Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС
Оценка 4.9

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
13.02.2017
Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС
приложения.doc
План психолого ­медико­педагогического сопровождения детей ОВЗ и с трудностями в обучении                   Приложение1 Направления  работы Вид  деятельности Содержание Цели и задачи 1.Стартовая  педагогическая  диагностика Наблюдение,  тестирование 2.Изучение  истории  развития  ребенка Работа с  медкартами,  собеседование с  родителями Изучение стартого  уровня готовности 1­ов  к обучению в школе.  Формирование списка  обучающихся,  испытывающих  затруднения в учебной  деятельности Выявление состояния  физического и  психического здоровья  детей Сроки  реализации Ответственн ые сентябрь Классный  руководитель сентябрь Медицинский  работник Диагностичес кая работа Собеседование,  диагностика Наблюдение,  проведение  школьного ПМПК тестирование 3.Логопедическ ое и  психологическо е обследование  учащихся 1­х  классов 4.Выявление  детей с  различными  нарушениями в  развитии  учащихся 2­4  классов 5.Диагностичес кая работа по  результатам  проведённых  коррекционных занятий  учащихся 1­4  классов Создание банка данных  обучающихся,  нуждающихся в  специализированной  помощи специалистов Определение уровня  организованности  ребёнка, особенностей  эмоционально­волевой  и личностной сферы,  уровня знаний по  предметам. Отслеживание  динамики развития  учащихся. Разработка  рекомендаций для  педагогов, родителей по работе с детьми. Сентябрь­ октябрь Логопед,  педагог­ психолог В течение  года В течение  года Классный  руководитель,  учителя­ предметники,  педагог­ психолог,  логопед Классный  руководитель,  педагог­ психолог,  логопед,  медицинский  работник 1.Индивидуаль ные и  групповые  занятия с  обучающимися, испытывающим и трудности в  обучении. 2.Составление  и реализация  плана  индивидуально й работы с  неуспевающими учащимися. Коррекционно­ развивающая  работа Групповые и  индивидуальные  занятия Устранение пробелов в  знаниях по предметам  учебного цикла В течение  года План  индивидуальной  работы Ликвидация пробелов в  знаниях В течение  года Классный  руководитель,  учитель­ предметник,  учитель­ логопед Классный  руководитель,  учитель­ предметник 3.Индивидуаль ные и  микрогрупповы е  психокоррекци онные занятия. 4.Участие в  работе  школьной  ПМПК Психокоррекционны е занятия  Консилиум Информационно ­ просветительска я работа  1.Проведение  консультаций и  индивидуальны х бесед с  родителями Беседы,  консультации Преодоление проблем в  обучении, поведении и  социально­ психологической  адаптации Разработка  рекомендаций  участникам  педагогического  процесса по ликвидации проблем в обучении и  воспитании,  направление на ПМПК Информирование  родителей по вопросам  реализации  коррекционно­ развивающей работы с  учащимся Октябрь­ март Педагог­ психолог ежемесячно Завуч по УР,  классный  руководитель,  педагог­ психолог По  необходимос ти классный  руководитель,  педагог­ психолог (консультативна я) 2.Проведение  тематических Лекторий  родительских  собраний  Психолого­ педагогическое  просвещение родителей  по выявленным  проблемам в обучении и воспитании Один раз в  четверть классный  руководитель,  педагог­ психолог,  медработник                                                               Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ОВЗ и трудностями в обучении Ф.И.О________________________________________________________ Класс______ Дата заполнения___________ Срок реализации__________ Результаты психолого­педагогической диагностики (входная): ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ Параметры Трудности,  выявленные у  учащегося Задания для  коррекции Пути их  ликвидации Предполагаем ый результат Ответственн ые Примечание 1.Когнитивная учебная деятельность 1.1.Память  (слуховая,  зрительная) 1.2.Внимание  (концентрация,  объём) 1.3.Восприятие  (учебного  материала) 1.4.Мышление  (понятийное,  словесно­ логическое,  наглядно­образное) 2.Учебная деятельность 2.1.двигательная  (моторная)  деятельность 2.2.речевое  развитие  (фонематический  слух, устная и  письменная речь) 2.3.сформированно сть учебных  навыков 2.4.усвоение  учебного  материала 3.1.мотивация 3.2.самооценка 3.3.эмоционально­ волевая сфера 3.4.активность на  уроке 3.Сформированность личностных УУД 4.Сформированность регулятивных УУД 4.1.целеполагание 4.2.саморегуляция  (самоконтроль) 4.3.удерживание  учебной задачи 4.4.поведенческие  реакции на уроке  (возбудимость,  агрессивность и  т.д.) 5.1.умение  5.Сформированность познавательных УУД ориентироваться в  учебнике 5.2.отвечать на  вопросы 5.3.понимать  инструкцию  учителя 5.4.пересказывать,  понимать  прочитанное 5.5.самостоятельно находить  информацию 5.6.сравнивать  предметы:находить общее и различие 5.7.группировать  предметы по  нескольким  признакам 5.8.умение  анализировать 6.1.взаимодействие с учителем 6.2.взаимодействие с одноклассниками 6.Сформированность коммуникативных УУД 6.3.умение  работать в паре,  группе 6.4.умение  самостоятельно  оформить свою  мысль в устной  речи. 6.5.соблюдение  этических норм  общения 6.6.умение  разрешать  конфликты Результаты и динамика развития: 1.Результаты работы по ИОМ (промежуточная диагностика) ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 2.Ошибки в выполнении  заданий________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 3.Динамика (положительная, стабильная, слабая)_____________________________________________ 4.Коррекция  ИОМ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 5.Рекомендации_________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Завуч по УР: Учитель: Педагог­психолог: Учитель­логопед:                    Приложение 3 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, ОБУЧАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ                   Приложение 4 Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите  Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде 1. внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе. 2. пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.  3. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.  4. В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.  5.   Задания   следует   разъяснять   персонально   или   писать   на   доске,­   ни   в   коем   случае   не   сопровождая   ироничным пояснением. 6. Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай». 7. Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь   одно   задание.   Большое   задание   предлагается   выполнить   последовательно   в   виде   частей,   и   педагог   должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.  8. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20­ минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. 10. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы. 11.   Поощряйте   ребенка,   например,   если   ребенок     хорошо   себя   вел   на   перемене,   разрешите   ему   и   одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут. 12.  Обеспечьте  для ученика  возможность   быстрого обращения  за помощью.  Выполняя задание,  такие дети  часто  не понимают,   что   и   как   они   делают.   Не   ждите,   пока   деятельность   ребенка   станет   хаотичной,   вовремя   помогите   ему правильно организовать, работу.  13.   Придерживайтесь   позитивной   модели   поведения.   Не   стесняйтесь   хвалить   ребенка,   дети   с   синдромом   дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ 1. Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс   физиологической   нормализации   работы   мозга,   усиливать   его   дезорганизацию.   Необходимо   избегать переутомления детей в течение всего учебного дня.  2. Лучше, чтобы в 1 классе эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ. Вместо того чтобы писать на доске, ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.  3. Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, развивать раскрашиванием по методу Монтессори. А проблем с прописыванием букв бывает значительно меньше, если к нему дети приступают после тренировочной работы с раскрасками.  4. Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова.  5. Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.  6. Необходимо   показывать,   рассказывать,   совместно   обыгрывать   ту   информацию,   которая   должна   быть   усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны   быть   короткими   (2­З   минуты),  быстрыми,  каждый   раз   частично   обновляться,   чтобы   не   ослабевал   интерес.   6.В конце «работы» надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что   он   должен   запомнить,   и   у   него   нет   страха   забыть   что­то,   оказаться   несостоятельным   и   получить   неодобрение взрослых.  7. 7.При объяснении любого урока надо давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше «проиграть» его с детьми.  8. Обстановка   на   уроках   должна   быт   свободной   и   непринужденной.   Нельзя   требовать   от   детей   невозможного: самоконтроль   и   соблюдение   дисциплины,   исключительно   сложны   для   ребенка   с   ММД.   Искренние   попытки   ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. 9. Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать. 10.При нужно и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей.  11.Для детей с ММД не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок.  12.12.Не   использовать   сильные   отрицательные   эмоции   в   обучении   детей   с   ММД,   которые   снижают   способность   к обучению. 13.Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД. 14.14.У   детей   с   ММД   часто   возникает   проблема   с   закреплением   материала,   переводом   его   из   кратковременной, оперативной   памяти   в   долговременную.   Для   закрепления   материала   урок   должен   быть   построен   так,   чтобы   на   его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.  проведении помнить, игровых сильные   уроков           что Приложение 5 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  1. Необходимо   постоянно   поддерживать   уверенность   в   своих   силах,   обеспечить   ученику   субъективное   переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. 2. Не   нужно   требовать   немедленного   включения   в   работу.   На   каждом   уроке   обязательно   вводить   организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности. 3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. 4. Не   рекомендуется   давать   для   усвоения   в   ограниченный   промежуток   времени   большой   и   сложный   материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. 5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. 6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие­либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. 7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. 8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. 1. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. 9. Необходима   тщательная   подготовка   перед   каждым   уровнем.   Важна   не   быстрота   и   количество   сделанного,   а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. 10.Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз       ( через 10 минут).  11.Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. 12.Для   концентрации   рассеянного   внимания   необходимо   делать   паузы   перед   зданиями,   интонацию   и   приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). 13.Необходимо   прибегать   к   дополнительной   ситуации   (   похвала,   соревнования,   жетоны,   фишки,   наклейки   и   др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. 14.Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. 15.Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов 16.Все   приемы   и   методы   должны   соответствовать   возможностям   детей   с   ЗПР   и   их   особенностям.   Дети   должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. 17.Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.  19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей. 20. Создание доверительных отношений со взрослыми. 21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной  деятельности и посильному производительному труду Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы.                   Приложение 6 Целенаправленное и систематическое развитие способностей предполагает, прежде всего, повторное выполнение умственных действий, требующих мобильности корковой деятельности, тренирующих  подвижность как типологическое свойство темперамента, Во­вторых,  применение упражнений,  при которых, как известно, повторение должно быть дополнено знанием результата совершаемого действия и  стремлением выполнять повторяемое действие каждый раз лучше. Упражнение – это  сознательное и целенаправленное повторное выполнение   какой­либо деятельности для повышения её качества. С физиологической точки зрения, в процессе      упражнения в коре головного мозга   вырабатываются и упрочиваются сложные системы условных связей, а с психологической ­ отрабатываются навыки, умения и вместе с тем формируются разнообразные качества личности, развиваемые в процессе повторения.   К. К.Платонов отмечает, что “... нет ни одной способности, которую нельзя было бы значительно улучшить путем применения упражнений”. При формировании познавательных способностей используются следующие принципы: I Комплексный подход к диагностике и формированию познавательных способностей. 2. Принцип единства развития психических процессов как познавательных компонентов способностей. З Повышение производительности, сознательности и самоконтроля при овладении познавательными навыками. 4. Объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на учащихся. 5   Преемственность   и   усложнение     заданий   и   упражнений   для   развития   познавательных   способностей   за   счёт введения материала  увеличивающейся  сложности. Таким   образом,   под   формированием   познавательных   способностей   подразумевается   активный   психолого­ педагогический  процесс,  направленный   на диагностику  индивидуальной  структуры  способностей  и  целенаправленное развитие   отдельных   компонентов   познавательных   способностей,   определяющих   эффективность   познавательной деятельности:  внимания  восприятия  памяти  мышления     Развивающая работа.          Развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребёнка. В   этой   связи   важно   вспомнить   слова   Л.В.Занкова:   «   …развиваются   не   восприятие,   память   и   др.,   а   ребёнок,   и определённое   построение   обучения   направлено   на   ребёнка,   а   не   на   отдельные   его   психические   процессы   или способности».          В процессе обучения важно формировать у детей общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, группировку, классификацию,   обобщение),   общедеятельностные   умения   (планирование,   самоконтроль,   самооценку),   устную монологическую речь.                   Развивающие занятия – это направленное психолого­педагогическое воздействие на определённые психические структуры с целью обеспечения полноценного развития ребёнка и компенсации возможных дефектов. Цель   развивающих   занятий  –   повышение   уровня   общего   развития   учащихся,   восполнение   пробелов   предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Каждое   занятие   представляет   собой   комплекс,   включающий   не   только   задания   на   развитие   восприятия,   внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и элементы дыхательной и координационной гимнастики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.           Примерная структура  развивающего занятия 1.Положительная мотивация; упражнение (задание), активизирующее психические функции. 2.Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций. 3.Упражнения, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические навыки. 4.Кинезиологическая гимнастика (дыхательно­координационные упражнения). 5.Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внима­ ния и памяти. 6.Упражнения для профилактики нарушений зрения. 7.Рефлексия.            Содержание занятий подбирается в соответствии с выявленными индивидуальными пробелами и отклонениями в развитии и обучении детей.  Развитие познавательной сферы на занятиях. Мышление.        ЗПР выражается в несформированности таких сложных операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Степень развития мышления характеризуется   сформированностью   таких   сложных   операций,   как   анализ,   синтез;   заключается   в   умении   выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в развития абстрактного мышления.      Развитие мышления осуществляется от естественных для младших школьников и детей риска конкретного, наглядно­ действенного, предметно­образного видов к абстрактному.          Время  на  каждый  вид  деятельности   увеличивается   постепенно, что  требует  от  учеников включения   не только непроизвольного, но и произвольного внимания.      Работа ведется в зоне ближайшего развития ребёнка «Аналогии. Анализ отношений» Цель:        Коррекция и развитие способности устанавливать сходство в каких­либо свойствах,   отношениях   предметов   и   их   функций,   что   предусматривает   сложную   аналитическую   деятельность   с применением таких мыслительных операций как анализ и синтез «Исключение понятий» Цель:         Коррекция и развитие способности к обнаружению наиболее существенных признаков тождеств и различий между ними. Различие и разграничение между разнородными понятиями осуществляется путём дифференцирования общих и существенных признаков, что является основой  Классификации предметов, предусматривающей такие важные мыслительные операции, как сравнение и обобщение.  «Обобщения» Цель:         Коррекция и развитие способности к анализу ­ в предметах необходимо различать общие и существенные признаки и способность к синтезу ­ на основании этих признаков отнести предметы к одной группе и дать им общее наименование. Обогащение словаря понятий. «Логические ряды» Цель:                Развитие и коррекция способности к отвлечённому абстрактному мышлению. Тренировка сообразительности, проявления нестандартного мышления, быстроты и инициативности в принятии решений Речь.            Для детей с ЗПР характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование.       В раннем школьном возрасте (1­2 классы) дети с ЗПР не умеют самостоятельно пересказывать прослушанные тексты, составлять рассказ по сюжетной картинке, описывать предмет.            Развивающие занятия направлены на развитие эмоциональной сферы,   мышления, связной речи, обогащение словарного запаса ребёнка.      Для развития памяти, координации движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами, пантомимикой – телодвижениями) используется прием «рассказывание стихов руками».          Для   развития   воображения  эффективны   предтекстовые   задания:   ученикам   показывают   иллюстрацию   к стихотворению и спрашивают, о чём будет текст, выслушиваются все мнения, а потом вместе проверяют, как оправдались предположения. После этого педагог снова читает текст, вместе с детьми рассказывая его руками.                        Решение сканвордов, чайнвордов, кроссвордов, шарад, ребусов используется как разминка, отдых после серьёзного   обсуждения   или   эмоционального   обсуждения   текста.   Такая   работа  обогащает   речь  детей,   учит   их формулировать лексическое значение слова. Ребусам следует уделить больше внимания в коллективной и групповой работе, потому что детей следует специально учить разгадывать ребусы, особенно это касается группы риска (решение кроссвордов   предполагает   тренировку,   а   разгадывание   ребусов   ­   понимание   разных   принципов   их   создания).   Ребус требует,  чтобы ребёнок  удерживал  в  памяти части  слова (в  сложных  случаях – фразы),  одновременно  осуществляя перебор вариантов*. (приложение 7,8) Поэтому сначала следует брать короткие, даже односложные слова, чтобы показать принцип решения: 100л, смо3, а также ребусы, в которых фраза состоит из первых букв названий нарисованных предметов. Затем берутся более сложные случаи, когда буквы (буквосочетания) или рисунки предметов находятся над, под, за, перед, вместе, с другими буквами, когда предмет  на рисунке можно назвать разными словами. Такого рода задания требуют от ребенка подбора синонимов, перебора   грамматических   вариантов,   что   способствует   формированию   нешаблонного,   творческого,   мобильного мышления, а также создаёт ранее не существующие в мозгу связи между словами, развивая тем самым речь. Постепенно следует предлагать детям кроссворды и ребусы для самостоятельного разгадывания, в качестве игрового домашнего задания, что способствует формированию ответственности, а потом проверять, используя разные формы ( например, на плакате  подготовлен решенный кроссворд, ученики применяют самопроверку; один ребёнок вносит в заготовленную заранее   на классной доске сетку свои ответы; в классе обсуждаются только те слова, которые вызвали затруднение, хоровые ответы на задания и т.п.)          Ещё один приём развития мышления и речи в игре – отгадывание загадок и их сочинение. Большинство загадок дети не   угадывают,   а   называют   давно   известный   им   ответ.   Знакомые   загадки   можно   использовать   для   анализа   того,   как строится   загадка,   какие   признаки   предмета   в   неё   названы,   т.е.   для   формирования   аналитических   умений.   (   Как догадаться, что речь идет о …? Какие признаки … указаны?) Новые для учеников загадки большинство детей отгадывать затрудняется. Чтобы научить их этому, сначала предлагается детям поиграть во «Что на что похоже?». На практическом уровне таким образом происходит усвоение метафоры и сравнения, развитие ассоциативного мышления.             Так как у младших школьников и детей риска ассоциативное, метафорическое мышление развито слабо и для них характерен   конкретный,   наглядно­действенный   тип   мышления,   прежде   всего,   приходится   выяснять   и   разбираться, почему, чем (какими признаками) кошка похожа на матрёшку, на щуку, на гадюку. Важно, что здесь актуализируются разные   признаки   (форма,   расцветка,   звуки),   что   позволяет   показывать   детям   разнообразие   признаков   и   свойств   и особенности восприятия человека (соответственно подобный  анализ формирует логическое мышление, его операционную базу­ сравнение, сопоставление, противопоставление). Внимание.       Внимание детей с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрацией на объекте.   Неустойчивость внимания – быстрая фиксация и быстрая переключаемость. Пассивность внимания – медленная сосредотачиваемость и медленное переключение на другую работу. «Сравни картинки». «Найди отличия» Цель:       Развитие способности концентрировать внимание на объекте, находить отличия во внешне сходных предметах.   « Лабиринты» Цель:      Развитие устойчивости внимания, коррекция повышенной отвлекаемости. « Метод Мюнстерберга» Цель:    Развитие   способности   распределять   и   концентрировать   внимание.   Тренировка   его   избирательности   и     помехоустойчивости. Память. Характерно для детей с ЗПР ограниченный объём памяти и низкая прочность запоминания. Практически не развита произвольная   память;   ребёнок   не   владеет   приёмами   смыслового   заучивания:   группировкой   материала,   выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей и др.        Тренировка памяти осуществляется в комплексе с другими психическими процессами и в результате выполнения заданий: « Что изменилось?», «Чего не стало?».          Аудиальное восприятие и слуховую память  развивают задания типа «послушаем звуки». Минуты две­три дети вслушиваются в тишину, затем педагог предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глазки и вернуться к общей работе. Это упражнение позволяет понизить порог слышимости (громко говорящие дети не воспринимают тихий голос, негромкие звуки) и готовит детей к интерпретации длительной аудиозаписи Восприятие.     Недостатки слухового восприятия у детей с ЗПР проявляются в фонематических нарушениях: плохо дифференцируют глухие   и  звонкие  согласные,  с  трудом  выделяют   звуки   и  последовательность   звуков  в  словах   со   сложной  слоговой структурой; трудность в вычленении слова из предложения, предложения из текста. «Слуховые анаграммы»       Цель:           Развитие аудиальной модальности; способствует внутренней работе со  словом. Недостатки   пространственного   восприятия   проявляются   в   неумении   осуществлять   анализ   формы,   устанавливать симметричность,   тождественность   частей   конструируемых   частей,   фигур;   располагать   конструкцию   на   плоскости, соединять её в целое. «Зрительные анаграммы»         Цель:            Развитие зрительной модальности при восприятии написанных анаграмм.  «Психокоррекционные задания»     Цель:           Развитие целенаправленности, тонкости и полноты восприятия. 1.Графическое воспроизведение по инструкции взрослого значений некоторых слов. 2.Нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос. 3.Нарисовать фантастических персонажей. 4.Нарисовать точки в разных комбинациях. 5.Обведение точечного контура рисунка. 6.Воспроизведение сложных линий. 7.Рисование прямых линий без отрыва карандаша. 8. Сравнение форм. Кинезиология в обучении          Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с  развития движений пальцев и тела. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое   представительство   в   коре   головного   мозга.   Развивая   моторику,   мы   создаём   предпосылки   для   становления многих   психических   процессов.   Работы   М.В.Бехтерева,   А.Р.Лурия,   Н.С.Лейтеса,   П.Н.Анохина,   И.М.Сеченова доказывают   влияние   манипуляций   рук   на   функции   высшей   нервной   деятельности,   развитие   речи.   Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Человек может мыслить сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П.Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.   На   двигательной   активности   построены   все   нейропсихологические   коррекционно­развивающие   и формирующие программы.  Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!  Поэтому в программу для стимуляции интеллектуального развития включены кинезиологические упражнения.                  Кинезиология  ­  наука   о   развитии   умственных   способностей   и   физического   здоровья   через   определённые двигательные упражнения. Комплекс кинезиологических упражнений. Цель: Развитие межполушарного взаимодействия и межполушарной специализации. Задачи:  развитие мелкой моторики  развитие памяти, внимания  развитие комиссур (межполушарных связей)  развитие способностей  синхронизация работы полушарий      Комплекс гимнастики* (приложение 5) используется на каждом занятии  в качестве двигательной паузы.  «Аналогии. Анализ отношений» Подбери такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например  Корова­телёнок, курица ­…цыпленок                 Роза­цветок,                   берёза­  (дерево)               Животное­шерсть,         птица ­ (перья)               Фильм­зритель,              книга­ (читатель)                Пальто­одежда,             ботинок­(обувь)  «Исключение понятий» Из четырёх слов ­ три объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Найди это слово:  Василий, Фёдор, Иванов, Семён  Молоко, сметана, сало, простокваша    Лиса, воробей, барсук, кабан      Роза, ландыш, цветы, ромашка «Обобщения»  Определи, что общего между этими понятиями или назови одним словом:     1.Пчела, жук – (насекомые)      2.Теннис, плаванье – (виды спорта)   3.Синица, кукушка – (птицы)   4.Деление, сложение – (математические действия) «Логические ряды»  Дан ряд чисел. Отметь особенность составления ряда и дополни его двумя следующими числами: 10,  9,  8,  7,  6,  5,  …….  (4,  3)            ­1 10,  9,  11,  10,  12,  11….(13,  12)        ­1, +2 30, 27,24, 21, 18, 15….....(12,  9)           ­3 48, 41, 46, 39, 44………..(37, 42)          ­7, +5 «Метод Мюнстерберга» Среди буквенного текста имеются слова. Найди их. Музыкадрдпдлзимардрвадлиораппистолетзйоокартофельмаоплмашинаосмтсстволгкщкоровацчщтстранспортыдььтконст рукторбтьтттопорвдодубждберезатбтбавтобуссодлодптицаолдыкрылотбшмельиъшвметаллшоддлпискусствотьсуществител ьноеиьнаукабьтоткрытиебтоиитопорвдлдкранапаапредложениеибумага мтмпфильмдолодызима     «Зрительные анаграммы»   Найди «спрятанное слово»: КООН           (окно) ШРАУГ        (груша) ИРЖАФ        (жираф) РЕОХ             (орех) «Слуховые анаграммы» «Расколдуй» услышанные слова: Мерепена (перемена), клабажаны (баклажаны), лодихольник (холодильник), мосалёт (самолёт), рамувей (муравей) «Развитие вербального мышления» Вставь пропущенные буквы: И . Р А            Д . Р .ВО         П . Л . А           З . М . К     (игра, икра)               (дерево)             (палка, полка, пилка)            (замок) «Ребусы» Расшифруй слова: 100л        с3ж        по2л        р1а            ви3на (стол)         (стриж)       (подвал)         (родина)           (витрина) «Звёздный час»   Составь как можно больше слов из слова:  МАГНОЛИЯ (гном, нога, лом, гимн, лимон и т.д.) «Змейка»     Составь слова по данной модели: К * * * *         (КОШКА) * Л * * *         (КЛАСС) * * М * *           (СУМКА) * * * Н *         (СТЕНА) * * * * О         (СЕДЛО) Игры, направленные на развитие внимания  «Нос­пол­потолок» Ведущий называет: «нос», «пол», «потолок». И сам показывает пальцем на нос, на потолок, на пол (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать участников игры). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошиблись, выходят из игры (садятся на своё место). «Не собьюсь»         Ведущий спрашивает у ребят: «Кто умеет считать до 30? Оказываются,  все умеют. Тогда пусть кто­нибудь подойдёт ко мне». Добровольцу предлагается такое задание: считать до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить «не собьюсь». Счёт, следовательно, ведётся так: один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь и т.д. За добровольцем следит весь класс. «Самый внимательный»         Перед доской в шеренгу становится несколько учеников. Определите ведущего. Он должен запомнить порядок расположения игроков. Затем по сигналу ведущий отворачивается и говорит, как стоят ученики. Затем на месте ведущего и тех, кто образует шеренгу, пусть побывают все ученики по очереди. Не забудьте отметить тех, кто не ошибается. «Рыбы, птицы, звери» Участники игры сидят за партами, ведущий просит их положить на парты сжатые кулаки. Затем он подходит к каждому   по   очереди,   кладёт   руку   на   кулак   и   говорит:   «рыбы»,   «птицы»   или   «звери».   Участник   должен   назвать представителя этого класса. На обдумывание дается 3 секунды (ведущий считает вслух). Если участник игры называет слово правильно, ведущий переходит к следующему игроку, если же нет, то участник убирает один кулак. Игру можно продолжить до выявления победителя. «По росту»  Ученику предлагается рассмотреть ребят, участвующих в игре. Затем ему необходимо, отвернувшись, расставить игроков по росту: ­ от самого маленького до самого высокого не переговариваясь.                  Комплекс кинезиологической гимнастики Цель:       ­ Развитие межполушарной специализации                 ­ Развитие межполушарного взаимодействия Задачи:   ­ развитие мелкой моторики                  ­ развитие комиссур (межполушарных связей)                  ­ синхронизация работы полушарий                  ­ развитие способностей                   ­ развитие памяти и внимания                  ­ развитие речи                  ­ развитие мышления                  ­ устранение дислексии Продолжительность занятий:  20­25 мин. Периодичность:  ежедневно Время занятий:   утро   Длительность занятий по одному комплексу упражнений: 45 ­60 дней                           Упражнения                « Колечко»           « Кулак ­ ребро ­ ладонь»  « Лезгинка»  « Зеркальное рисование»  « Ухо ­ нос»  «Змейка»  «Горизонтальная восьмёрка»  «Овации»

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС

Презентация "Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учётом требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017