Презентация по литературному чтению "Что такое пословица" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок по литературе.doc
Тема (раздел) Цели  Основное  содержание темы Термины и  понятия Весёлый хоровод (10 часов) Сформировать представление об особенностях  устного народного творчества.  Ввести план сравнения фольклорного произведения с  литературным авторским  текстом в  рамках одного жанра. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.  Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества  и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых  жанров фольклора.  Исток(и), культура, литературный перевод, колыбельные, пестушки, потешки,  небылицы,  перевёртыши, приговорки, заклички,  поговорки, пословицы, скороговорки, прикладное  искусство, , сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея. Личностные умения • Проявлять:  — интерес к изучению темы;  —  позитивное   отношение   к чтению   и   желание   читать произведения   малых   жанров устного народного творчества;  —  интерес   и   творческое отношение созданию собственного сценария праздника   устного   народного творчества. к       Планируемый результат Метапредметные умения Познавательные умения:  — определять отличительные признаки  малых жанров устного народного  творчества и обосновывать своё мнение;  — сравнивать произведения фольклора  разных жанров;  — отвечать на поставленные вопросы;  — создавать свой текст любого малого  жанра устного народного творчества,  используя аналогию;  — использовать приобретённые знания  Предметные умения • Читать осознанно, выразительно, без  ошибок.  • Ориентироваться в разных жанрах  устного народного творчества.  • Проводить наблюдения и выделять  особенности разных жанров устного  народного творчества.  • Составлять тексты закличек, приговорок,  небылиц (по аналогии), используя знание  особенностей этих произведений устного  народного творчества.• Работать с толковым словарём.    для составления сценария праздника  «Весёлый хоровод».  Регулятивные умения:  — выполнять учебное задание в  соответствии с целью;  — выполнять учебное задание по плану;  — осуществлять взаимопроверку и  самооценку при выполнении учебного  задания.  Коммуникативные умения:  — формулировать собственное мнение и  позицию;  — адекватно взаимодействовать в паре и  в группе при выполнении учебного  задания; — учитывать разные мнения и  стремиться к сотрудничеству в рамках  учебного диалога; — использовать  речевые средства для представления  результата деятельности; Межпредметные связи Окружающий мир  Тема «Народные праздники».  ИЗО  Тема «Национальные узоры».  Технология  Организация образовательного пространства Ресурсы Формы работы Информационный материал:  Учебник «Литературное чтение», ч. 1, с.  90—113. Творческая тетрадь, с. 34—44.  Демонстрационный материал:  Репродукции картины Б. Кустодиева  «Масленица» и картины В. Сурикова  Фронтальная;  индивидуальная;  парная;  групповая.Тема «Матрёшка».  Музыка  Тема «Русские народные песни». «Взятие снежного городка». Образцы  народной игрушки: дымковская игрушка,  матрёшки. Детские книги с  произведениями устного народного  творчества.  Интерактивный материал:  Карточки с учебными и  диагностическими заданиями.  БЛОКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Блок А  ­ Произведения народного творчества – истоки народной культуры. Малые жанры УНТ. (1 час) Блок Б – Колыбельные, пестушки, потешки. (1 час) Блок В ­ Заклички, прибаутки, перевертыши. (1 час) Блок Г – Небывальщина (1 час) Блок Д – Поговорки (1 час) Блок Е – Пословицы (1 час) Блок Ж – Скороговорки, загадки, игры, песни (1час) Блок З – Диагностика качества освоения темы (1 час) Блок И – Интеллектуально – преобразовательная деятельность (праздник). Рефлексия. (2 часа)Тема  Цели  Что такое «пословица» Понимание смысла «пословица» и её признаков. Основное содержание  темы Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного  творчества  Термины и понятия Пословица Личностные умения • Проявлять:  — интерес к изучению темы;  — позитивное отношение к  чтению и желание читать  произведения малых жанров  устного народного творчества;  Планируемый результат Метапредметные умения Познавательные умения:  — определение отличительных признаков  устного народного творчества и обосновывать  своё мнение;  ­  формирование умения первичного анализа  пословиц как устного народного творчества; — формирование умения отвечать на  поставленные вопросы;  Регулятивные умения:  — выполнение учебного задания в  соответствии с целью;  Предметные умения Читать осознанно, выразительно, без  ошибок.  • Ориентироваться в формах устного  народного творчества.  • Проводить наблюдения и выделять  особенности пословиц.— выполнение учебного задания по плану;  — осуществление взаимопроверки и  самооценки при выполнении учебного задания.  Коммуникативные умения:  — формулирование собственного мнения и  позиции;  — адекватное взаимодействие в паре и в группе при выполнении учебного задания;  — использование речевых средств  для  представления результата деятельности; Организация образовательного пространства Ресурсы Формы работы Информационный материал:  Учебник «Литературное чтение», ч. 1, с. 108— 109. Творческая тетрадь, с. 48.  Интерактивный материал:  Карточки с учебными и диагностическими  заданиями. I этап. Самоопределение к деятельности Ситуативное задание Фронтальная;  индивидуальная;  парная;  групповая. Межпредметные связи ИЗО. Окружающий мир.  Цели деятельности • Мотивировать к  изучению темы.  • Стимулировать   эмоционально­ценностное отношение к традициями  русского народа. Вспомните ситуацию Ани и Вани  ­ Что они будут готовить? ­ Можем ли мы приступить к написанию сценария? (чтобы  составить сценарий, нам  не хватает специальных знаний.)  Без труда не вытащишь рыбку из пруда.  Планируемый результат Личностные умения:  ­ проявлять интерес к  изучению темы и желание  помочь   Регулятивные умения: —  прогнозировать предстоящуюПрогнозировать  предстоящую работу  (составлять план).  Труд кормит, а лень портит. Кончил дело, гуляй смело. ­ К какой форме фольклора относятся высказывания? Сформулируйте тему урока. (Что такое пословица?).  ­ Какую цель поставим перед собой? Узнать …Что такое пословица. Уметь…Отличать от других форм УНТ.  ­ Что нужно сделать чтобы достичь целей? ­ Что нужно сделать чтобы достичь целей? (план) 1. Повторяем…  2. Открываем…                                                          3. Применяем…                                                 работу (составлять план).;  — выполнять самооценку при  выполнении учебного задания.  Коммуникативные умения:  — развивать умение слушать и понимать других;   ­ оформлять свои мысли в  устной форме.  Цели деятельности Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) II этап. Учебно ­ познавательная  деятельность Планируемый результат Блок Е. Пословицы Цели:  • Актуализировать  знания о  произведениях  устного народного  творчества.  • Стимулировать  интерес к предметам  Задание 1 (З)  ­ Назовите произведения устного народного творчества, которые вам  известны. Слайд 1 (по щелчку) Задание 2 (П)  Работа с текстом (парная) ­ Помогите Ане и Ване разобраться в том, что такое пословица? Слайд 2  а) чтение текста «для себя»; (карточка 1) Диагностические  задания:  ­ Прочитайте  выражения. Докажите,  что они являются  пословицами. Познавательные  умения:старины.  • Научить:  — определять  особенности малых  жанров устного  народного  творчества;  — сравнивать  произведения  фольклора;  — объективно  оценивать  выразительное чтение произведения; —  адекватно  взаимодействовать в  паре и группе. б) чтение текста « по­ взрослому»;  Анализ рассуждения: 1 абзац:               ­ На какой вопрос отвечает автор? Слайд 3 ­ Какое предположение высказывает автор? Слайд 4 2 абзац:  ­ Выделите ключевое слово.  (­ Как вы понимаете ­  поучение?) Слайд 5 3 абзац: ­ Какая ещё особенность есть у пословицы? Слайд 6  ­ Было ли трудно? Почему? Чем помочь? Задание 3 (У) Слайд 7 ­ Сделайте вывод. (Из карточек на парте выберите слова ­  доказательства автора и составьте модель).  МОДЕЛЬ Слайд 8 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Задание 4 (З) Слайд 9 ­ Прочитай пословицы. Объясни их смысл (обращение к модели). Задание 5 (П) Слайд 10 (карточка 2 (групповая)) ­ Прочитай пословицы.   (Каждая группа выбирает свою пословицу ­  одну.) Слайд 11 Слайд 12 (карточка 2) ­ Ответь пословицей.  Проверка Слайд 13 – Зачем же современному читателю пословицы?  Слайд 14 ­ вывод Самостоятельная работа (Диагностика) — сравнивать  произведение фольклора и обосновывать своё  мнение;  — определять  отличительные признаки пословиц и  обосновывать своё  мнение.  Регулятивные умения:  ­ выполнять учебное  задание в соответствии с целью;  ­ выполнять  взаимопроверку и  корректировку учебного задания. Коммуникативные  умения:  ­ оформлять речевое  высказывание, используя термины, в рамках  учебного диалога. Предметные умения:  — выразительно читать  пословицы в  соответствии с ихособенностями;  Задание на самооценку: (карточка 3) (инд.) ­ Найди пословицы. Выбери из форм фольклора пословицы, используя  модель определения. (самооценка по Данилову) ­ Соедини части пословиц. (карточка 4) Слайд 15     Проверяем. (Самооценка). Критерии. Слайд 16­17     Рефлексия: ­ Какую цель ставили перед собой? Что  такое пословица? К нашему «Веселому хороводу» + пословица еще  один шаг к написанию сценария. Слайд 18 Дом. задание:  А) сделать рисунок к пословице «Здоровье дороже богатства». Б) найти пословицы о матери; В) придумать ситуацию, используя оставшиеся пословицы. Распечатать: 1. Текст (карточка 1) 2. Модель (карточки на парту). 3. Пословицы (для группы) (карточка 2) Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда Скучен день до вечера, коли делать нечего. Как аукнется, так и откликнется. Слово не стрела, а разит. Всякому мила своя сторона. В здоровом теле, здоровый дух.Лес да растения – зверю спасение. (карточка 4) 1.За двумя зайцами погонишься, а) не вырубишь топором2.Хочешь узнать человека б) а телегу зимой 3.Скажи мне, кто твой друг в) и я скажу, кто ты 4.Что написано пером, 5.Готовь сани летом, г) ни одного не поймаешь д) узнай, кто его друзья (Ответы: 1 –г, 2 – д, 3 – в, 4 –а, 5 – б) Найди пословицу (карточка 3) 1.Спи, моя радость усни! В доме погасли огни…  2.Солнышко, покажись, Красное, снарядись!Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко,  Зеленого горошка.  3.Из­за леса, из­за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.  4.Здоровье – дороже богатства.    5.На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич