В пятом классе не предусматривается работа со всеми группами приставок. Однако практика показывает, что смысловые приставки (пре - при), написание которых зависит от значения, встречается очень часто. Работа над ними позволяет внимательно отнестись к слову, его значению. Полезна поисковая работа, творческая, связанная с составлением лингвистической сказки.
Проектно-
исследовательская
работа:
«Приставки-
труженицы»
Учитель: Клеванова Зинаида Семеновна
Тема проекта: Приставки-труженицы
Цель: Сгруппировать все приставки русского языка.
Задачи:
1. Проследить, от чего зависит написание приставок
каждой группы.
2. Систематизировать правила по написанию приставок,
составив схемы-таблицы.
3. Сочинить сказку о приставках.
4. Подобрать текст с различными видами приставок.
Источник информации: Учебник русского языка 5,6 класс
(Т.А.Ладыженская), русский язык 5 класс УМК
Г.Г.Граник.
Все русские приставки нам хорошо известны. Каждый день мы их слышим,
произносим и читаем. Сколько их? Попробуйте записать все приставки, которые
вы знаете. Сосчитайте. Оказывается, знать и вспомнить-это не совсем одно и то
же. Вы попробовали выяснить, хорошая ли у вас память? Если вы вспомнили
приставок 30, значит хорошая. А если больше 40-просто превосходная!
Для разных приставок - разные законы!
Оказывается, разные приставки пишутся пот разным
правилам. В зависимости от этого они делятся на 3 группы:
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково,
независимо от произношения
Ко второй группе относятся приставки на -з, -с, которые в одних словах
пишутся с буквой з, а в других с буквой с
К третьей группе относятся только две приставки: -при и -пре. Эта группа
самая трудная
ЗА-
НА-
ПОД-
Раз-
РАЗ-
Рас-
РАС-
ИС-
ПРИ-
ПРЕ-
Приставки, которые пишутся всегда одинаково
(приставки первой группы)
Приставки первой группы, как мы уже сказали пишутся всегда
одинаково. С некоторыми нет никаких хлопот. Это приставки -вы
-су -у. Приставки первой группы подчиняются главному правилу.
Гласные в них пишутся в безударном положении так же, как под
ударением. Согласные в приставке перед парными глухими и
звонкими пишутся так, как и перед гласными или сонорными.
Приставки первой группы надо сразу узнавать в лицо. Но это не
так легко. Ведь звучать гласные и согласные в приставках будут
по-разному. Например, в слове подписать вы ясно слышите звук
[т], а в словах сжечь и сдавать - не [с], а [ж] или [з]. Хочется
написать так, как слышится? Но нельзя поддаваться этому
искушению!
Работая с приставками первой группы, я
рассуждаю так:
1.Определяю, к какой группе относится
приставка
К
первой
Вывод:
пишу
всегда
одинаково
Ко
второй
?
К
третьей
?
Нарушители главного правила
(приставки второй группы)
По сравнению с приставками первой группы
приставки второй группы живут как будто в другом
царстве: у них всё наоборот. Те пишутся всегда
одинаково, а эти подлаживаются к соседним
буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с.
Глухие согласные действуют на них ,,оглушительно"
Вопреки главному правилу, приставки второй
группы на (на -з, -с) в слабой позиции пишутся так,
как слышатся. Запомнить правило поможет вам
песенка-напоминалка.
Живут на свете, людям помогая,
приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки-это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
БЕЗ
ЗВОНК
ГЛУ
Х
БЕС
Работая с приставками второй группы, я
рассуждаю так:
1. Определяю, к какой группе относится приставка
К третьей
?
К
первой
Вывод:
пишу
всегда
одинако
во
Ко
второй
2. Определяю, перед
буквой какого
согласного стоит
приставка
Перед буквой
глухого
Перед буквой
звонкого
Выво
д:
пишу
с
Выво
д:
пишу
з
Приставки третьей группы-
Самые трудные
Знакомимся с приставками при и пре. Почему они самые трудные?
По трём причинам. Во-первых, часто возникает вопрос: Приставка
это или часть корня? Во-вторых, написание этих приставок
зависит от их смысла. В-третьих, правописанию приставок при и
пре посвящено не одно правило, а целых шесть.
Но самая большая трудность заключается в том, что многие слова
не попадают ни под одно из шести правил и эти слова приходится
запоминать.
Придётся учиться различать разные значения приставок и
стараться запомнить как можно больше слов, которые не
подчиняются правилам.
Жили-были приставки При и Пре . В один хо-
роший день они решили искать себе новый
дом, так как им больше не хотелось быть
Обычными и скучными буквосочетаниями.
Приставки очень любили веселиться , поэ-
тому во время своего путешествие смеялись
и играли в активные игры. Решили они на пе-
регонки до дерева. Приставка При ПРИБЕЖА-
ла первая, но и Пре не отставала ,преодолевая
всякие преграды . Но вот на горизонте по-
,
явился домик.
Подходят приставки
к нему и видят, что
трёхэтажный домик-
то! На первом этаже
живут Приближения,
Присоединение и
Неполное Действие.
Присоединение говорит
приставки при: «При,
приходи к нам жить! У нас на
этаже очень весел-
ло , мы умеем уживаться
близко друг к другу,
помогаем всем, кто попал в
беду. При отвечает:
Ну хорошо, а вы
Приближение, Неполное
действие
не против?» Неполное
действие и Приближение
хором отвечают: « Живи
,конечно, мы будем только
Живи с нами!
Ну
хорошо.
Пр
и
Присоединение
рады!
Пре и не смотрела на первый этаж, ей очень
ребята, которые жили на втором этаже. На
нравились
втором
этаже домика жили Очень и Пере, им было
скучно жить вдвоём , решили они приставку Пре
жить с собой позвать. Говорят они ей: « Пре, мы
приглашаем с нами жить? Пойдёшь?» Пре
тебя
отвечает: «
Да, я согласна!»
р е
П
«Но есть же третий этаж! Кто живёт там?»-
приставка При . Тогда Очень отвечает При:» Там
говорит
живут
наши близкие друзья и хорошие соседи
Исключения,
Вам придётся запомнить их и не путать с нами, мы
очень похожи на них».
П
р
и
«Чтобы вы приставки не запутались в
дадим вам табличку, так как мы все
этажах, мы
смыслы
сказали
живём вместе, мы очень похожи, поэтому
многие школьники часто путают нас!»-
смыслы. Приставки ответили: « Спасибо!».
А вот и отдельная табличка с исключениями!
приставки живут по своим этажам, но вам стоит
Очень внимательными при правописании слов
Запомнить:
Теперь
быть
исключений.
прибаутка
примитивный
пребывать
прельстить
прибывать
принцесса
превзойти
прелюдия
привидение
приоритет
преграда
препираться
привилегия
приохотить
предание
преподнести
призвание
притворщица
преемник
препятствие
прилежание
притон
президент
преставиться
присмиреть
приурочить
презирать
претворять
присутствие
причудливый
прекословить
претензия
Сейчас я расскажу вам отрывок из одной сказочной повести. Надеюсь, что вы узнаете ее.
Майкл и Джейн не поверили своим глазам. Едва женщина вошла в садик, она поднялась в
воздух и полетела прямо к дому! Весь дом задрожал, когда она приземлилась!
Незнакомка вошла в дом, и дети увидели какую необыкновенную вещь сделала гостья.
Не выпуская из рук свою большую сумку, она просто-напросто села на перила и
...преспокойно въехала по ним на верхнюю площадку! Съехать по перилам вниз-
пожалуйста, Майкл и Джейн сколько раз сами в этом упражнялись. Но въехать наверх?!
Так не бывает!
Ребята в изумлении глядели на гостью.
- Как вы пришли? - спросила Джейн. - Нам показалось, что вас принесло ветром.
- Так и есть, - ответила незнакомка. Затем она размотала шарф, повесила шляпу на спинку
кровати, открыла огромную ковровую сумку и вытащила из неё семь фланелевых ночных
рубашек, пару туфель, коробку домино, альбом с открытками, кровать-раскладушку и
зонтик с ручкой в виде головы попугая!
Сказать Майкл и Джейн ничего не могли-оба были слишком
потрясены. И оба понимали, что в доме Номер Семнадцать по
Вишнёвому переулку происходит нечто поразительное и непостижимое.
Таблица
Слова с приставками
Размотала
Раскладушку
Изумлении
Происходит
Второй группы
Третьей группы
Приземлилась
Преспокойно
Принесло Пришли
Первой группы
Поверила Вошла
Поднялась Полетела
Задрожал Незнакомка
Увидели
Необыкновенную
Сделала Не выпуская
Напросто Въехала
Съехать Наверх
Спросила Показалась
Ответила Повесила
Открыла Вытащила
Открытками Ничего
Потрясены Понимали
Переулку Происходит
Нечто Поразительное
Непостижимое
Приставки При и Пре желают вам удачи в
учёбе)))
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!