Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
19.01.2017
Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)
Публикация является частью публикации:
Урок музыки Старинной песни мир 6 класс.docx
Урок музыки «Старинной песни мир» 6 класс Автор: Сухих Ольга Викторовна учитель музыки МБОУ «СОШ № 12»  г. Усолье­Сибирское 2017 год Тема урока: «Старинной песни мир» Цель: знакомство с вокальным творчеством Франца Шуберта. Задачи: 1 Учить   внимательно,   слушать   музыкальные   произведения,   определять   музыкальные   образы произведения, владеть терминологией. 2 Воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия. 3 Повышать мотивацию через наглядные средства обучения. Личностные:  понимать   роль   музыки   в   жизни   человека,   образное   содержание   музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Эмоционально ­ образно воспринимать и оценивать музыку, понимать специфику и особенности музыкального языка, высказывать личностно­оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. Метапредметные:      Познавательные: высказывать своё мнение о содержании  музыкального произведения, осознание  особенностей и приемов музыкального развития Регулятивные: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки  и  поэзии, и их связи. Коммуникативные: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации; воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе  ансамблевого, коллективного воплощения различных образов. Предметные:      Наблюдать за развитием музыкальных образов, выявлять изменения музыкальных образов, исполнять интонационно осмысленно мелодии. Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тип урока: комбинированный, расширение и углубление знаний. Музыкальный материал: 1. Ф. Шуберт баллада "Вечерняя серенада" 2. Ф. Шуберт " Лесной царь" 3. Ф. Шуберт «Аве Мария» Методы, применяемые на уроке:  ­активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные, практические), ­эмоционального воздействия,  Технологии: ­дифференцированного обучения ­информационные технологии Информационно­методическое   обеспечение: учебник   «Музыка»   6   класс   Е.Д.   Критской,   нотная хрестоматия, иллюстрации к произведению «Лесной царь» и к творчеству Ф. Шуберта,  распечатанные тексты с иллюстрацией Мадонны. Технические средства: компьютер, фортепиано. Ход урока: 1.Организационный момент. Музыкальное приветствие ­ настрой на активную работу, внимательное слушание музыки. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем ­ "Здравствуйте, ребята" (поступенное восходящее   движение   от   первой   ступени   к   пятой).   Ответ   детей   ­   "Здравствуйте,   учитель!"   (полное повторение исходной попевки). 2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока. (Тему урока не объявляю) ­  Сегодня   мы   познакомимся   с   творчеством   великого   австрийского   композитора,   пианиста,   поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт. Годы жизни – с 1727 по 1828.(Учитель обращает внимание детей на портрет композитора).  Рассказ учащегося о Ф. Шуберте.  Более подробно о жизни Франца Шуберта расскажет нам учащийся нашего класса Муратов Андрей, он заранее   получил   задание   подготовить   самые   интересные   факты   из   жизни   Шуберта,   самостоятельно подготовил   презентацию   о   биографии   Шуберта.  (Учащийся   выходит   к   доске,   читает   доклад   и представляет презентацию) Франц   Серафим   Шуберт   родился   31   января   1797   года   в   предместье   Вены.   Отец   музыканта   был школьным учителем, и начальное образование он получил под его руководством. Обучаться музыке начал с 8 лет, играя в домашнем квартете. Научился играть на скрипке и фортепиано. В 11 лет пел в хоре Венской   придворной   капеллы.   Звонкий   голос   и   необычайная   музыкальность   очень   скоро   сделали мальчика маленькой звездой. Своё первое сочинение Шуберт создал в 13 лет. Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию. Так Шуберт, повинуясь отцовской воли, стал преподавать азбуку в младших классах. Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен. Этот   невысокий,   застенчивый,   но   очень   обаятельный   молодой   человек   создал   вокруг   себя   такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены. Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки ­ шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка.  Уверившись в своём призвании, Шуберт бросает ненавистную работу школьного учителя. Возмущённый отец оставил его без средств к существованию. Несколько лет Шуберту пришлось жить у своих друзей, которые как могли, помогали композитору. Музыка не оставляла его даже во сне: он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги. Чтобы прокормиться, он давал уроки бездарным детям богачей. Он был робок и не умел просить, ожидая милости от влиятельных особ. Франц часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на его доверчивости. Жизнь Шуберта была подорвана годами лишений. Судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни. Песни Шуберт писал на протяжении всей своей жизни, их более 600. На скромном памятнике высечено: "Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды". ­ Итак, мы с вами узнали из презентации, что, будучи от природы добрым, жизнерадостным, Шуберт писал и музыку очень светлую, искреннюю. Франц Шуберт ­ великий австрийский композитор, который   вошёл   в   историю   музыки   как   основоположник   музыкального   романтизма.   Романтизм   ­ художественное направление в искусстве европейских стран, возникшее на рубеже XVIII­XIX веков. Для романтического мировоззрения характерен   резкий   конфликт   между   реальной   действительностью   и мечтой. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. Франц Шуберт является   создателем  ряда   новых   жанров:   романтической   симфонии,   фортепианной   миниатюры, вокальной баллады. Песни занимают в творчестве Шуберта главное место.  Именно Шуберт этот жанр, ранее считавшийся незначительным, возвел в степень художественного совершенства. 4. Слушание «Вечерней серенады» Ф. Шуберта. Проведение анализа произведения. Одной   из   красивейших   песен   Шуберта   является   «Вечерняя   серенада».   Мне   бы   хотелось,   чтобы   в творчество Шуберта мы вошли под мелодию этой прекрасной песни. В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (их около 100). Шуберт «открыл» для себя поэта­романтика –  Людвига Рельштаба  и именно на его стихи написал серенаду. Серенада —песня, исполненная для возлюбленной, обычно ночное время под её окном.  Знаменитая «Серенада» Шуберта — это один из шедевров. Послушайте небольшой фрагмент этой песни и опишите те чувства, которые вызовет у вас это песня. (Слушание «Серенады» и ответы учащихся) 5.Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. Проведение анализа произведения. Композитор очень чутко относился к теме и подбору стихов для своих песен, обращал внимание на музыкальность стиха. ­ Как вы думаете, у какого из великих русских поэтов самые музыкальные стихи? Правильно у Пушкина. ­   Стихотворение   великого   немецкого   поэта  Иоганна   Вольфганга   Гете  «Лесной   царь"   настолько вдохновило 18­ти летнего Шуберта, что он за один вечер написал песню ­ балладу "Лесной царь". Перевод   на   русский   язык   написал   русский   поэт  Василий   Андреевич   Жуковский,   один   из основоположников романтизма в России, современник Александра Сергеевича Пушкина. Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика. Теперь предлагаю   вам   послушать   балладу  "Лесной   царь"   на   немецком   языке.  Слушая   музыку, обратите   внимание   на   сочетание   мелодии   и   сопровождения,   выразительности   и   изобразительности. Попробуйте, не понимая  текста (если не учили немецкий язык) определить на эмоциональном уровне, что   происходит   в   этом   произведении   (волнение   или   покой,   радость   или   страх   и   т.   п.)   сколько действующих   лиц   (4),   назовите   исполнителя   (мужской   голос)   и   особое   внимание   уделите аккомпанементу (фортепиано). (  Прослушивание баллады "Лесной царь"). Ученики: Было   ощущение,   что   произведение   прозвучало   на   одном   дыхании,   в   движении,   события драматические. В аккомпанементе ­ ритм скачки. Вокальная партия исполнена низким мужским голосом. В   мужском   голосе   изменения   интонации,   это   говорит   о   том,   исполнитель   поёт   от   разных   лиц.   Мы слышим интонации то мрачные, суровые, то взволнованные, то робкие…            Учитель: Теперь прослушайте балладу  "Лесной царь" на русском языке  и после этого вы назовёте основные образы. И самое важное ­  определите главный образ всего произведения (см. учебник, стр.45).  «Лесной царь» на русском языке)     (Учитель читает балладу  ­ Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения (волнение, страх, тревога). ­ Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении (рассказчик, отец, сын, Лесной царь). ­ О чем это стихотворение? ­ О том, как отец везет сына ­ младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок   дрожит   от   страха,   бредит.   Отец   успокаивает   сына.   Властный   Лесной   царь   зазывает   к   себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает.  ­ В какой форме изложено стихотворение (диалог). ­ Вернёмся к музыкальным интонациям героев. Рассказчик   –   взволнованный;   отец   –   встревоженный,   внутреннее   беспокойство;   сын   –   безумно испуганный,   задыхающийся,   напряжение   усиливается   к   концу   произведения;   лесной   царь   –   мягкая интонация, сладостно­завлекательная, плавная, затем мрачная, злая и даже яростная. ­ В аккомпанементе услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, драматическое напряжение. ­   Особую   роль   в   песнях   Шуберта   исполняет   фортепиано.   Оно   наполняет   песню   новыми   красками, помогает глубже раскрыть её содержание. ­Какой же образ окутывает всё произведение, является главным, даёт основную эмоциональную окраску? (образ Лесного царя) ­ А как вы думаете, что завуалировано в образе Лесного царя? (образ смерти) 6. Слушание и разучивание песни «Аве Мария» Ф. Шуберта. Жизненный путь Ф. Шуберта был очень нелёгким и может быть, поэтому очень недолгим, но его надежды на лучшее были весьма велики, он верил в доброе, светлое, никогда не унывал. И поэтому закончить сегодняшний урок мы должны таким произведением Шуберта, в котором воспета жизнь, а не смерть, надежда,   а   не   уныние.   И   таким   произведением   является   песня   «Аве   Мария».   В   5­ом   классе   мы фрагментарно знакомились с ней, но не исполняли. А сегодня пришло время нам самим исполнить это прекрасное произведение, жемчужину вокальной лирики Шуберта. Давайте сначала услышим фрагмент этой   песни   в   исполнение   Большого   детского   хора   на   латинском   языке   для   того,   чтобы   вспомнить мелодию и настроится на исполнение. (Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта) Ученице  нашего класса  Мелентьевой Марьям было дано задание  найти русский  текст этой песни и размножить с изображением Мадонны для всех учащихся. Исполнение  в сопровождении фортепиано, один куплет. Исполнение под минусовку с ансамблем из шести человек. 7. Подведение итога урока. ­ И в заключение урока подумайте, как бы вы озвучили тему нашего сегодняшнего урока? Запишите на доске ваш вариант темы урока, и мы сравним   с уже записанной мной темой, которую вы не видели в начале урока. Мне бы хотелось, чтобы вы сами подумали и выделили основную мысль, о чём сегодня на уроке шла речь, чему мы посвятили наш урок, оформите ваш ответ в красивую фразу. (Учащийся пишет на доске свой вариант темы урока. Мы сравниваем с темой «Старинной песни мир». Темы должны совпасть по смыслу, тогда цель урока достигнута, ребята усвоили материал). ­ Хочется закончить урок словами нашего великого русского композитора П.И. Чайковского о Шуберте  "Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения  было в этом безвременно окончившим свою   карьеру   композиторе!   Какая   роскошь   фантазии   и   резко   очерченная   самобытность". Самобытность – это важное индивидуально качество  каждого из вас, ребята, и я желаю вам на вашем жизненном пути быть самобытными, творческими и самостоятельными.  ­ Урок закончен. Всем спасибо!

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)

Презентация по музыке на тему "Старинной песни мир" (6 класс)
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей