Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +2
Взрослым
01.05.2017
Данная презентация является составной частью урока по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. Она дает наглядное представление о таких формах западноевропейского средневекового театра, как мистерия и способы её постановки, литургическая драма и её сюжеты, миракль как авторская драма, и, конечно, фарс, - сценки бытового, грубого содержания.Конспект урока по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма.
Урок 25 История театра.doc
Тема: Мистерии. Фарс. Литургическая драма.
Урок 25.
Цель: познакомить учащихся с формами драматических произведений
средневековой Европы.
Ход урока
I.
Литургическая драма (литургия от греч.
«служение», «общее дело»).
Λειτουργία
–
История религиозного театра западноевропейского Средневековья
начинается с жанра литургической драмы. Борясь против остатков
античного театра, в противовес сельским игрищам и гистрионам, церковь
стремилась использовать действенность и зрелищность театрального
искусства в своих целях. Уже в IX в. театрализуется месса,
вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из жизни Иисуса Христа,
начиная с его рождения и заканчивая погребением и воскресением. Именно
из этих диалогов стала формироваться ранняя литургическая драма,
которая разыгрывалась посреди храма.
Постепенно литургическая драма стала существовать в двух ежегодно
повторявшихся циклах, а именно рождественском и пасхальном.
В день Рождества Иисуса Христа выставлялась икона Девы Марии с
младенцем и, например, разыгрывалась сцена «Поклонения пастухов». К
иконе подходили священники, изображавшие евангельских пастухов.
Священник, который служил литургию, спрашивал у них, кого они ищут.
Пастухи отвечали, что ищут Христа.
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена 3х Марий и
ангела у гроба Христа. Их изображали 4 священника. Один из них в образе
ангела спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?». Марии хором
отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о Небожитель!» Ангел говорил
им в ответ: «Его здесь нет. Он восстал, как предсказал раньше. Идите,
возвестите, что Он восстал из гроба». После этого хор пел молитву,
восхвалявшую воскресение Иисуса Христа. В дальнейшем литургическая
драма усложнялась за счет разнообразия костюмов актеров, создания
«режиссерских инструкций» с точным указанием текста и движений.
1 Способы постановки
Литургическая драма являлась частью литургии и находилась в стилевом
единстве с ней.
Исполнителями литургической драмы были исключительно
церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и
соборов. Разыгрывая ту или иную сцену Священного Писания, они следовали
точным указаниям, во что им нужно одеться, в какой момент выйти, куда
направиться и что продекламировать, точнее – пропеть: до XIII в. латинский
текст не произносили, а пели, включая и прозаические части.
Ранние литургические драмы были насыщены символами и
символическими жестами. Например, монахам, изображавшим жен
мироносиц, предписывалось покрывать голову накидкой, а в сцене
«Поклонение пастухов» Мария и младенец Христос изображались при
помощи иконы, устанавливаемой на алтаре. Когда число исполнителей
увеличилось, больше внимания стало уделяться костюмам. У волхвов были
длинные белые бороды и широкополые шляпы. Воины, убивавшие младенцев,
щеголяли блестящими шлемами. Иоанн Предтеча кутался в звериную шкуру.
В дальнейшем в исполнении литургической драмы наметился переход от
условного и абстрактнопоэтического изображения к более реалистичному.
Вопервых, персонажей драмы наделили диалектной, понятной местным
жителям речью.
Вовторых, та же тенденция прослеживается и в оформлении зрелища.
Например, первоначально для изображения Гроба Господня использовали
алтарь. Позднее стали сооружать ящик из дерева, который помещали в алтаре
или в одном из углов церкви. Звезда, обязательная для инсценировки
«Поклонения волхвов», первоначально изображалась в виде светящейся
короны, которую возлагали на алтарь, либо прикрепляли к верхушке шеста,
находящегося в руках у предводителя процессии. Со временем звезду стал
изображать фонарик с горящей свечой внутри, закрепленный на веревке,
которую передвигал один из клириков по верхней галерее церкви, указывая
путь к «яслям Иисуса».
2 II.
К религиозному направлению во второй период следует
отнести миракль, мистерию и моралите.
III. Миракль (от лат. miraculum – чудо)
Этот театральный жанр появляется на рубеже XII–XIII вв. В его основе –
авторская драма, хотя имена многих сочинителей не сохранились. Сюжет
миракля не имел прямого отношения к событиям Священной истории, а
сочинялся на основе легенд о святых, чудесным образом спасающих
праведников. Так, в одном из первых известных мираклей «Игра о святом
Николае» (1200 г.) имелись отзвуки крестовых походов. Когда христианин
попал в языческий плен, Николай Угодник чудом избавил христианина из
плена. В этом же миракле более половины текста заняли бытовые комические
эпизоды трех сцен в трактире, где воры пировали и делили награбленное.
Мистерия (от греч. mysterium – таинство, служба, обряд)
Дальнейшее развитие средневекового театра ознаменовано развитием
более универсального жанра – мистерии, который начинает свою историю с
XIII в. Наибольшего расцвета мистерия достигла с XV до середины XVI вв.
Она стала продуктом городской культуры и выросла из городских процессий
в честь религиозных праздников. Из них постепенно складывалась площадная
мистерия, которая уже организовывалась не церковью, а ремесленными
цехами и муниципалитетами. Ее авторами были ученыебогословы, юристы и
врачи. В мистериях участвовали сотни горожан. Представление длилось весь
день, а крупные мистерии исполнялись в течение нескольких дней или даже
месяцев.
Мистериальная драматургия делилась на три цикла:
1) ветхозаветную, 2) новозаветную и 3) апостольскую.
Ветхозаветные мистерии содержали циклы ветхозаветных сюжетов,
новозаветные рассказывали историю рождения и воскрешения Христа, а
апостольские мистерии строились по сюжетам из житий святых.
Способы постановки
В связи с тем, что исполнителями мистерий были в основном цеха
ремесленников у каждой профессии была возможность проявить себя.
3 Например, сцену «Всемирного потопа» ставили рыбаки и матросы, «Ноев
ковчег» – судостроители, «Изгнание из рая» – оружейники. Все это сложное
мистериальное действо устраивалось под надзором особого постановщика –
руководителя игр.
Игровым пространством мистерии был весь город.
Приемы постановки:
1.инсценировка на передвижных телегах;
2.инсценировка на стационарной сцене на площади;
3.инсценировка в кругу амфитеатра.
III. Фарс
Как во французском, так и в английском средневековом театре ярко
выступает смешной элемент, грубость, а иногда и вульгарность которого
составляет его отличительные черты, причем во Франции происходит
чередование комического и драматического, тогда как в Англии мы
наблюдаем смешение того и другого. Комизм в мистериях Англии скорее
внутренний, чего нельзя сказать о французском смехе, который создал
внешний по своим приемам фарс.
Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс
был площадным, плебейским. И только потом, пройдя долгий, скрытый
путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.
Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает
«начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий
фарсы вставляли в их тексты.
Заключение:
Средние века не знают профессионального класса актеров: бродячие
певцы, плясуны менестрели, принимавшие иногда участие в представлениях,
особого значения в масштабных литургических представлениях не имеют и
стоят особо, являясь некоторым пережитком отдаленного прошлого. Все
театральное дело первоначально находилось в руках духовных лиц,
которые писали, режиссировали и представляли пьесы. Некоторые из
клириков так увлекались сценической игрой, что по целым годам не
пренебрегая своими прямыми обязанностями.
совершали служб,
4 Составлялись иногда странствующие труппы клириков, которые ходили из
города в город, разыгрывая ту или иную мистерию.
5
Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Презентация по теме: Мистерии. Фарс. Литургическая драма. История театрального искусства, 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.