Презентация на тему "Приемы развития смыслового чтения на уроках математики"

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения и понимания  текста необходимо начинать с начальной школы, а c 5-го класса проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации. Я приведу некоторые варианты  приёмов работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапредметных умений. 1. Приём  «Кластер»  Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. 2. Приём «Ключевые слова»  Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. 3. Приём  «Верные и неверные утверждения»   Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-». 4. Приём «Верите  ли вы…»  Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.  Проводится в начале урока, после сообщения темы. 5.  Приём «Синквейн»  Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:Существительное (тема).Два прилагательных (описание).Три глагола (действие).Фраза из четырех слов  (описание).Существительное (перефразировка темы). Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы: -технологии проблемного обучения; -интерактивных технологий; -технологии критического мышления.  Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать  учителям предметникам следующее: -выбирать наиболее рациональные      виды чтения для усвоения  учащимися нового материала; -формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом; -определять характер   деятельности   различных      групп     учащихся  при работе с учебником; -предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; -повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед; -организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; -обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах деятельности. Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся.
Иконка файла материала смысловое чтение. Лис М.Н,.ppt
Приёмы развития  смыслового чтения на  уроках математики 9 января 2014 года
Кластер  (пример из геометрии)
Кластер  (пример из математики) 12 10 8 6 4 2 0 Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Строка 1 Строка 2 Строка 3 Строка 4
Ключевые  слова Изучив таблицу, сформулируйте геометрические  определения понятий, используя ключевые слова. № рисунок Определяемое  понятие  Используемые ключевые понятия 1 2 3 4 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние,  точка ­ центр. радиус Точки окружности, центр окружности,  отрезок. Хорда Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр окружности.
Ключевые  слова Составьте статью по теме «Пирамида»  по следующим ключевым словам: •многогранник, •треугольники, •n-угольник, •основание, •Египет, •Евклид, •энергия, •вершина, •44 метра, •высота, •ребро, •правильная, •высота проходит через центр вписанной в основание окружность, •апофема.
Верные и неверные   утверждения ВЕРНО Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных  чисел является четным   числом Произведение четного и  нечетного числа является  четным числом НЕВЕРНО НЕВЕРНО
Приём: «Верите ли Вы…» • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым  карандашом  • Угол – это геометрическая фигура. • Угол состоит из двух пресекающихся прямых  • Бывают углы остроумные и тупые • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной  точки • Равные углы – это те, у которых равны стороны  • Биссектриса – это такой угол, у которого три  стороны.  • Бывает угол прямой • Угол может быть тощим
Синквейн Это стихотворение из пяти строк, где  первая строка – тема стихотворения, выраженная  существительным;  вторая – описание темы в двух словах  (прилагательные),  третья – описание действия в рамках данной темы  тремя словами (глаголы),  четвертая строка – фраза из четырех слов,  выражающая отношение автора к данной теме,  пятая – одно слово, синоним к первому,  эмоциональное, образное, философское  обобщение, повторяющее суть темы.
Синквейн ГЕОМЕТРИЯ ДРЕВНЯЯ ИНТЕРЕСНАЯ ЧЕРТИТЬ ИЗМЕРЯТЬ ВЫЧИСЛЯТЬ ЗАНИМАЕТС Я  ИЗУЧЕНИЕМ СВОЙСТВ ФИГУР НАУКА
Синквейн ЧИСЛО ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ СЧИТАЕТ ОТМЕРЯЕТ ХРАНИТ ОНО  ГЛАВНЫЙ СТОРОЖ СЧЕТА ПОРЯДОК