Презентация по детской литературе на тему "Агния Львовна Барто" (3 курс)

  • Лекции
  • pptx
  • 12.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации даются сведения об отдельных фактах биографии и творческой деятельности поэтессы Агнии Львовны Барто, а также рассматриваются основные (главные) темы творчества для детей дошкольного возраста и выделяются особенности этих тем. Кроме того, приводятся некоторые стихотворения, входящие в отдельные циклы.
Иконка файла материала А.Л.Барто.pptx
Агния  Львовна  Барто (1906 – 1981) Методический материал к занятию
Страницы биографии • Настоящая фамилия Волова • Родилась в Москве в семье  ветеринарного врача • Окончила гимназию и  хореографическое училище • Писать стихи начала в  гимназии в виде дружеских  эпиграмм на одноклассниц • Увлекалась поэзией  Серебряного века 7/12/19
Из воспоминаний Барто Серьезно заняться литературной работой  посоветовал мне Анатолий Васильевич  Луначарский. Он приехал на выпускные зачеты в  хореографическое училище, которое я кончала,  собираясь стать балериной. После зачетов  выступали учащиеся. Под музыку Шопена я  прочла свое очень длинное стихотворение  «Похоронный марш», принимая соответствующие  трагические позы. Когда мне рассказали, что во  время моего выступления Луначарский с трудом  прятал улыбку, меня это очень обидело. Через  несколько дней Анатолий Васильевич пригласил  меня в Наркомпрос и сказал, что, слушая мой  «Похоронный марш», он понял — я обязательно  буду писать... веселые стихи. Он долго и  сердечно говорил со мной, сам написал на  листке, какие книжки мне надо прочесть. Это  одно из больших впечатлений моей юности. 7/12/19 Серьезно заняться литературной работой посоветовал мне Анатолий Васильевич Луначарский. Он приехал на выпускные зачеты в хореографическое училище, которое я кончала, собираясь стать балериной. После зачетов выступали учащиеся. Под музыку Шопена я прочла свое очень длинное стихотворение «Похоронный марш», принимая соответствующие трагические позы. Когда мне рассказали, что во время моего выступления Луначарский с трудом прятал улыбку, меня это очень обидело. Через несколько дней Анатолий Васильевич пригласил меня в Наркомпрос и сказал, что, слушая мой «Похоронный марш», он понял — я обязательно буду писать... веселые стихи. Он долго и сердечно говорил со мной, сам написал на листке, какие книжки мне надо прочесть. Это одно из больших впечатлений моей юности.
В этом случае приглашение в  Наркомат Просвещения было не  данью способностям молодой  поэтессы, а скорее  «правительственным заказом». Но  как бы там ни было, в 1925 году  девятнадцатилетняя Агния Барто  выпустила свою первую книжку —  «Китайчонок Ван Ли». Однако,  коридоры власти, где Луначарский  своей волей решил сделать из  хорошенькой танцовщицы детскую  поэтессу, привели ее в мир, о  котором она мечтала, будучи  гимназисткой: начав печататься,  Агния получила возможность  общаться с поэтами Серебряного  века.
Слава пришла к ней довольно  быстро, но не добавила ей  смелости — Агния была  очень застенчива. Она  обожала Маяковского, но,  встретившись с ним, не  решилась заговорить.  Отважившись прочесть свое  стихотворение Чуковскому,  Барто приписала авторство  пятилетнему мальчику. О  разговоре с Горьким она  впоследствии вспоминала,  что «страшно волновалась».  Может быть, именно  благодаря своей  застенчивости Агния Барто  не имела врагов.
Маршак поначалу относился  к Барто  покровительственно.  Однако его попытки  «наставлять и учить» Агнию  с треском провалились.  Однажды, доведенная до  белого каления его  придирками, Барто сказала:  «Знаете, Самуил Яковлевич,  в нашей детской литературе  есть Маршак и  подмаршачники. Маршаком я  быть не могу, а  подмаршачником — не  желаю». После этого ее  отношения с мэтром  испортились на много лет.
Переходы от доброты к суровости были  в характере С.Я. Маршака. Он сам это  знал, поэтому, наверное, ему так  понравилась написанная Барто шутка: Поэт однажды Маршаку Принес неточную строку. ­Ну как же так ? ­ сказал Маршак. Он перестал быть добряком, Он стал сердитым Маршаком. Он даже стукнул кулаком: ­ Позор ! ­ сказал он строго… Когда плоха твоя строка, Поэт, побойся Маршака, Коль не боишься бога …
• С началом Великой  Отечественной войны  Агния Барто  с семьей  находилась в эвакуации в  Свердловске • Много выступала по  радио • Печатала военные стихи,  статьи, очерки в газетах • В 1942 году была  корреспондентом  «Комсомольской правды»  на Западном фронте
Личная жизнь На фото – с  первым мужем  поэтом Павлом  Барто и сыном  Гариком (р.1927) Возвращение в 1944 году в Москву из эвакуации  обернулось большим горем: в 1945 году сын Гарик был  сбит грузовиком, когда катался на велосипеде. Второй муж Андрей Владимирович  Щегляев, теплоэнергетик, член­ корреспондент АН СССР и дочка  Татьяна (р.1933)
С 1964 по 1973 год Агния Барто вела на радио передачу «Найти  человека». Выросшие дети, которых искали и которые сами  разыскивали близких, часто не знали ни своего настоящего имени,  ни имен родителей, ни даже места, где жили до войны. Все, что у  них было – это обрывки детских воспоминаний: девочка помнила,  что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей;  мальчик запомнил, как катался с братом на «калитке с музыкой»…  Пес Джульбарс, папина голубая гимнастерка и кулек яблок, как  петух клюнул между бровями – вот и все, что знали о своей  прежней жизни военные дети. Для официальных поисков этого  было мало, для Барто – достаточно. С 1964 по 1973 год Агния Барто вела на радио передачу «Найти человека». Выросшие дети, которых искали и которые сами разыскивали близких, часто не знали ни своего настоящего имени, ни имен родителей, ни даже места, где жили до войны. Все, что у них было – это обрывки детских воспоминаний: девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей; мальчик запомнил, как катался с братом на «калитке с музыкой»… Пес Джульбарс, папина голубая гимнастерка и кулек яблок, как петух клюнул между бровями – вот и все, что знали о своей прежней жизни военные дети. Для официальных поисков этого было мало, для Барто – достаточно.
Произведения в прозе • «Найти человека» (1969) – в книге  описываются самые интересные и сложные  истории из поисковой деятельности А.Барто. • «Записки детского поэта» (1976) –  книга, обобщающая многолетний творческий опыт  поэтессы. Формулируя свое поэтическое и  человеческое кредо ­ «Детям нужна вся гамма  чувств, рождающих человечность» ­ Барто  говорит о «современности, гражданственности и  мастерстве», как о «трех китах», на которых  должна стоять детская литература.  7/12/19
• В течение многих лет  Агния Барто возглавляла  Ассоциацию деятелей  литературы и искусства  для детей при Союзе  обществ дружбы с  зарубежными странами. •  Была членом  международного  Андерсеновского жюри. •  В 1976 году ей была  присуждена  Международная премия  имени Х.К.Андерсена.
Фильмография Автор сценариев кинофильмов: • «Подкидыш» (1939) – совместно с  Риной Зеленой • «Слон и веревочка» (1945) • «Алеша Птицын вырабатывает  характер» (1953) • 10000 мальчиков (1961) 7/12/19
Творчество для детей Главные темы творчества Агнии Барто: 1. Тема дружбы между народами: •. «Китайчонок Ван Ли» (1925) •. «Братишки» (1928) •. Цикл «Над морем звезды» (1938) •. Книга «Переводы с детского» (1979)  и др.   7/12/19
Творчество для детей Главные темы творчества Агнии Барто: 2.  Стихи для маленьких и о маленьких: • Цикл «Игрушки» (1936) • Цикл «Вовка – добрая душа» (1962)  • Цикл «Младший брат» (1976) и др.   7/12/19
Особенности циклов 1. «Игрушки»        Стихи написаны от 1­го и 3­го  лица  единственного и множественного числа.       В первом случае в них рассказывается о  хороших поступках детей (я люблю…,  никогда не брошу…), они учат бережному  отношению ко всему окружающему.        Во втором случае, когда рассказывается о  плохих поступках (зайку бросила…), то  предполагается, что их совершил кто­то  другой, в нашей группе таких детей нет.  7/12/19
Особенности циклов 2. «Вовка – добрая душа»       Главный герой – мальчик по имени Вовка.  Вовку знали и любили все жители улицы –  он имел добрый нрав, был воспитанным,  честным всегда спешил на выручку людям.       Цикл создан с определенной целью – дать  детям пример для подражания, который они  постоянно ищут для себя.       А. Барто очень верила в доброту и чуткость  детей. В качестве прототипа выступил внук  Барто. 7/12/19
Особенности циклов 3. «Младший брат»          Это стихи о новорожденном, об отношении к нему  взрослых и детей. Весь сборник окрашен мягкими  красками: здесь и радость от общения с малышом  («Хороший день») и забота о нем старших сестер  («Комары», «Чепчик») и родителей («Купание»). В  книге «Младший брат» много острых и тонких  наблюдений за ребенком такого возраста, когда  даже и слова «мама» ему не выговорить, и здесь  Барто совершает свои открытия, в которых  лирическое начало сочетается с обостренной  наблюдательностью и тонким юмором, что очень  характерно для всего её творчества. 7/12/19
Знаменитый цикл «Игрушки» Слон  Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает сон, Он слонихе шлет поклон. Мишка  Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу ­ Потому что он хороший. Бычок  Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: ­ Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Зайка  Зайку бросила хозяйка ­ Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. 7/12/19
Вовка ­ добрая душа  На глазах растут ребята!  Жил в стихах моих когда­то  Вовка ­ добрая душа.  Дергал кошек за хвосты,  (Так прозвали малыша!)  А дождавшись темноты,  А теперь он взрослый малый,  Он просил у них прощенья  Лет двенадцати на вид,  За плохое обращенье.  И читателей, пожалуй,  Знайте все, что он недобрый,  Взрослый Вовка удивит.  Злее волка! Злее кобры!  С добротой покончил Вовка,  ­ Берегись, не то убью! ­  Он решил ­ ему неловко  Пригрозил он воробью.  В зрелом возрасте таком  Целый час ходил с рогаткой,  Быть каким­то добряком!  Но расстроился потом,  Он краснел при этом слове,  Закопал ее украдкой  Стал стесняться доброты,  В огороде под кустом.  Он, чтоб выглядеть суровей,  Он теперь сидит на крыше,  Дергал кошек за хвосты. Затаившись, не дыша,  Лишь бы только не услышать:  «Вовка ­ добрая душа!»
Творчество для детей Главные темы творчества Агнии Барто: 3. Сатирические и юмористические стихи: • «Мы с Тамарой» • «Очки» • «Леночка с букетом» • «Болтунья» • «В театре» • «Болтунья» • «Лешенька» • «Любочка» • «Помошница» • «Жадный Егор» • «Сонечка»  и многие другие 7/12/19
Особенности этих стихотворений  Слияние интереса писательского и  педагогического позволило поэтессе сделать  много открытий в детской поэзии. Она –  родоначальник жанра юмористического и  сатирического портрета.  Со страниц книг А . Барто смотрят на нас  живые дети. Кого только здесь нет – болтунья,  замарашка, плакса , маленькая сплетница,  зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие  другие. Цель у поэта одна – помочь детям  начать борьбу с недостатками своими и  чужими. 7/12/19
Особенности этих  А. Барто очень требовательна к качеству  стихотворений смеха: ведь смех бывает и глупым, и  бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса  смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть  и навсегда осудить маленького человека, а  заставляет как бы со стороны оглянуться на  себя, увидеть в себе что­то такое, над чем  можно посмеяться вместе, но при этом  внутренне устыдиться и раскаяться.  Про её стихи говорят: «Это смех, который  лечит».  Стихи двухадресны, т.к. адресованы и  взрослым также. 7/12/19
 Многие строчки из этих стихотворений вошли в  обиход и стали крылатыми словами: «Мы с  Тамарой ходим парой», «Лешенька, Лешенька,  сделай одолжение», «А болтать­то мне когда  — мне болтать­то некогда» и другие. Особенности этих стихотворений  О том, как велико воздействие веселых стихов  Агнии Барто на ее читателей, можно судить по  такому, например, факту, приведенному в  «Учительской газете» от 6 апреля 1976 года:  «Мальчик перенес несколько операций.  Предстояла еще одна. Врач сказал, хорошо бы  вытерпеть ее без наркоза. И мальчик согласился  при условии, что во время операции ему будут  читать стихи Агнии Барто». 7/12/19
ТРИ ОЧКА ЗА СТАРИЧКА Стоит Лариса у доски, Девчонка в пышной юбке, И переводит на очки Хорошие поступки. Вся в цифрах классная доска: — За помощь маме — два очка, За помощь брату­малышу Очко Никитину пишу, А Горчакову три очка — Водил он в гости старичка. — За это мало трех очков! — Кричит Андрюша Горчаков И вскакивает с лавки.— Три очка за старичка?! Я требую прибавки! Я с ним провел почти полдня, Он полюбить успел меня. Стоит Лариса у доски, Любовь кладет на счеты И переводит на очки Вниманье и заботы. А две подружки в стороне Ворчат, надувши губки: — И трех очков не дали мне За добрые поступки! — И я не этого ждала, Когда купала братца. Тогда за добрые дела Совсем не стоит браться! Стоит Лариса у доски, Девчонка в пышной юбке, И переводит на очки Хорошие поступки. Ох, даже слушать тяжело, Не верится, ребята, Что за сердечное тепло Нужна кому­то плата. А если плата вам нужна, Тогда поступку грош цена!
А.Барто часто можно было увидеть среди  ребят. Она посещала школы, присутствовала  на уроках, встречалась со своими читателями в  детских библиотеках. Часто приезжая на  выступления, Агния Барто предлагала:  «Уважаемые дети, я прочту лишь первую  строчку, а вы сами продолжайте остальное».  Не было случая, чтобы ребята не вспомнили  стихотворение.
Память «Я не знаю другого писателя,  который так глубоко изучил бы обычаи,  нравы и вкусы этого непостижимого  племени… семилетних­восьмилетних  детей…». К.Чуковский. Могила А.Л.Барто на  Новодевичьем кладбище 7/12/19
Источники • http://www.kostyor.ru/biography/?n=111 • http://www.imobilco.ru/books/authors/­/60020/ • http://www.agniyabarto.ru/ • http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/all.ht ml#idet­bychok­kachaetsya • Агния Барто. Избранное. В 2­х томах. –  Екатеринбург: АРГО, 1997. ­ 350 с.
Контактная информация Сорока Наталья Павловна,  преподаватель детской  литературы СПб ГБПОУ  «Педагогический колледж  №8» E­mail: soroka_1951@mail.ru Спасибо за внимание!