выбору (элективные курсы)
Элективные курсы являются компонентом
вариативной части содержания образования в
старших классах и направлены на удовлетворение
индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого школьника.
Они являются важнейшим средством построения
индивидуальных образовательных программ, т.к.
прямо связаны с выбором каждым школьником
того содержания образования, которое отражает
его интересы, связано с последующими
жизненными планами. Элективные курсы, таким
образом, дополняют и развивают возможности
базовых и профильных курсов в удовлетворении
разнообразных образовательных потребностей
старшеклассников http://metodist.lbz.ru/lections/12/
Свойства и строение органических соединений.
Элективный курс : учебное пособие
Автор(ы): Пототня Е. М.Год издания: 2010
В учебном пособии изложены
теоретические основы
взаимосвязей между свойствами
химических соединений и их
строением на материале
органической химии. Изложены
положения теории химического
строения Бутлерова и
рассмотрено электронное
строение атома углерода и
некоторых органических структур.
Описаны практические задания с
использованием ИКТ, для
выполнения которых требуются
навыки работы на компьютере.
Окислительновосстановительные реакции.
Элективный курс : учебное пособие
Автор(ы): Румянцев Б. В. / Усиченко М. А. Год издания: 2012
В пособии рассматривается один
из важнейших и сложно
усваиваемых разделов
школьного курса химии -
окислительно-
восстановительные реакции.
Представлен комплект
исследовательских заданий.
Каждое занятие включает
теоретический материал,
упражнения, карточки-
алгоритмы и контрольные
работы с использованием
методики системно-
История химии. Элективный курс : учебное пособие
Автор(ы): Савинкина Е. В. / Логинова Г. П. / Плоткин С. С.
Год издания: 2007
Элективный курс (образовательная
область «Естествознание») имеет
тематически-модульную структуру
(включает уроки-консультации,
уроки-дискуссии, уроки-
конференции). При изучении курса
используется учебно-методический
комплект (УМК): учебное пособие,
хрестоматия, методическое
пособие. В методическом пособии
изложены общие рекомендации
учителю, приведены программа,
лабораторные работы и список
учебно-методической литературы.
Для учителей
общеобразовательных и спецшкол,
а также для учащихся с целью
в образовательных учреждениях позволяет
гарантированно реализовать государственный
образовательный стандарт и подготовить
выпускника к сдаче экзаменов государственной
итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе и ЕГЭ в 11
классе.
На сайте Методической службы издательства в
разделе «УМК БИНОМ –Химия », имеется каталог
литературы по подготовке учащихся к итоговой
аттестации по химии
(http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/gia.php ).
Библиотека ГИА и ЕГЭ по химии
Системное решение УМК БИНОМ при его реализации
Для подготовки к государственной итоговой
аттестации в 9 и 11 классах по химии издательство
предлагает следующие книги:
Подготовка к ГИА
ГИА по химии. 9 класс : учебное пособие
.
Авторы: Добротин Д. Ю., Болотов Д. В., Гончарук О. Ю.
Год издания: 2011
В учебном пособии раскрываются
особенности содержания и структуры
экзаменационных вариантов для
государственной итоговой аттестации
учащихся за курс основной школы по химии,
приводятся типология заданий и подходы к
их оцениванию. В комментариях к решению
заданий, распределенных по
содержательным разделам курса химии,
рассматриваются
основные понятия, необходимые для
подготовки к экзамену.
Подготовка к ГИА
ГИА. Химия. Сдаём экзамен : учебное пособие
Авторы: Добротин Д. Ю.
Год издания: 2011
Издание представляет собой комплект
материалов для проведения пробного
экзамена по химии в 9 классе. В
комплект входят 2 варианта
контрольных
измерительных материалов с
инструкцией
по проведению экзамена и правильные
ответы
ко всем трем частям вариантов.
Подготовка к ЕГЭ
Пособие для подготовки к ЕГЭ по химии
Авторы: Дроздов А. А., Еремин В. В.
Год издания: 2012
В учебном пособии содержатся
задания, которые сгруппированы по
темам, в полном соответствии с
кодификатором по ЕГЭ по химии.
Авторы данного пособия -
преподаватели химического
факультета МГУ имени
М. В. Ломоносова, имеющие большой
опыт
подготовки учащихся к олимпиадам, а
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ по химии.
11 класс : учебное пособие + CD
Авторы: Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Медведев Ю. Н.
Год издания: 2012
В учебном пособии раскрываются особенности
содержания и структуры КИМ для ЕГЭ,
типология заданий и подходы к их
оцениванию. На примере комментариев к
решению заданий, распределенных по
содержательным разделам курса химии,
рассматриваются основные понятия,
необходимые для подготовки к экзамену. В
пособии
приведены примеры вариантов, построенных
по аналогии с предлагаемыми в рамках ЕГЭ по
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ по химии. Часть С. 11 класс
Авторы: Барышова И. В. Год издания: 2013
Книга содержит материалы для
подготовки учащихся к успешному
решению заданий повышенной
сложности Единого государственного
экзамена по химии. В состав книги
входит справочный теоретический
материал для систематизации знаний
учащихся, подробные алгоритмы
решения заданий части С, примеры
заданий с решением
и для самостоятельной подготовки.
Задания систематизированы в
Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ. Химия. Сдаём экзамен : учебное пособие
Авторы: Добротин Д. Ю.
Год издания: 2011
Издание представляет собой комплект
материалов для проведения пробного
экзамена по химии в 11 классе. В
комплект входят 2 варианта контрольных
измерительных материалов с
инструкцией по проведению экзамена и
правильные ответы ко всем трем частям
вариантов, а также бланки
регистрации и ответов.
Подготовка к ЕГЭ
Задачи и тесты для самоподготовки по химии : пособие для
ученика и учителя
Авторы: Фадеев Г. Н., Быстрицкая Е. В., Степанов М. Б.,
Матакова С. А. Год издания: 2008
В учебное издании включены тексты на основе
школьной общеобразовательной программы по
неорганической химии. Задания различны по
уровню сложности. Каждому блоку заданий
предшествует изложение ключевых основ
теории с
базовыми формулами. Большинство задач
сопровождается
решениями. Приведены примеры составления
задач. В
заключительном разделе изложены
некоторые химические
Подготовка к ЕГЭ
1234 вопроса по химии :
пособие для абитуриентов и студентовпервокурсников
Авторы: Курдюмов Г. М. Год издания: 2007
В учебном пособии содержатся задания,
охватывающие материал школьной
программы по химии. Задания сгруппированы
тематически в разделы: общая химия,
неорганическая химия, органическая химия,
химия и окружающая среда.
Для поступающих в вузы, школьников
старших классов,
студентов первого курса, слушателей
подготовительных
отделений и курсов.
Олимпиадное движение.
Работа с одаренными детьми
• В поддержку работы с одаренными
школьниками в области химии открыт сайт
http://metodist.lbz.ru/lections/6/ , на котором
выложены методические рекомендации,
выложены полезные интернет-ссылки .
Рекомендуется использовать задачи с
портала http://old.info.rosolymp.ru/ Портал
фундаментального химического
образования России: http://www.chemnet.ru
Виртуальная Химическая Школа:
http://him-school.ru Информация о
тренингах по подготовке к Всероссийской
олимпиаде школьников : www.bfnm.ru
• Еремин В. В.
Основные приемы решения
задач школьного и городского этапов
Всероссийской олимпиады школьников по
химии.
Олимпиадная химия
(курс видеолекций)
• Еремин В. В.
Принципы подготовки
олимпиадников к заключительному этапу
Всероссийской олимпиады школьников по
химии и к участию в Международной
олимпиаде по химии.
• Гудилин Е. А. Всероссийская олимпиада
"Нанотехнология - прорыв в будущее" и
методика решения задач из предыдущих
олимпиад.
Сборник заданий Интернетолимпиад по
нанотехнологиям для школьников
Автор(ы): Третьяков Ю. Д. / Бонарцев А. П. /
Гудилин Е. А. Год издания: 2013
Книга содержит задания
Интернет-олимпиад по
нанотехнологиям и их решения
(в приложении на компакт-
диске). Задания и решения
сгруппированы по семи темам:
«Химия и наука о
наноматериалах», «Физика
наносистем и наноинженерия»,
«Математика и моделирование
наноустройств»,
«Бионанотехнологии и
медицина», «Конструкционные
Игровые сценарии обучения по предметам
естественнонаучного цикла : методическое пособие
Автор: Александрова М. А. Год издания: 2009
В методическом пособии
приведены сценарии уроков (а
также занятий в рамках
внеклассной работы) по химии,
а также сценарии,
проверяющие общий
интеллектуальный уровень
подготовки учащихся по
предметам естественно-
научного цикла (физике,
биологии, географии и т. д.).
Командные состязания
включают театрализованные
В помощь педагогам выпускаются серии, посвященные
вопросам информатизации образования.
Автор(ы): Аспицкая А. Ф. / Кирсберг Л. В.
Год издания: 2009
В пособии рассмотрены педагогические, технические
и методические основы использования
информационнокоммуникационных технологий
при обучении химии. Предложено описание
цифровых образовательных ресурсов на CD и
Интернетресурсов. Описаны возможности
создания дидактических материалов с
использованием различных компьютерных
программ. Материалы пособия могут быть полезны
при планировании занятий для повышения
эффективности процесса обучения.
Для учителей химии, методистов системы
повышения квалификации работников образования,
студентов, изучающих курс «Теория и методика
преподавания химии».
Сетевая методическая служба БИНОМ
• Методическая служба «БИНОМ» ведет регулярную методическую поддержку учителей по
•
адресу http://metodist.lbz.ru.
В разделе УМК–БИНОМ http://metodist.lbz.ru/iumk/ находится подраздел вебинары РАО
ФГОС, а также подразделы по основным предметам естественнонаучного цикла, которые в
свою очередь разбиты на категории ГИА и ЕГЭ, Олимпиады, Электронные ресурсы, Школа
ВУЗ, Элективные курсы.
• Авторские мастерские В них можно найти подробные описания УМК, пояснительные записки,
учебнотематические планы, электронные приложения к УМК, буклеты, презентации,
видеолекции, авторские материалы, а также задать вопрос напрямую в авторском форуме.
• Лекторий (http://metodist.lbz.ru/lections/ )– информация и форумы по темам:
•
В разделе Телекурсы представлена сеть телекурсов в партнерстве с НПЦ Видикор:
видеоафиша УМК – БИНОМ, региональное вещание, видеолекции, аудиолекции, фотогалерея,
включая архив материалов за 20092010 годы. С расписанием трансляций в рамках
образовательного кольца «БиномВидикор» можно познакомиться в подразделе Видеоафиша
УМК – БИНОМ (http://metodist.lbz.ru/content/videoafisha/) .
• На сайте можно получить консультации, включающие в себя: форумы, Skype, горячую линию
методической службы и заказ книг (возможность задать вопрос и получить ответ по
электронной почте).
Исследовательская и проектная
деятельность школьников
Исследовательская деятельность
учащихся
образовательная технология ,
предполагающая решение учащимися
исследовательской творческой задачи
под руководством специалиста.
Задачи исследовательской деятельности
Познавательная
Воспитывающая
Развивающая
Один опыт я ставлю выше, чем
тысячу мнений, рожденных
только воображением.
М.В.Ломоносов
Виды исследовательской деятельности
Поисково исследовательская
Экспериментально
исследовательская
Междисциплинарная
Проектная
Техническая
Творческая
Этапы исследовательской деятельности
Изучение теоретического материала
Выделение проблемы, постановка целей и
задач исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Подбор и освоение методик
Обработка материала
Обобщение , анализ, выводы.
Представление результатов
исследовательской работы
Сбор собственного экспериментального
исследования
материала
Результаты исследовательской
деятельности
полученные в ходе исследовательской
деятельности результаты школьники должны
представлять в виде проекта, поскольку работа
над ним на завершающем этапе исследования
дает возможность еще раз осмыслить ход поиска,
оценить степень обоснования выводов.
Лабораторный журнал
Лабораторные опыты, которые приводятся в конце некоторых параграфов.
Практические работы соответствуют работам, приведенным в учебнике
Фронтальные опыты соответствуют опытам в тексте параграфа.
Приведены только для тех параграфов, которые содержат относительно
сложные опыты, требующие записи наблюдений.
Факультативные эксперименты. Не входят в учебник, однако позволяют
получить необходимые навыки или просто представляют интерес. Содержит
факультативные работы, которые могут быть выполнены в рамках школьных
кружков и предпрофильной подготовки.
Как показывает практика, проектная
деятельность реально способствует
формированию нового типа учащегося,
обладающего набором умений и навыков
самостоятельной конструктивной работы,
владеющего способами
целенаправленной деятельности,
готового к сотрудничеству и
взаимодействию, наделенного опытом
самообразования.
Главная задача учителя при организации внеурочной
деятельности учащихся заключается не столько в
поиске теоретического и фактического материала и
КОНТАКТЫ:
1
1
2
3
Email: irinabaryshova@yandex.ru
Телефон: 8 9269133117
URL http://baryshova.far.ru
И.Барышова