Презентация для студентов, обучающихся по специальности "Дошкольное образование". Она дает представление о взглядах Пушкина на домашнее воспитание, на понятие "народность", раскрывает особенности пейзажной лирики поэта, вошедшей в круг детского чтения. Особое внимание уделяется сказкам Пушкина, раскрывается их своеобразие с точки зрения поэтики и цели создания. В презентацию также включены задания для самостоятельной работы студентов.
А.С.Пушкин
1799 1837
Методический материал к занятию
План
1. Занимательные страницы
биографии.
2. Пейзажная лирика в детском чтении.
3. Сказки, их художественное
своеобразие.
Царскосельский лицей
Учеба в 18111817 гг.
Комната Пушкина
Табель
Учеба в 18111817 гг.
Комната Пушкина
Первый публичный экзамен
Чтение Пушкиным в1815 г. перед гостями и поэтом
Г.Р.Державиным стихотворения «Воспоминание о
Царском селе»
Память
Каждый год
в день
смерти
Пушкина –
10 февраля
– у его дома
на Мойке, 12
собираются
люди, чтобы
почтить
память
поэта.
Взгляды Пушкина на воспитание
«В России домашнее воспитание есть самое
недостаточное, самое безнравственное;
ребенок… не получает никаких понятий о
справедливости, о взаимных отношениях
людей, об истинной чести.
Воспитание его ограничивается изучением
двух или трех иностранных языков и
начальным основанием всех наук,
преподаваемых какимнибудь нанятым
учителем».
Взгляды Пушкина на народность
«Климат, образ правления, вера дают
каждому народу особенную физиономию,
которая более или менее отражается в
зеркале поэзии. Есть образ мыслей и
чувствований, есть тьма обычаев, поверий и
привычек, принадлежащих исключительно
какомунибудь народу».
Пейзажная лирика
Лирика – род художественной
литературы наряду с эпосом и драмой.
Передает состояние характера,
переживания духовного мира человека,
характеризуется живой взволнованной
речью, выразительностью, отсутствует
развернутый сюжет.
Лирические произведения
«Зимний вечер
«Зимнее утро»
«Зимняя дорога»
«Осень»
отрывки из романа «Евгений Онегин» и
«Сказки о царе Салтане» с описанием
природы
Задание
1. Начиная с какой группы, произведения
А.С.Пушкина включены в круг детского
чтения?
2. Выпишите произведения А.С.Пушкина
из программы по группам в рабочую
тетрадь.
3. Читая
произведения
учитесь
лирики,
особенности,
следующий слайд.
выделять
пейзажной
ее
на
вынесенные
Особенности пейзажной
лирики
реалистична
эмоциональна
звукокрасочна (цветовые эпитеты и т.д.)
легко ложится на слух и запоминается
описана непритязательная красота природы
средней полосы России
описаны все времена года
описание природы тесно связно с бытом
крестьян
Прологом к сказкам Пушкина может
служить пролог к поэме «Руслан и
Людмила»
Сказки
1830 г. – Сказка о медведихе «Как весенней
теплою порой…» не окончена
1831 г. – «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о попе и о работнике его
Балде»
Сказки
1833 г. – «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
1834 г. – «Сказка о золотом петушке»
Художественное своеобразие
сказок
поэмы
новеллы
«Сказка о
мертвой царевне и
о семи богатырях»
«Сказа о царе
Салтане»
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»
«Сказа о рыбаке и
рыбке»
«Сказка о золотом
петушке»
Художественное своеобразие
сказок
поэмы
новеллы
Заканчиваются
счастливо
Заканчиваются
справедливо, но
не счастливо
Художественное своеобразие
сказок
• Добро и зло в сказкахпоэмах однозначно, т.е.
положительные и отрицательные персонажи сохраняют
свою характеристику; в сказкахновеллах отрицательные
герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли
зло.
• В сказкахпоэмах внимание сосредоточено на семье, на
чувствах героев, социальный статус героев не играет роли
(царь Салтан, царь Гвидон, царицамать – обыкновенные
люди). В сказкахновеллах герои сталкиваются с
непобедимыми законами мира – законами, что выше,
сильнее суетных человеческих желаний. Персонажи
изображены с социальной стороны (как в народных
сказках: поп – жалкий старик, с «толоконным лбом»;
старуха – сварливая жена с безмерной жадностью).
Художественное своеобразие
сказок
• В сказках проступают мотивы и образы древнейшей
мифологии (природные стихии, небесные тела,
присутствуют мотивы смерти и воскрешения).
• Сказочный сюжет развивается динамично: послушав
разговор 3х девиц, «царь недолго собирался, в тот
же вечер обвенчался». Только что дитяцаревич
покидает бочку и уже становится могучим
избавителем прекрасной Лебеди.
• Повествование, как и в народной сказке, Пушкин то
ускоряет, то замедляет, вводя повторы общих мест (в
описании чудес, приезда гостей).
Художественное своеобразие
сказок
• Использует приемы былинной, песенной поэтики, т.е.
фольклора:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
• Характерен мягкий лиризм, окрашивающий
повествование. Лирические обращения:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?»
• Сказки написаны легким и энергичным стихом (чаще
существительные и глаголы), целые строфы без
прилагательных – что придает действию
стремительность. Сказки состоят из отдельных
внутренне и внешне законченных частей.
Ценность сказок – мораль или
сатира?
• За сказочным повествованием кроется серьезная
мысль, глубокая мораль. Мораль пронизывает всю
сказку, от начала до конца. Мораль – это вся сказка.
Только «Сказка о попе и о работнике его Балде»
заканчивается прямым нравоучением:
Не гонялся бы ты поп за дешевизною.
• Главная ценность сказок Пушкина – в сатире, так
как таким образом он выражал свой протест против
самодержавия, изображая недостатки
господствующего строя.
Вывод
Сказки Пушкина – не обработка, не
пересказы, они – оригинальные произведения
поэта, сохраняющие глубинные связи с
народным творчеством.
«Пушкинская сказка – прямая наследница
сказки народной».
С.Я. Маршак.
Самостоятельная работа
Проанализировать любую сказку А.С.Пушкина по
следующей схеме:
Связь с
фольклором
Сказка
(название,
элементы
сюжета)
Народность
Быт (предметы,
одежда и др.)
Обычаи,
традиции
Язык (народный
стиль речи)
Контактная информация
Сорока Наталья Павловна,
преподаватель детской
литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический
колледж № 8»
Email: soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!