Презентация открытого урока: Правописание суффиксов "ЧИК" и "ЩИК"

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 03.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов. Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/chto-takoe-suffiks.html
Иконка файла материала чик и щик.ppt
Урок русского языка в 6 классе
Посмотрите на рисунки.  ф ф и к с у С Запишите слова.               Подчеркните первую букву.           Какое слово получилось?
Что такое  суффикс?   Суффикс – значимая часть слова, которая  находится после корня и обычно служит для  образования новых слов.
Посмотрите на слова: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебежчик обойщик фонарщик танцовщик прицепщик съёмщик Что обозначают в этих словах суффиксы –чик, ­щик?                                (Обозначают человека по профессии и роду занятий)
пулемётчик докладчик               грузчик разносчик перебежчик забойщик пильщик Когда пишется суффикс ­чик
д чик т з ж с В остальных случаях –щик.
Прочитаем правило! (учебник, стр. 102) В суффиксе существительных ­чик(­щик)  после букв д­т, з­с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Смазчик (смазать).  Каменщик (не на д­т, з­с, ж).
Загадки: «Подставь антоним» • 1) Я антоним к слову зной, • Я в реке, в тени густой • И в бутылке лимонада, • А зовут меня…. • 2) Я антоним шуму, стука, • Без меня ночью мука, • Я для отдыха, для сна • Да и в школе я нужна • Называюсь …
• 3)Не бываю без начала, • Близкий родственник причала, • Делу всякому венец, • Называюсь я … • 4) Я антоним к слову лето, • В шубу снежную одета, • Хоть люблю мороз сама, • Потому что я …
Составь словосочетание: • Дай объяснение- • Блоху подковать – • Семь пятниц на одной недели- • Съел собаку- • Переливать из пустого в порожнее- • Ни пуха ни пера
Распределите слова в два столбика с ­чик, ­щик, обозначая  условия выбора изученной орфограммы (упр. 244). _ щик прессовщик обрубщик подборщица съёмщик формовщица ­ чик извозчик обходчик резчик аппаратчица грузчик разведчик смазчик перебежчик укладчица
Лексический диктант б н к с а ъ а а н ё б м м щ о е и щ р с  м а   з ч  и  к и н щ у   ч   ё   т  ч    и   к и щ п   р   о  х   о  д  ч  и   к и  п   о   д    н   о   с ч    и   к _ б е т о н щ и ч   и    к  п    е   р   е    б   е   ж
Паромщик – человек, который работает на пароме. Дальнобойщик – шофер дальних рейсов. Ямщик – возница (от названия станции – Ямская).
• Объясни устаревшие слова: • Очи • Уста • Агнец • Перст • Моша • Ланиты • Десница
Поиграем в корректора. 1. Барабанчики яростно колотили в барабаны. 2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. 3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. 4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. 5. Рабочие передавали сменчикам станки. 6. Жестянчики работали на глазах всей улицы. щ ч ч щ щ
Подведём итоги.  1. Мы сегодня говорили о … 2. Я понял … 3. Было интересно … 4. Было сложно … Домашнее задание: выучить правило на стр. 102,  упр. 249.
Цели урока: •Учащиеся должны знать способ действия при выборе написания суффиксов –чик (-щик) •Учащиеся должны уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов –чик (-щик) Цели урока:•Учащиеся должны знать способ действия при выборе написания суффиксов –чик (-щик)•Учащиеся должны уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов –чик (-щик)
Методы обучения: 1.Репродуктивный (для формирования ЗУН). • Знать правила употребления суффиксов –чик (-щик). • Уметь различать суффиксы – чик (- щик). Сформировать умение определять условия выбора правильного написания суффиксов. 2.Наглядный-для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу. 3.Практический –для развития Методы обучения:1.Репродуктивный (для формирования ЗУН).•Знать правила употребления суффиксов –чик (-щик).•Уметь различать суффиксы – чик (-щик). Сформировать умение определять условия выбора правильного написания суффиксов.2.Наглядный-для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.3.Практический –для развития практических умений и навыков.
Урок состоит из трех этапов: I этап работы- воспроизведение полученных знаний о суффиксе. II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса – чик (- щик) III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик).(Устное Урок состоит из трех этапов:I этап работы- воспроизведение полученных знаний о суффиксе.II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса – чик (-щик)III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик).(Устное и письменное обоснование орфограмм).
1. Открытие темы урока. 2. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в этих словах часть слова- суффикс чик (-щик)». 3. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами. 4. Знакомство с « запоминалкой». 5. Распределение слов с суффиксами –чик 6. Отгадывание кроссворда «Лексический (-щик). диктант». 7. Игра в корректора. 1.Открытие темы урока.2.Создание ситуации затруднения «Что обозначает в этих словах часть слова-суффикс чик (-щик)».3.Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами.4.Знакомство с « запоминалкой».5.Распределение слов с суффиксами –чик (-щик).6.Отгадывание кроссворда «Лексический диктант».7.Игра в корректора.
Итог урока •Осознание учащимися своей УД. •Самооценка результатов деятельности своей и класса. •Осознание учащимися своей УД.•Самооценка результатов деятельности своей и класса.

Посмотрите также