Данная презентация использовалась при проведении на педагогическом совете.
В настоящее время одним из приоритетов российского образования является создание условий для повышения качества образования, его личностная ориентация, формирование соответствующей образовательной среды как фактора развития личности. Презентация дает подробное описание что такое образовательная среда, ее типы и функции.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сусанинская средняя
общеобразовательная школа»
Тема педагогического совета:
Образовательная среда, как
одно из условий
обеспечивающее доступное и
качественное образование
27.02.2017
План проведения
1. Образовательная среда школы и подходы к ее оцениванию в современных
условиях. (Обливанова С.В.)
2.Современные требования к качеству образования
(Хохлова А.Э.)
3.Требования родителей и учащихся к качеству современного образования
(Наумова А.В., Брусенина И.В., Александрова О.Ф.)
4. Образовательная среда важнейшее условие реализации новых ФГОС
(Масленикова А.Р.)
5.Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения
доступности качественного образования.
(Яблокова М.В.)
6. Социальное партнерство как условие социализации и успешности
подростка. (Денисенко
И.В.)
Образовательная среда школы и
подходы к ее оцениванию в
современных условиях.
Среда это окружающие человека социально – бытовые условия,
обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью
этих условий (толковый словарь)
Образовательная среда
Образовательная среда – система влияний и условий
формирования личности, а также возможностей для ее развития,
содержащихся в социальном и предметнопространственном
окружении Балабанова Н.В
Образовательная среда это «особое сочетание внутренних
процессов развития и внешних условий, обуславливающих и
динамику развития, и новые качественные образования».
Божович Л.И.
организации
Образовательная среда это совокупность образовательных
технологий, форм
внеучебной
деятельности, материальнотехнических условий, социальных
компонентов, межличностных отношений – получает развитие
через интенсификацию информационных процессов на основе
информационных
в
интеграции ИКТ
образовательной среде. Ясвин В. А
учебной и
технологий
и
Типы образовательной среды
Догматическая – характеризуется
зависимостью и пассивностью
Безмятежная – пассивностью и
свободой
Карьерная
зависимостью
Творческая
активностью
–
активностью
–
свободой
и
и
Функции образовательной среды
Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через
опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через
практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.
Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой
личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании
развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
Социальноправовая – социализация учащихся, формирования правосознания,
развитие их информационноправовой культуры через самостоятельное погружение в
образовательную среду.
Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании
образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на
основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании
личной образовательной среды.
Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием
на основании требований и условий образовательной среды.
Модели образовательной среды
в
им
как форма
создает особые
среда понимается
Экологоличностная модель разработана В.А. Ясвиным.
По его утверждению, термином «образовательная среда» следует
обозначать «систему влияний и условий формирования личности по
заданному образцу, а также возможностей для ее развития,
содержащихся
социальном и пространственнопредметном
окружении».
Коммуникативноориентированная модель разработана В.В.Рубцовым.
сотрудничества
Образовательная
(коммуникативного
виды
общности между учащимися и педагогами, а также между самими
учащимися.
Антропологопсихологическая модель
В.И.Слободчиковым..
Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности
влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое
образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного
пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.
Психодидактическая модель предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой,
В.А.Орловым, В.А.Ясвиным. Авторы, исходя из концепции личностноориентированного
образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и
индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было
взаимодействия), которое
предложена
Компоненты образовательной среды
Пространственносемантический
Содержательнометодический
Коммуникационноорганизационный
Содержательный
Методический
Коммуникативный
3 взаимосвязанных компонента
Пространственно
предметный
Образовательная
среда
Информационно
образовательный
Социально
психологический
Образовательная
среда
Информационно
образовательный
Формы
Формы
обучения
обучения
Методы,
Методы,
приёмы,
приёмы,
технологии
технологии
учебные
программы,
учебный план
Социально
психологический
стиль
общения и
преподавания
особенности
субъектов
образовательн
ой среды
участие всех субъектов в
конструировании и
оптимизации
образовательного
процесса.
Пространственно
предметный
архитектурно
эстетическая
организация
пространства
Функциональ
Функциональ
ное ное
использование
использование
оформления
оформления
кабинета
кабинета
Наличие материалов
Наличие материалов
для индивидуальных
для индивидуальных
и творческих
и творческих
заданий
заданий
Характеристики образовательной среды
активность
доминантность
интенсивность
мобильность
когерентность
обобщенность
осознаваемость
устойчивость
широта
эмоциональность
«Если мы будем сегодня учить
так, как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра»
Джон Дьюи