В презентации представлены основные принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию дошкольников. Отражены традиционные формы проведения деятельности и приемы личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Для воспитателей представлены правила для работы по развитию индивидуальных способностей ребенка, умению создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе.Презентация
Основные принципы
личностноориентированного
подхода к воспитанию.
Подготовила: старший воспитатель
Акшенцева Г.В.
Целеполагание
Традиционное занятие
Личностно
ориентированное занятие
Вооружить детей твердыми
знаниями, умениями, навыками.
Развитие психических
процессов: внимания,
мышления, навыков.
Создать условия, чтобы на
каждом занятии формировать
познавательную деятельность,
превращая ребенка в субъекта,
заинтересованного в учении,
собственной деятельности.
Дети работают все время.
Происходит постоянный
диалог: воспитательребенок.
Деятельность воспитателя
Традиционное занятие
Взрослый объясняет,
показывает, напоминает,
подводит к проблеме, иногда
сознательно ошибается,
советует, совещается,
Показывает, объясняет,
раскрывает, требует,
упражняет, проверяет,
оценивает. Центральная фигура
– взрослый. Развитие ребенка
абстрактное, попутное.
предотвращает. Центральная
фигуравоспитанник. Педагог
специально создает ситуацию
успеха, сопереживания,
поощрения, вселяет
уверенность, систематизирует,
заинтересовывает, побуждает,
воодушевляет, формирует
мотивы, закрепляет авторитет
ребенка.
Деятельность воспитанника
Традиционное занятие
Ребенок – объект обучения, на
которого направлено
воздействие педагога. Работает
один педагог, дети нередко
занимаются посторонними
делами. Знания, умения, навыки
получают за счет психических
возможностей (памяти,
внимания).
Ребенок является субъектом
деятельности педагога.
Деятельность идет не от него, а
от самого ребенка.
Используется метод
проблемнопоискового и
проектного обучения,
развивающего характера.
Отношения «педагогребенок»
Традиционное занятие
Педагог требует, заставляет,
настаивает. Ребенок
приспосабливается, лавирует,
он лицо второстепенное.
Субъектносубъектные. Работа
со всеми детьми. Педагог
фактически организует работу
каждого ребенка, создавая
условия для развития
личностных возможностей,
включая формирование его
рефлексного мышления и
собственного мнения.
Примерный алгоритм построения познавательного
занятия с личностно ориентированным подходом в ДОУ.
1. Интересное начало точка
удивления.
3. Сообщения детей.
5. Опытноэкспериментальная
деятельность.
7. Решение проблемных задач,
ситуаций.
2. Игры на систематизацию
знаний.
4. Метод эмпатии.
6. Умозаключения детей на основе
опытов.
8. Продуктивная деятельность.
1. Признание приоритета личности
ребенка перед коллективом.
3. Признание того, что ребенок
обладает определенными правами,
которые священны для педагога.
П
ра
ви
ла
5. Воспитатель такой же
равноправный участник
познавательного процесса, как и
ребенок, хотя и с «направляющей»
функцией.
взаимоотношений, каждый ребенок
осознает себя полноправной
личностью и учится видеть и уважать
2. Создание гуманных
личность в других.
4. Отказ от ранжирования на
«сильных и слабых»
6. Переход от формы «я тебя учу» к
алгоритму «мы с тобой вместе
учимся» и «мне интересно, что ты
думаешь о …. »
7. Понимание воспитателем того, что
чем меньше он говорит и делает сам и
чем больше дает высказываться
детям, тем эффективнее
познавательный процесс.