Тема урока: Городецкое искусство.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.
Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Цели урока:
Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с городецкой росписью, основными приёмами городецкого письма
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
и современное развитие
промысла.
Истоки
Презентацию
выполнила
Онухова
Ирина Константиновна
Учитель ИЗО
гимназии №155
г.Санкт-петербург
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
План урока.
1. Знакомство с
историей
2. Знакомство с
основными сюжетами
росписи.
3. Знакомство с
основными приемами
росписи.
4. Выполнение
практического
задания: роспись
закладки для книги.
ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ
РОСПИСИ.
Городецкая роспись по
дереву –знаменитый
народный промысел
Нижегородского края.
Он получил развитие во
второй половине XIX
века в заволжских
деревнях по речке Узоле
близ Городца.
В XVIII в. здесь возникает
центр производства
прядильных донец и
игрушек. Свои изделия
крестьяне отвозили
продавать на ярмарку в
село Городец. Поэтому
роспись, выполненная на
этих изделиях, получила
название Городецкая.
Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой
заволжскими мастерами, более всего были известны
городецкие прялки. Именно с них и получила
распространение знаменитая городецкая роспись.
Прялка была верной спутницей на
протяжении всей жизни крестьянки.
Часто служила подарком. Прялка
передавалась по наследству, ее берегли и
хранили.
Сюжетами Городецкой росписи были
изображения птиц, цветов, всадников на
конях, барышень и кавалеров, сцен из
народной жизни.
Поэтому для украшения
использовалась поверхность донце.
Что такое «донце»? Означает "дощечку,
на которую садится пряха, втыкая в нее
гребень. Окончив работу, она вынимала
гребень, а донце вешала на стену.
Поэтому народные умельцы уделяли
особое внимание украшению досок
резьбой и росписью.
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ВИДА КОМПОЗИЦИИ
В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ:
1.ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ.
2. Цветочная роспись с включением
мотива
«конь» и «птица»;
3.Сюжетная роспись.
Важной отличительной чертой
городецкой росписи можно считать её
сюжетность. Мастера любили
изображать прогулки кавалеров с
дамами, лихих всадников, сцены
чаепития, пряхи за работой, и
множество других сцен из народного
быта.
Городецкую роспись
отличают свободные мазки
с белой и черной
графической обводкой и
характерный рисунок –
растения, животные,
разнообразные жанровые
сценки. Как правило, все
элементы узоров
городецких мастеров
выполнены красными,
розовыми, синими,
голубыми, зелеными и
черными красками на
ярко желтом фоне.
Мастер пишет красками
сразу по чистой доске или по
фону, легко и уверенно нанося
мазки без прорисовки
контура.
Еще одной особенностью
городецкой живописи
является её
многослойность.
Городецкие мастера пишут
свои работы масляными
красками. А мы с вами будем
выполнять роспись гуашью.
В самую короткую
летнюю ночь на
праздник Ивана
Купалы
расцветают, по
поверью, особые
цветы и травы,
которые
обладают
целебной силой.
ГОРОДЕЦКИЙ ОРНАМЕНТ
В росписи
значительное место
занимает орнамент.
Орнамент — это
живописное или
графическое
украшение из
сочетания
геометрических,
растительных или
животных
элементов.
Основные элементы
Городецкой росписи
— это круги, скобки,
точки, капли, дуги,
штрихи, спирали.
Расписанные предметы в доме отгоняли
нечисть от дома. Добрым духам, как
правило, подносились ценные предметы,
люди их просили о помощи и защите.
Символы выбирались не просто так, а
несли определённое значение.
ГОСПОДСТВУЮЩИЙ ЦВЕТ ГОРОДЕЦКИХ РОСПИСЕЙ ЯРКО-
ЖЕЛТЫЙ ХРОМ ИЛИ КИНОВАРЬ (ЯРКО-КРАСНАЯ КРАСКА).
Круговые и крестообразные рисунки – Солярные знаки (Солнечные
знаки), символ солнца и огня, один из самых распространенных и
самых почитаемых символов.
Древо жизни природа Мать, берущая начало и единство всего
сущего.
Свастика движущийся крест. Означает движения Солнца. Синий,
зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый,
голубой) используются для написания узора -
подмалевок , черный это теневка, а белый - оживки–
для проработки деталей .
Городецкая роспись
необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их
оживляет
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТА
Первый — подмалевка, т.е.
круговое движение кистью,
нанесение одного цветового
пятна. Главное при этом —
научиться брать нужное
количество краски на кисть.
Если краски окажется мало, то
подмалевка получится бледной,
невыразительной;
Второй этап — теневка (или
оттенок), т.е. нанесение скобки.
Чтобы правильно нарисовать
скобку, вначале надо лишь
слегка прикоснуться к бумаге
кончиком кисти и провести
тонкую линию; к середине
сильно нажать на кисть, а
завершить скобку опять тонкой
линией.
Третий этап — оживка (или
разживка), т.е. тонкая разделка
орнаментальных форм
белилами. Оживки всегда
наносят на однотонные силуэты,
что придает им некоторую
объемность.
ТЕХНИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ
РАСТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Купавка — самый
распространенный
цветок в городецком
орнаменте. Подмалевка
по размеру большая.
Расписывать начинают
с маленького кружочка
по ее краю, затем
делают скобку внутри
круга. По краю
подмалевки рисуют
скобки.Скобки по ее
краю рисуют, начиная с
центра, постепенно
уменьшая их в
размерах до
сердцевинки. Оживка
выполняется белилами.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и
ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может
быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в
росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера,
цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи
скобок та же, что и у купавки.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
ТЕХНИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПТИЦ.
Городецкая птица является символом
семейного счастья. Птиц изображают
в различных вариантах: это и гордый
павлин, и насупленный индюк, и
задиристый петух, и сказочная птица.
Начинают писать их с плавной линии,
изображающей изгиб шеи и груди,
потом наносят линию,
определяющую форму головы и
спины, затем определяют линию
крыла, нитевидные клюв и ноги.
Чаще всего туловище выполняют
черным цветом, крыло закрашивают
городецкой зеленой краской. Хвост
пишут по-разному, например,
ограничивают с двух сторон линиями,
определяющими его силуэт и
закрашивают. Лучше всего это
выполнить алым цветом. В другом
случае прорисовывают каждое
перышко хвоста в два цвета.
Разработку птиц начинают с головы и
заканчивают хвостом. Оживки
делают белилами, нанося тонкие
КОНЬ ВОРОНОЙ
Конь – издавна был символом богатства, а так же восхода
Солнца. Конь приносит светило утром на небосвод. А также
конь всегда был уделом зажиточных граждан.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ
Продумайте
композицию росписи.
Крупной кистью
нанеси основные
пятна замалевка в
форме цветов
(красные, розовые,
голубые) и птиц
(черные). Листочки
пишите сразу одним
мазком.
Затем пропишите
более темной по
тону краской
лепестки и серединки
цветов и сделай
белую оживку.
ЗАДАНИЕ
Сделайте эскиз
одного из предметов
быта: доски для резки
хлеба, коробочки.
Загрунтуйте изделие
под цвет дерева
охрой с белилами.
Украсьте его по
мотивам Городецкой
росписи, используя
гуашь и кисти разных
размеров.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОМЫСЛА
Люди, как и
раньше,
с удовольствием
покупают изделия
городецких
мастеров
и украшают ими
свой дом.
Городецкие мотивы можно встретить в
оформлении книг.