Второстепенные члены
предложения. 5класс
Чекрыгина Л.И.
учитель1ой категории
МБОУ ВерхнеСеребряковская СОШ №12
Сравнить
Вечерело. Багровое солнце
медленно опускалось за
лесом. Прощальные лучи
еще золотили верхушки
деревьев. Дом лесника на
поляне уже весь был в
тени. Вскоре солнце и
совсем
скрылось.Вечерняя заря
на западе стала бледнеть
и гаснуть. Реже и реже
слышались голоса птиц.
Наконец в лесу наступила
тишина. Над поляной
стал подниматься туман.(
И.С.Тургенев)
Вечерело. Солнце
опускалось. Лучи
золотили. Дом был
полон.
Солнце скрылось.
Заря стала
бледнеть и
гаснуть.
Слышались голоса.
Наступила тишина.
Второстепенные члены
предложения
Задачи:
повторить, что такое дополнение,
определение и обстоятельство;
научиться находить дополнения,
определения и обстоятельства в
предложении;
тренироваться употреблять
дополнения, определения и
обстоятельства в устной и письменной
речи.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В
ГРУППЕ
1.Внимательно прочитайте
задания.
2.Выполняя задания, чётко
следуйте инструкции.
3.Работайте дружно.
4.Уважайте мнение товарищей.
5.Выберите выступающего.
Заполни таблицу
Чем
От какого
Как
Название
Что
На
Пример
Второстепен
обознача
какой
выражается
члена
подчеркивает
осенний
ного члена
ет
предложения
вопрос
отвечает
предложения
ся
зависит
Определение
Дополнение
Обстоятельст
во
1. Записать предложения,
предназначенные для вашей группы.
2. Вставить пропущенные буквы.
3. Выделить основу предложения.
4. Укажите, каким второстепенным
членом является выделенное слово.
5. Сделать вывод, для чего нужны
второстепенные члены в
предложении..
Задание для 1-ой группы
Дикие гуси г…товились
к отлёту.
Деревья постепенно
обл…тают.
В небе в…сят белые
облака.
Задание для 2-ой группы
Свежий в…терок играет
листьями.
Пошёл ре…кий дождь.
Облака плывут на
восток.
Задание для 3-ей группы
• (Откуда?) Из-за туч выглянуло
солнышко.
• Листочек оторвался ( от
чего?) от дер…ва.
• (На какой?) На высокой ели
уселась стайка др…здов.
•
лингвистическая задачка
1)Из предложения
«Я вышла на улицу.»
возьмите подлежащее
2) Из предложения
«Котёнок осторожно подошёл ко мне.»
возьмите обстоятельство
3) Из предложения
«Я шагнула вперёд»
возьмите сказуемое
4) Из предложения
«На лесную полянку вышел огромный лось»
возьмите определение
5) Из предложения
« Я увидела тропинку.»
возьмите дополнение
Я осторожно шагнула на
лесную тропинку…
Найди осенний листочек
(физминутка)
Повернитесь назад и поищите на
спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по
сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по
сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под
крышкой стула, поищите под партой.
Нашли?
Вот и хорошо.
Мы все с вами отправляемся в
осеннюю командировку.
• Задания группам. Инструкция для
работы у вас на листах.
• 3-я группа
• Прошло (какое?) лето. Наступила
(какая?) осень. В (каком?) лесу
деревья (как?) облетели. Только
берёзки сохранили (какие?)
листочки. (Как?) лучи озаряют
(какой?) лес. Природа готовится к
отдыху.
2-ая группа
• Наступление весны.
• Солнце светит всё ярче.
Степная дорога оттаяла. Снег
заметно осел и почернел. Дует
тёплый ветерок. На дорожках
блестят лужи. На деревьях
появляются первые листочки.
Всё кругом оживает.
1-ая группа
• А ваше задание - самое сложное.
Корреспондент написал лишь одно
предложение. Вы должны
написать мини-сочинение по
данному началу (обратиться к
картине), распространяя
предложения второстепенными
членами. Я осторожно шагнула
на лесную тропинку…
Меня обступали разноцветные
деревья, словно раскрашенные
волшебницей-осенью. Вот
золотоволосая красавица берёзка,
изящная, стройная в своём чёрно-
белом сарафане. Над ней шелестит
А хотите послушать, что получилось у
Я шагнула на усыпанную листьями
тропинку и замерла от восхищения.
меня?
своими ветвями дуб, как будто
защищая берёзку от ветра. Ярко-
зелёная ель раскинула мягкие
пушистые лапы – под ними так и
хочется спрятаться. Осенний лес
удивительно прекрасен.
Молодцы, вы хорошо справились со своими
заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только
распространяют главные и второстепенные
члены предложения. Они поясняют предмет,
уточняют, какой он, расширяют, делают
информацию более понятной. Одним словом,
делают нашу речь красивой, разнообразной и
богатой.
Домашнее задание
стр. 138-139-выучить.
Упр. 372,375,373 на выбор.
Индивидуально упр.371