В работе представлена презентация к уроку математики по разделу «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» для учащихся 11 класса по теме «Размещения». Урок №1-лекция. Тема: «Размещения» Основная цель: Ознакомить учащихся с понятием размещения и соответствующими формулами для подсчета их числа( знать основные правила и методы решения комбинаторных задач, уметь решать простейшие комбинаторные задачи)
Теория вероятности для 11 класса
Тема: «Размещения»
учитель математики МБОУ
«Кожинская СОШ»
Захарова М.Е.
УРОК №1
ТЕМА УРОКА:
«РАЗМЕЩЕНИЯ»
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления блока
новой учебной информации.
ЗАДАЧИ:
Способствовать запоминанию основной терминологии,
умению вычислять перестановки и размещения;
Способствовать развитию интереса к математике, умений
применять новый материал на практике и в жизни
Способствовать воспитанию аккуратности.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: размещения, размещения с
повторениями
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация
«Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
задумали сыграть квартет ….»
Сколько существует способов, чтобы рассадить в один ряд четырех
музыкантов?
Вас пригласили на конкурс красоты
с 8 участницами . Одновременно
проводиться
нужно
угадать, кто займет 1,2,3 место.
Сколько всего существует
викторина:
вариантов?
Определение.
Размещением из n элементов по k (k≤n) называется
любое множество, состоящее из любых k
элементов, взятых в определенном порядке из
данных n элементов.
Обозначение:
k
nA
Объектов n=8 Отобрать нужно к=3
Найти Аn
k ?
k
A
n
P
n
kn
k
PA
n
P
n
P
(
kn
!
n
kn
)!
P
8
8A
3
3
A P
8
8 3
P
8
P
38
!8
)!38(
876!5
!5
876
336
II способ решения:
Первое место может занять любая из 8
участниц, второе место может занять
любая из оставшихся 7 участниц, третье
место – любая из оставшихся 6 участниц.
Тогда общее число способов равно:
8 7 6 336
ТЕОРЕМА.
An
k =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1)
Доказательство: Выбрать один элемент из n
элементов можно n способами. Если этот выбор
сделан, то второй элемент выбирается из (n 1)
элементов, т.к. повторения запрещены, то
третий элемент выбирают из (n– 2) элементов,…
кый элемент (последний) из n – (к – 1)
элементов.
По правилу произведения получим:
Ank =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1).
Задача № 3
У нас есть 9 разных книг из серии
«Занимательная математика». Сколькими
способами можно:
а) расставить их на полке;
б) подарить три из них победителям
школьной олимпиады, занявшим первые три
места?
Решение:
а) P9= 9!= 362 880;
A
3
9
б)
!9
)!39(
!9
!5
987
504
II. Закрепление материала. Решение
задач.
1.
2.
3.
Сколькими способами можно составить трехцветный
полосатый флаг из горизонтальных полос, если имеется
материал пяти различных цветов.
Из 9 членов комитета надо выбрать председателя, его
заместителя и секретаря. Сколькими способами это
можно сделать?
На соревнованиях по легкой атлетике приехала команда
из 12 спортсменок. Сколькими способами тренер может
определить, кто из них побежит в эстафете 4 х 100 м на
первом, втором, третьем и четвертом этапах?
№4. Вычислить:
а) б)
5
A
10
4
A
10
4
A
8
3
A
7
3
A
8
2
A
7
6
A
10
5
A
10
№5. Решите уравнение:
а)
б)
5 18
4
A
A
n
n
2
2 nA
210
Число размещений из n элементов
по m с повторениями.
Выбор m элементов подмножества из n–
элементов множества при условии, что
элементы подмножества возвращаются в
исходное множество – называется
размещением с повторением
Число размещений из n элементов по m с
повторениями обозначается
m
nA
Теорема:
A
n
m
n
m
Доказательство: Выбрать один элемент из n элементов
можно n способами. После того, как этот выбор сделан,
второй элемент опять выбирается из n элементов, т.к.
повторения разрешены, третий…mый элемент также из
n элементов. По правилу произведения
Am
n
nnn
.....
раз
n
m
Пример: Сколько различных трехзначных чисел можно
составить из цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9?
A
3
9
3
9
729
Задание на дом
1. Сколько различных четырехзначных чисел можно составить
из цифр 1,2,3,4,5,6?
2.
3.
4.
Сколькими способами могут занять первое, второе и третье
место 8 участниц финального забега на дистанции 100 м?
На плоскости отметили 5 точек. Их надо обозначить
латинскими буквами. Сколькими способами это можно сделать?
(в латинском алфавите 26 букв).
Сколькими способами четыре пассажира Алексеев, Смирнов,
Федоров и Харитонов могут разместиться в девяти вагонах
поезда, если:
а) все они хотят ехать в разных вагонах;
б) Алексеев и Смирнов хотят ехать в одном вагоне, а Федоров
и Харитонов – в других вагонах, и причем в различных?