Презентация по профилактике девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
показывает опыт работы педагога-психолога в коррекционной школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями. Раскрываются понятия "отклоняющееся поведение", виды отклоняющегося поведения, критерии определения подростка в группу риска. Предлагаются для ознакомления модель комплексной реабилитации подростка, индивидуальная психологическая карта личностного развития подростка.Презентация по профилактике девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
показывает опыт работы педагога-психолога в коррекционной школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями. Раскрываются понятия "отклоняющееся поведение", виды отклоняющегося поведения, критерии определения подростка в группу риска. Предлагаются для ознакомления модель комплексной реабилитации подростка, индивидуальная психологическая карта личностного развития подростка.
ГКОУ РО
ГКОУ РО
Донецкая
Донецкая
школаинтернат
школаинтернат
Профилактика
Профилактика
девиантного поведения
девиантного поведения
детей с ограниченными
детей с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья
Психологическая
Психологическая
профилактика
профилактика
Система мер изучения личности ребенка, его
Система мер изучения личности ребенка, его
возможностей развития, взаимоотношений в социуме;
возможностей развития, взаимоотношений в социуме;
Активное обучение социальноважным навыкам;
Активное обучение социальноважным навыкам;
Информирование как воздействие на когнитивные
Информирование как воздействие на когнитивные
процессы личности с целью повышения ее способности к
процессы личности с целью повышения ее способности к
принятию конструктивных решений;
принятию конструктивных решений;
Активизация личностных ресурсов.
Активизация личностных ресурсов.
Девиантное поведение –
Девиантное поведение –
«отклоняющееся»
«отклоняющееся»
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – –
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
поведение, которое не соответствует
поведение, которое не соответствует
общепринятым или официально
общепринятым или официально
установленным социальным нормам.
установленным социальным нормам.
Основные виды
Основные виды
отклоняющегося поведения
отклоняющегося поведения
Антисоциальное (деликвентное)
Антисоциальное (деликвентное)
поведение.
поведение.
Асоциальное поведение.
Асоциальное поведение.
Аутодеструктивное
Аутодеструктивное
(саморазрушительное) поведение.
(саморазрушительное) поведение.
Ориентир деятельности
Ориентир деятельности
психолога, педагогов
психолога, педагогов
Смещение акцентов работы с
Смещение акцентов работы с
борьбы со следствиями нарушенной
борьбы со следствиями нарушенной
социализации на профилактику
социализации на профилактику
девиаций.
девиаций.
Критерии определения
Критерии определения
ребенка в «группу риска»
ребенка в «группу риска»
Учебнопедагогические
Социальные (дети, живущие в асоциальной
Социальные
(дети, живущие в асоциальной
семье, в семье беженцев, переселенцев,
семье, в семье беженцев, переселенцев,
неполные семьи)
неполные семьи)
Учебнопедагогические (дети, имеющие
(дети, имеющие
стойкую неуспеваемость по предметам,
стойкую неуспеваемость по предметам,
допускающие пропуски без уважительной
допускающие пропуски без уважительной
причины)
причины)
Поведенческие (дети, имеющие стойкие
(дети, имеющие стойкие
нарушения поведения, трудности в отношениях
нарушения поведения, трудности в отношениях
со сверстниками, учителями, родителями,
со сверстниками, учителями, родителями,
имеющие высокий уровень тревожности,
имеющие высокий уровень тревожности,
употребляющие ПАВ и др. )
употребляющие ПАВ и др. )
Поведенческие
Модель комплексной
Модель комплексной
реабилитации подростка
реабилитации подростка
Медицинская
субъект
Педагогическая
Субъект
учебной
деятельности
Подросток
Личность
Социальный
субъект
Психологическая
Социально-
педагогическая
Индивидуальная
Индивидуальная
психологическая карта
психологическая карта
личностного развития
личностного развития
подростка
подростка
Принципы составления
Принципы составления
картыкарты
Принцип системного учета
Принцип возрастного развития
Принцип возрастного развития (значимая
(значимая
информация от рождения до актуального момента)
информация от рождения до актуального момента)
Принцип системного учета социализирующих
социализирующих
факторов на каждом этапе возрастного развития и
факторов на каждом этапе возрастного развития и
прогнозирования позитивных и негативных
прогнозирования позитивных и негативных
вариантов развития
вариантов развития
Принцип наглядного отражения динамики
Принцип наглядного отражения динамики
личностного развития школьника с
личностного развития школьника с
интерпретацией диагностических данных
интерпретацией диагностических данных
Принцип целесообразности коррекционно
коррекционно
развивающей работы с учетом обнаруженных
развивающей работы с учетом обнаруженных
признаков социальнопсихологической
признаков социальнопсихологической
дезадаптации
дезадаптации
Принцип комплексности
Принцип комплексности
Принцип целесообразности
Четыре блока карты
Четыре блока карты
Медицинские данные
Информационный блок
Информационный блок
(анамнестические данные, сведения о семье, ЖБУ
(анамнестические данные, сведения о семье, ЖБУ
проживания, психосоциальная ситуация в семье,
проживания, психосоциальная ситуация в семье,
тип семейного воспитания и т.д.)
тип семейного воспитания и т.д.)
Медицинские данные (хронические
(хронические
заболевания, анамнез развития)
заболевания, анамнез развития)
Данные психологопедагогического
Данные психологопедагогического
обследования
обследования
Результаты коррекционной работы
Результаты коррекционной работы
Методы и приемы
Методы и приемы
коррекции отклоняющегося
коррекции отклоняющегося
поведения
поведения
Методы коррекции произвольности в двигательной,
Методы коррекции произвольности в двигательной,
эмоциональной сферах, поведении, общении:
эмоциональной сферах, поведении, общении:
психогимнастика, терапия средствами искусства;
психогимнастика, терапия средствами искусства;
коррекция вербальной и невербальной сферы общения.
коррекция вербальной и невербальной сферы общения.
Коммуникативные игры, тренинг, ролевые игры.
Коммуникативные игры, тренинг, ролевые игры.
Коррекция нарушений деятельности.
Коррекция нарушений деятельности.
Выработка адекватной самооценки; коррекция страхов;
Выработка адекватной самооценки; коррекция страхов;
выработка внутренней позициии обучающегося.
выработка внутренней позициии обучающегося.
Личностная коррекция: создание условий для развития
Личностная коррекция: создание условий для развития
положительных стойких отношений с педагогами,
положительных стойких отношений с педагогами,
родителями, сверстниками с целью выведения
родителями, сверстниками с целью выведения
обучающегося из состояния отрицательной мотивации.
обучающегося из состояния отрицательной мотивации.
Профилактические
Профилактические
программы:
программы:
«Жизнь без алкоголя. Профилактика подросткового алкоголизма».
«Жизнь без алкоголя. Профилактика подросткового алкоголизма».
Цель: предупреждение злоупотребления подростками
Цель: предупреждение злоупотребления подростками
алкогольных напитков.
алкогольных напитков.
«Я вхожу во взрослый мир». Цель: повышение уровня социально
«Я вхожу во взрослый мир». Цель: повышение уровня социально
психологической компетентности, как основы успешной
психологической компетентности, как основы успешной
социальной адаптации.
социальной адаптации.
«Помоги себе сам» .Цель: создание условий, способствующих
«Помоги себе сам» .Цель: создание условий, способствующих
снятию эмоционального напряжения, развитию функций
снятию эмоционального напряжения, развитию функций
произвольной регуляции и самоконтроля.
произвольной регуляции и самоконтроля.
«Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром» .Цель:
«Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром» .Цель:
повышение личностной и социальной компетентности
повышение личностной и социальной компетентности
обучающихся (обучение жизненно важным навыкам).
обучающихся (обучение жизненно важным навыкам).
«Волевая регуляция поведения». Цель: коррекция девиантного
«Волевая регуляция поведения». Цель: коррекция девиантного
поведения подростков.
поведения подростков.
«Программа по профилактике суицида» Цель: предотвращение
«Программа по профилактике суицида» Цель: предотвращение
суицидов и суицидальных наклонностей».
суицидов и суицидальных наклонностей».