Презентация для студентов, обучающихся по специальности "Дошкольное образование". В ней представлены отдельные факты биографии писателя, а также работа со студентами по анализу знаменитой повести-сказки "Черная курица, Или подземные жители": подробно разбирается характеристика главного героя произведения - мальчика Алеши, приводятся вопросы для анализа, а также домашнее задание для студентов.
Антоний Погорельский
(волшебная повестьсказка
«Черная курица, Или
подземные жители»)
Методический материал к занятию
Страницы биографии
• 1787 1936
• Настоящее имя
Алексей
Алексеевич
Перовский
• Внебрачный сын
графа Алексея
Разумовского
• Друг А.С.Пушкина
Страницы биографии
• Получил хорошее домашнее
образование.
• В 18051807 гг. учился в Московском
университете, получив по окончании
его степень доктора философских и
словесных наук.
• Страстный почитатель Николая
Карамзина, в 1807 году первым
перевел на немецкий язык и издал
его повесть «Бедная Лиза».
Страницы биографии
• В 1812 году ушел добровольцем в
действующую армию.
• Участвовал во многих сражениях (в
т.ч. партизанских) и заграничного
похода.
• С 1814 по 1816 гг. служил в аккупиро
ванной Саксонии.
• В Германии увлекся немецким
романтизмом (Гофманом), что
оказало влияние на его творчество.
Страницы биографии
• После выхода в отставку поселился в
Петербурге.
• Служил в Департаменте духовных
дел под началом А.И.Тургенева,
видного члена литературного
общества «Арзамас», вошел в круг
молодых поэтов и писателей.
• Здесь состоялось близкое знакомство
и дружба с А.С.Пушкиным,
В.А.Жуковским, Антоном Дельвигом.
Страницы биографии
• В 1822 году после смерти отца вышел в
отставку и поселился в имении
Погорельцы в Черниговской области.
• Здесь и «родился» Антоний
Погорельский (от названия имения).
• В 1825 написал повесть
«Лафертовская маковница».
• В 1830 – написал роман «Монастырка»
о жизни выпускницы Смольного
института.
Страницы биографии
• С 1830 года полностью посвятил себя
воспитанию племянника Алеши –
будущего писателя Алексея Константи
новича Толстого (18171878).
• В 1829 году именно для племянника
написал фантастическую повесть
сказку «Черная курица, Или подземные
жители».
• В 1836 году по дороге в Ниццу
скончался в Варшаве от туберкулеза.
Первая русская авторская
повестьсказка для детей
Характеристика главного
героя
• Мальчик Алеша,
которому было не
более 9 или 10
лет.
• Алеша был
мальчиком умным,
милым, хорошо
учился и любил
учиться.
Характеристика главного
героя
• В пансионе он чувствовал себя очень
одиноко, но у него было несколько
любимых занятий.
• Больше всего он любил читать
рыцарские романы.
• Алеша обладал хорошим
воображением и вместе с героями
книг переносился мысленно в
прошедшие века.
Характеристика главного
героя
• Алеша очень
любопытный
мальчик, романтик,
фантазер и
мечтатель.
• Он добрый, внима
тельный, справед
ливый, ему хотелось
о комнибудь
заботиться.
Характеристика главного
героя
• Какие
человеческие
качества проявил
Алеша в эпизоде
спасения
Чернушки?
Характеристика главного
героя
• Алеша проявил смелость и щедрость:
он не побоялся кухарки Тринушки;
мальчик готов отдать ей самое
ценное, что у него было – «Алеша
вынул из кармана империал,
составлявший всё его имение,
который берёг пуще глаза своего,
потому что это был подарок доброй
его бабушки».
героя
• Настоящее
знакомство с
Чернушкой.
• Кем на самом
Характеристика главного
деле
оказалась
Чернушка?
• Обещание,
данное
Чернушке.
Характеристика главного
• Что случилось во время первого
героя
путешествия в подземное царство?
• Какие качества Алеши проявились в
этом эпизоде?
• Алеша добрый, но
может быть
ветреным и
непослушным.
Характеристика главного
героя
• Какую награду попросил Алеша за
спасение Чернушки? Почему?
• Что получил Алеша в награду?
• Что изменилось в самом Алеше,
вокруг него, когда он получил
конопляное семечко?
• Почему поначалу похвала за отличные
ответы не доставляла Алеше
удовольствия?
Характеристика главного
героя
• Какие качества в
нём стали
постепенно
проявляться?
• Какие советы даёт
Чернушка Алеше,
пока мальчик
окончательно не
потерял себя?
• Почему Алеша
предал Чернушку?
Характеристика главного
героя
• Верит ли Чернушка,
что Алеша
исправится?
• Исправился ли
Алеша?
Эпизод прощания с
Чернушкой
Как вы понимаете слова
Чернушки: «Пороки
обыкновенно входят в дверь,
а выходят в щёлочку…»?
Заключение
•
Погорельский, поставив в центр сказки образ
мальчика Алеши, продемонстрировал этим
неоднозначность, многосторонность и
непредсказуемость внутреннего мира
ребенка.
• Внутренний мир ребенка не идеализируется
• Писатель впервые доказал самостоятель
Погорельским.
ность детского мира, наличие у ребенка
собственной системы ценностей, вкуса,
творческих способностей.
• Сказка содержит мысли о самостоятельном
пути ребенка в мире нравственных понятий, об
этическом законе, действующем в искусстве
точно так же, как в жизни.
Домашнее задание:
1. Составьте 56 вопросов к детям
после прочтения сказки,
направленных на
характеристику главного героя.
2. Выпишите мысли, в которых
заключается воспитательный
аспект произведения.
Контактная информация
Сорока Наталья Павловна,
преподаватель детской
литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический
колледж № 8»
Email: soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!