Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)
Оценка 5

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Оценка 5
Лекции
doc
биология +1
8 кл
02.04.2017
Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)
Презентация является сопроводительным наглядно-иллюстрационным материалом к уроку-лекции "Строение и функции дыхательной системы". Она содержит рисунки органов дыхательной системы человека с описанием их функций, пояснения механизма и химизма процессов газообмена в лёгких и тканях, а также в качестве рефлексии - небольшое тестовое задание.Урок-лекция на тему "Строение и функции дыхательной системы" 8 класс, биология. Цели и задачи данного урока - выяснить, в чём единство понятий «дыхание», «газообмен»,и в чём их различие, развивать понимание организма как единого целого, развивать умения наблюдать, делать выводы, сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.
урок дыхание.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области Авторская разработка урока  биологии «Строение и функции дыхательной системы» ( 8 класс) Автор: Кунахова Светлана Леоновна учитель биологии ВКК Россошь, февраль 2016 г. Задачи : развивать понятие «дыхание», «газообмен», развивать понятие организма как единого целого, развивать умения наблюдать, делать выводы, сформировать знания об особенностях строения органов дыхания всвязи с выполняемыми функциями, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой функции, воспитывать культуру труда, развивать познавательный интерес к предмету, осуществлять гигиеническое воспитание. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, таблицы «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», модель торса, презентация «Строение и функции дыхательной системы», прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом выдыхаемом воздухе, колбы с известковой водой, воздушные шарики, чёрный экран, магнитная доска, дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля. Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь” (Dum spiro, spero) Овидий – римский поэт Изучение нового материала Ход урока Основные понятия: дыхательная система, лёгочное и тканевое дыхание, органы дыхания: дыхательные пути, лёгкие, лёгочные пузырьки – альвеолы, лёгочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, плевральная жидкость, диффузия, гемоглобин, оксигемоглобин, карбогемоглобин, жизненная ёмкость лёгких. (беседа).  1.Дыхание и его значение. Лёгочное и тканевое дыхание Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях. 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. 2.Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма. Формула окисления Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия. Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. У человека дыхание осуществляется благодаря следующей последовательности процессов. 3.Общий план строения дыхательной системы (рассказ учителя). Дыхательная  система Воздухоносные  пути: Лёгкие 1.Носовая полость 2.Носоглотка и  глотка 3. Гортань 4. Трахея 5. Бронхи  Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ. 4. Органы дыхания: особенности строения всвязи с выполняемыми функциями (беседа, самостоятельная работа с учебником стр.101-103, заполнение табл.21 «Дыхательная система»). Особенности строения Выполняемые функции Очищение, увлажнение, согревание воздуха Название органа Носовая полость Носоглотк а и глотка Гортань покрыта Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка, пронизанная многочисленными кровеносными сосудами, мерцательным эпителием, имеющим много слизистых желёз Полости, которых слизистой оболочкой Состоит из хрящей, соединённых между собой связками и мышцами. В ней находятся голосовые связки с голосовой стенки выстланы Проведение воздуха Проведение воздуха, образование звуков и речи Трахея Бронхи Лёгкие щелью Трубка длиной 10-15 см из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая Трубки из хрящевых колец органы, Парные покрытые лёгочной плеврой, состоят из ветвящихся бронхов, заканчивающихся альвеолами, которые оплетены сетью капилляров Проведение воздуха Проведение воздуха Газообмен 5.Анализ заполнения таблицы с использованием презентации, комментарии учителя. ? Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему? Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. 6.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (индивидуальная лабораторная работа) Инструкционная карта к лабораторной работе «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха. Оборудование: прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода. Возьмите колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Прозрачна ли она? Опустите в одну из колб стеклянную трубку и через неё сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта. Вывод: известковая вода под действием углекислого газа выдыхаемого воздуха мутнеет, и образуется осадок в соответствии с реакцией: Са (ОН)2 + СО2 ––> СаСО3 + Н2О Таблица. Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха О2 СО2 N2 Инертные 21% 0,03% 79% Небольшо Вдыхаемый воздух Выдыхаемы й воздух 16% 4% 79% Небольшо газы е количеств о е количеств о Водяной пар Небольшое количество Увеличенн ое количество Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров, используется 5% кислорода. 7.Газообмен в лёгких и тканях (самостоятельная работа с учебником, рис. 54 стр. 103, беседа с демонстрацией таблицы). Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается по капиллярам альвеол, образующих густую сеть, что обеспечивает хороший газообмен. Кислород, переходя из альвеолярного воздуха в кровь, вступает в непрочное соединение с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. В виде оксигемоглобина кислород от легких кровью переносится к тканям. Связывание кислорода в гемоглобине осуществляется с помощью иона железа. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода. При этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой венозной становится алой артериальной. Эта реакция обратима. Прямой перенос кислорода плазмой крови незначителен: в 100 мл артериальной крови растворено 3 мл свободного кислорода и 19 мл связано гемоглобином. Перенос углекислого газа также связан с гемоглобином. Примерно 10% газа соединяется с этим белком и образует непрочное химическое соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и превращается в угольную кислоту. Далее кислота реагирует с ионами натрия и калия в плазме крови. 8.Жизненная ёмкость лёгких как характеристика общего состояния организма (беседа, демонстрационный опыт с воздушными шариками). Вывод: жизненная ёмкость лёгких у людей различна и зависит от пола, возраста, общего состояния организма, тренированности, образа жизни. Закрепление : 1. У доски: игра «Собери паззл» (собрать таблицу из 2. Лабораторная работа «Жизненная ёмкость лёгких» фрагментов) (электронное пособие) 3. Класс: тестовая работа, взаимопроверка. Тест 1.Дыхание-это: а) процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа; б) процесс окисления органических веществ с выделением энергии; в) совокупность процессов А и Б; г) газообмен в лёгких. 2. Реснички мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа: а) увеличивают поверхность слизистой оболочки; б) являются чувствительными приборами; в) удаляют слизь и частички пыли из полости носа; г) согревают проходящий воздух. 3. Скелет трахеи образуют : а) хрящевые полукольца; б) костные пластинки; в) хрящевые кольца; г) хрящевые пластинки. 4. Альвеолы – это: а) лёгочные пузырьки; б) разветвления трахеи; в) выпячивания лёгочных пузырьков; г) орган верхних дыхательных путей. 5. В носовой полости НЕ происходит: а) согревание воздуха; б) обезвреживание воздуха; в) очищение от частичек пыли; г) осушение воздуха. Ответы: 1в, 2в, 3а, 4а, 5г. Домашнее задание: *23-24, записи в тетради Итоги урока, оценки.

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)

Презентация по биологии на тему :"Строение и функции дыхательной системы" ( 8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017