Презентация по детской литературе на тему "А.С.Пушкин" (3 курс)

  • Лекции
  • pptx
  • 12.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для студентов, обучающихся по специальности "Дошкольное образование". Она дает представление о взглядах Пушкина на домашнее воспитание, на понятие "народность", раскрывает особенности пейзажной лирики поэта, вошедшей в круг детского чтения. Особое внимание уделяется сказкам Пушкина, раскрывается их своеобразие с точки зрения поэтики и цели создания. В презентацию также включены задания для самостоятельной работы студентов.
Иконка файла материала Пушкин А_С.pptx
А.С.Пушкин 1799 ­ 1837 Методический материал к занятию
План  1. Занимательные страницы  биографии. 2. Пейзажная лирика в детском чтении. 3. Сказки, их художественное  своеобразие.
Царскосельский лицей Учеба в 1811­1817 гг.  Комната Пушкина
Табель Учеба в 1811­1817 гг.  Комната Пушкина
Первый публичный экзамен      Чтение Пушкиным в1815 г. перед гостями и поэтом  Г.Р.Державиным стихотворения «Воспоминание о  Царском селе»
Память     Каждый год  в день  смерти  Пушкина –  10 февраля  – у его дома  на Мойке, 12  собираются  люди, чтобы  почтить  память  поэта.
Взгляды Пушкина на воспитание     «В России домашнее воспитание есть самое  недостаточное, самое безнравственное;      ребенок… не получает никаких понятий о  справедливости, о взаимных отношениях  людей, об истинной чести.      Воспитание его ограничивается изучением  двух или трех иностранных языков и  начальным основанием всех наук,  преподаваемых каким­нибудь нанятым  учителем».
Взгляды Пушкина на народность       «Климат, образ правления, вера дают  каждому народу особенную физиономию,  которая более или менее отражается в  зеркале поэзии.  Есть образ мыслей и  чувствований, есть тьма обычаев, поверий и  привычек, принадлежащих исключительно  какому­нибудь народу».
Пейзажная лирика     Лирика – род художественной  литературы наряду с эпосом и драмой.  Передает состояние характера,  переживания духовного мира человека,  характеризуется живой взволнованной  речью, выразительностью, отсутствует  развернутый сюжет.
Лирические произведения «Зимний вечер  «Зимнее утро» «Зимняя дорога»  «Осень»  отрывки из романа «Евгений Онегин» и  «Сказки о царе Салтане» с описанием  природы
Задание 1. Начиная с какой группы, произведения  А.С.Пушкина включены в круг детского  чтения? 2. Выпишите  произведения  А.С.Пушкина  из  программы  по  группам  в  рабочую  тетрадь. 3. Читая  произведения  учитесь  лирики,  особенности,  следующий слайд. выделять  пейзажной  ее  на  вынесенные
Особенности пейзажной  лирики  реалистична   эмоциональна   звуко­красочна (цветовые эпитеты и т.д.)   легко ложится на слух и запоминается   описана непритязательная красота природы  средней полосы России   описаны все времена года  описание природы тесно связно с бытом  крестьян
Прологом к сказкам Пушкина может  служить  пролог к поэме «Руслан и  Людмила»
Сказки 1830 г. – Сказка о медведихе «Как весенней                 теплою порой…» ­ не окончена 1831 г. – «Сказка о царе Салтане»              ­ «Сказка о попе и о работнике его                  Балде»
Сказки 1833 г. – «Сказка о рыбаке и рыбке»              ­ «Сказка о мертвой царевне и о семи                  богатырях» 1834 г. – «Сказка о золотом петушке»
Художественное своеобразие  сказок   поэмы новеллы   «Сказка о  мертвой царевне и  о семи богатырях»   «Сказа о царе  Салтане»  «Сказка о попе и о  работнике его Балде»  «Сказа о рыбаке и  рыбке»  «Сказка о золотом  петушке»
Художественное своеобразие  сказок   поэмы новеллы Заканчиваются  счастливо Заканчиваются  справедливо, но  не счастливо
Художественное своеобразие  сказок • Добро и зло в сказках­поэмах однозначно, т.е.  положительные и отрицательные персонажи сохраняют  свою характеристику; в сказках­новеллах отрицательные  герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли  зло. • В сказках­поэмах внимание сосредоточено на семье, на  чувствах героев, социальный статус героев не играет роли  (царь Салтан, царь Гвидон, царица­мать – обыкновенные  люди). В сказках­новеллах герои сталкиваются с  непобедимыми законами мира – законами, что выше,  сильнее суетных человеческих желаний. Персонажи  изображены с социальной стороны (как в народных  сказках: поп – жалкий старик, с «толоконным лбом»;  старуха – сварливая жена с безмерной жадностью).
Художественное своеобразие  сказок • В сказках проступают мотивы и образы древнейшей  мифологии (природные стихии, небесные тела,  присутствуют мотивы смерти и воскрешения). • Сказочный сюжет развивается динамично: послушав  разговор 3­х девиц, «царь недолго собирался, в тот  же вечер обвенчался». Только что дитя­царевич  покидает бочку и уже становится могучим  избавителем прекрасной Лебеди. • Повествование, как и в народной сказке, Пушкин то  ускоряет, то замедляет, вводя повторы общих мест (в  описании чудес, приезда гостей).
Художественное своеобразие  сказок • Использует приемы былинной, песенной поэтики, т.е.  фольклора:               Ветер весело шумит,               Судно весело бежит. • Характерен мягкий лиризм, окрашивающий  повествование. Лирические обращения:                «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,               Что ж ты тих, как день ненастный?» • Сказки написаны легким и энергичным стихом (чаще  существительные и глаголы), целые строфы без  прилагательных – что придает действию  стремительность. Сказки состоят из отдельных  внутренне и внешне законченных частей.
Ценность сказок – мораль или  сатира? • За сказочным повествованием кроется серьезная  мысль, глубокая мораль. Мораль пронизывает всю  сказку, от начала до конца. Мораль – это вся сказка.  Только «Сказка о попе и о работнике его Балде»  заканчивается прямым нравоучением:            Не гонялся бы ты поп за дешевизною. • Главная ценность сказок Пушкина – в сатире, так  как таким образом он выражал свой протест против  самодержавия, изображая недостатки  господствующего строя.
Вывод      Сказки Пушкина – не обработка, не  пересказы, они – оригинальные произведения  поэта, сохраняющие глубинные связи с  народным творчеством.    «Пушкинская сказка – прямая наследница  сказки народной».                                                  С.Я. Маршак.
Самостоятельная работа     Проанализировать любую сказку А.С.Пушкина по  следующей схеме: Связь с  фольклором Сказка  (название,  элементы  сюжета) Народность  Быт (предметы,  одежда и др.) Обычаи,  традиции Язык (народный  стиль речи)
Контактная информация Сорока Наталья Павловна,  преподаватель детской  литературы СПб ГБПОУ «Педагогический  колледж № 8» E­mail: soroka_1951@mail.ru Спасибо за внимание!